Предметом изобретения является подвижной тренажер для обучения бомбометанию, HsroTOBvTeHHbift в виде тележки с автоматическим отметчиком места падения бомбы. Отличие предлагаемого тренажера от ранее известных состоит в том, что колеса тележки связаны с векторным механизмом, вследствие чего они синхронно поворачиваются вокруг вертикальных осей, в зависимости от установленной воздушной скорости и скорости ветра до установки плоскостей колес параллельно вектору путевой скорости самолета, что обеспечивает требуемое направление перемещения тележки.
На фиг. 1 представлен тренажер, вид в плане; на фиг. 2 - схема движущего механизма; на фиг. 3 - схема отметчика места падения бомб.
Тренажер представляет собой трехколесную тележку, передвигаемую от электродвигателя или от ручного привода.
Колеса 1, 2 и 3 (фиг. 1) установлены в вилках 4, 5 и 6, жестко соединенных с трубчатыми вертикальными осями 7, 8 и 9, проходящими через подшипники, расположенные в углах треугольной рамы тренажера. К вилкам приварены рычаги 11, 12, 13 и 14, с которыми шарнирно соединены тяги 15 и 16.
Система рычагов и тяг обеспечивает параллельность плоскостей вращения колес и позволяет производить одновременный поворот их па один и тот же угол при поворачивании одного из колес.
Направление движения тренажера задается вектором нутево скорости механизированного аэронавигационного треугольника скоростей, состоящего из векторов: воздушной скорости, ветра и путевой скорости.
В верхней части тележки вокруг оси 9 свободно вращается рычаг 17, представляющий собой вектор воздушной скорости и с концом которого шарнирно соединен рычаг 18, изображающий вектор ветра. Рычаг 18 посажен на общую ось с рычагом 19 и может быть установлен и зафиксирован под любым углом к последнему.
В свою очередь, рычаг 19 тягой 20 связан с рычагом 21, укрепленным на раме тренажера. Рычаг 17, тяга 20 и рычаги 19 и 21 образуют шарнирный параллелограмм. Такая система при поворачивании рыча№ 69253
га 17 вокруг оси 5, т. е. изменении курса, заставляет рычаг 18 перемещаться параллельно исходному положению. Иными словами, эта система обеспечивает стабилизацию вектора ветра в конструктивном допускаемом диапазоне изменения курсов.
Через ползун 22, свободно поворачивающийся на конце рычага 18, проходит жестко скрепленный с вертикальной осью 5 рычаг 23, изображающий вектор путевой скорости, расположенный в плоскости вращения колеса 3 и образующий срычагом 17 угол, равный углу сноса а.
Описанная кинематическая схема при установленном условном курсе /Ci обеспечивает движение тренажера в направлении вектора путевой скорости.
Над осью колеса / помещена свободно сидящая на оси плоская модель самолета 24, на которой на пятке 25 установлен бомбардировочный прицел. Самолет рычажком 27 и тягой 28 шарнирно связан с рычагом 17, вследствие чего его продольная ось всегда направлена параллельно вектору воздушной скорости.
Для изменения условного курса Ki на новый /( достаточно рычаг 17 повернуть на угол .
Для передвижения тренажера с путевой скоростью W, вырабатываемой механизированным аэронавигационным треугольником, служит движущий механизм, состоящий из ручного или электрического привода с тахометром и индикатора путевой скорости.
Привод состоит из системы зубчатых передач 29, 30 и 31 (фиг. 2), связанных с одной стороны с ведущим колесом 3 и с другой стороны с тахометром 32.
Ведущим колесом может быть любое из трех колес тележки. Вращение привода осуществляется или рукояткой 33, или электродвигате.чем 34, скорость вращения которого регулируется реостатом 35.
На рычаге 23 вектора путевой скорости установлен ролик 36 с канавкой, который огибает тонкая стальная струна 37, соединенная одним концом с пальцем 39 рычага 18 вектора ветра. Другой конец струны, перекинутый через направляющие ролики 40 и ролик 4 индикатора, натянут пружиной 42. На ролике 41 насажена стрелка 43, служащая индикатором путевой скорости W.
Ролик 41 установлен соосно со стрелкой 44 тахометра.
Диаметр ролика рассчитывается таким образом, чтобы поворот индикатора соответствовал путевой скорости механизированного аэронавигационного треугольника, выраженного в угловой мере тахометра, измеряющего путевую скорость передвижения тренажера. Следовательно, для передвижения тренажера со скоростью, задаваемой вектором путевой скорости достаточно сообщить приводу такую скорость вращения, при которой стрелка 44 тахометра совместится с индикатором 43.
Для нридания путевой скорости тренажера большей устойчивости на одной из осей привода ставится .маховик 45. Путем введения несложной релейной схемы может быть достигнута полная автоматизация движения тренажера со скоростью W, вырабатываемой векторным треугольником, например, следующим образом. Индикатор 43 путевой скорости и стрелка 44 тахометра, как контакты, включаются в цеп1. реле, управляющего контактами добавочного сопротивления в цепи мотора 34.
Для отметки точки падения «бомбы в тренаже устанавливается механизм - бомбометчик (фиг. 3).
Бомбометчик состоит из соленоида и вре.менного механиз.ма. Сердечник 55 соленоида с обмоткой 56 ввертывается в ползун 57, передвигающийся по направляющей 58. Па якорь 59 соленоида навинчивается наконечник 60 с плотной набивкой 61 из хлопчатобумажной пряжи, выступающей из нижнего отверстия наконечника.
Цилиндрическая полость якоря заполняется жидкой краской, пропитывающей набивку и закрывается пробкой 62. 63 при отсутствии тока в обмотке соленоида удерживает якорь в верхнем положении.
Направляющая 58 лежит в плоскости, параллельной оси самолета 24 и проходящей через центр оптической оси прицела - в плоскости отставания. Ось вращения 64 направляющей 58 должна совпадать с оптиче :кой осью прицела. Установка отставания производится передвижением соленоида по направляющей и отмечается индексом на ползуне 57 по шкале.
Для фиксации установки соленоид повертывается и ползун, являющийся одновременно гайкой, плотно прижимается к направляющей. Момент падения бомбы определяется отработкой расчетного времени падения бомбы. Для этого служит временный механизм 66 типа ВМШ-2, который при нажиме кнопки 67 через установленный промежуток времени, дает импульс тока в соленоид.
В этот момент якорь опустится вниз, и место падения «бомбы отметится кружком на мишени 68, положенной на полу тренировочного помещения.
Предмет изобретения
Подвижной тренажер для обучения бомбометанию с автоматическим отметчиком места падения бомбы, отличающийся тем, что, с целью имитации прямолинейного горизонтального полета самолета, он выполнен в виде тележки, колеса которой с помощью векторного механизма в зависимости от воздущной скорости самолета и скорости ветра могут быть повернуты синхронно вокруг вертикальных осей до установки плоскостей вращения колес параллельно линии боевого пути самолета, что обеспечивает выбор необходимого направления перемещения тележки на карте местности.
- 3 -№ 69253
fUBj
22
Фиг. 2
fU8.3
Авторы
Даты
1947-01-01—Публикация
1945-05-18—Подача