Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к конЬтрук1ШИ стержней обмотки статора крупных электрических машин. Известен стержень обмотки статора электрической 1ашины, содержащий проводники и корпусную изоляцию l. В известном устройстве при нанесении корпусной изоляции для опрессовки нанесенного на поверхность стержня лака или. смолы применяется термоусаживающая лента, которая под воздействием темпера туры при технологичеЬкой обработке стержней обмотки создает сжимающее усилие, исключая тем самым возможность появления газовых включений внутри корпусной изоляции и увеличивая жесткость стержня. Однако стержни имеют неизменную структуру сечения как в пазовой, так и в лобовой части. Известен также стержень обмотки статора электрической машины, содержащий сплошные и полые проводники, имеющие на концах, прилегающих к напаянным с обеих сторон стержня накоречникам, участки, свободные от собственной изоляции, и корпусную изоляш ю 21. Такие стержни применяются в Ьтаторных обмотках турбогенераторов с непосредственным, наприме{), водяным охлаждением. Сплошньхе и полые проводники с целью исключения витковых замыканий покрыты собственной стеклянной изоляцией. При пайке стержней к наконечникам на концах стержней, примыкающих к наконечникам, имеются участки, свободные от собственной изоляции проводников. После припайки наконечников стержень, для придания Необходимой жесткости, покрывают лаком на эпоксидной основе и запекают под давлением. Это создает на изолированных участках стержня склейку проводников между собой. , Однако на участках, свободных от собственной т{золяции проводников, склейки не происходит, поскольку отсутствие собственной изоляции проводников препятствует созданию адгезии склеивающего лака с гопой медью проводников. В результате не обеспечивается необходимая жесткость стержня и в процессе работы машины под воздействием вибрации лобовых частей обмотки на участках, свободных от собственной изоляции, возникают усталостные разрушения проводников. Целью изобретения является повышение жесткости стержня. Лля этого на участках, свободных от собственной изоляции, под слой корпусной изоляши установлены манжеты из формую щегося Материала, например,стеклоткани, пропитанной термореактивным составом на эпоксидных связующих. На фиг, 1 изображен стержень обмотки статора электрической машины; фиг. 2 сечение А-А фиг. 1; фиг. 3 - сечение Б-Б фиг. Д. Стержень обмотки статора злектричеркой машины содержит сплошные проводники 1 и полые проводники 2. На конце 3 стержня, прилегающем к напаянному наконечнику 4, имеются участки 5 проводни ков, свободные от собственной изолявди 6. На участки, свободные от собственной изоляции, под слой корпусной изоляции 7 установлена манжета 8 из формующегося материала, например, стеклоткани, пропитанной термореактивным составом на эпок сидных связуюшзта. При запечке под давлением манжета отверждается, заполняя зазоры между проводниками, обеспечивая тем самым необходимую жесткость стержня. Стержень обмотки статора электрической машины позволяет повысить жесткость его по всей длине. Формула изобретения Стержень обмотки статора электрической машины, содержащий сплошные и полые провод1шки, имеющие на концах, прилегающих к напаянным с обеих сторон стержня наконечникам, участки, свободные от собственной изоляции, и корпусную изоляцию, отличающийся тем, что, с целью повышения жесткости стержня, на участках, свободных от собственной изоляции, под слой корпусной изоляции установлены манжеты из формующегося материала, -например, стеклоткани, пропитанной термореактивным составом на эпоксидных связующих. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент Японии № 49-22602, кл. 55А01, 10.06.74. 2.Москвитин А. И. Непосредственное охлаждение электрических машин, М., 1962, с. 29, рис. 29 а.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ изготовления слюдосодержащих лент | 1977 |
|
SU741325A1 |
Стержень статорной обмотки высоковольтных электрических машин | 1985 |
|
SU1343503A1 |
СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ СТАТОРА ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1993 |
|
RU2088024C1 |
Обмотка статора электрической машины и способ ее изготовления | 1982 |
|
SU1080239A1 |
Пропиточный состав | 1989 |
|
SU1720096A1 |
Обмотанный статор высоковольтного турбогенератора | 1990 |
|
SU1793517A1 |
Способ изготовления стержня обмотки статора | 1990 |
|
SU1787306A3 |
ПРОПИТОЧНЫЙ СОСТАВ | 1992 |
|
RU2010367C1 |
Стержневая обмотка статора электрической машины | 1988 |
|
SU1640781A1 |
Способ изготовления изоляции катушечных обмоток электрических машин | 1979 |
|
SU782056A1 |
Фиг.1
U-gzzzza
E2ZZ2Za
й- 5
(Z2Z2S3 ) (
КУчЧСТ
(ViWj 222223
.
в IV44V4 j
1 tzzzzzza
tssssso
.Р
uz.J
Авторы
Даты
1979-10-05—Публикация
1976-07-07—Подача