При торможении асинхронного короткозамкнутого двигателя противотоком и выключении двигателя в момент, когда его скорость близка к нулю, используются реле противотока.
Большинство этих реле работает на центробежном или электромагнитном принципе; при этом с валом двигателя связывается или центробежное реле противотока или датчик типа тахогенератора, импульсного генератора и т.п.
В ряде случаев подобную связь вала двигателя с центробежным реле или датчиком выполнить затруднительно, а в некоторых случаях она вообще невыполнима.
Предметом настоящего изобретения является реле противотока для двигателей переменного тока, выполненное по типу электронного реле с подачей управляющего напряжения на управляющую сетку пятиэлектродной лампы. Предлагаемое реле противотока работает на компенсационном принципе и не требует сцепления с валом двигателя.
В этом реле управляющее напряжение образовано геометрической разностью двух напряжений. Одно из этих напряжений снимается с сопротивления, включенного последовательно с двигателем, а другое с сопротивления, включенного последовательно с индуктивным сопротивлением на питающее напряжение; оба напряжения, снимаемые с сопротивлений, соразмерены так, чтобы при нулевой скорости двигателя были равны по величине, одинаковы по фазе и компенсировали друг друга.
Сущность изобретения поясняется чертежом.
В одну из фаз статора асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором включено малое активное сопротивление R1.
Ток статора, протекающий по этому сопротивлению, создает некоторое падение напряжения. В момент останова двигателя, т.е. при s = 1 по сопротивлению R1 протекает ток короткого замыкания Ik двигателя, который отстает от фазового напряжения Uф на угол где xk реактивное сопротивление двигателя при s = 1, a Rk активное сопротивление двигателя при s = 1.
Ток Ik отстает на угол φk+30° относительно линейного напряжения U. Падение напряжения на сопротивлении R1 в момент останова двигателя обозначено UAB.
К линейному напряжению подключено активное сопротивление R2 и переменное индуктивное сопротивление xL, подобранные так, чтобы ток Ik, протекающий по цепи АД, был сдвинут относительно междуфазового напряжения на угол φk+30°. Это условие достигается в случае, если arctg
Сопротивление R2 выполнено в виде реостата с ползунком и напряжение на зажимах АС-UAC подобрано таким образом, чтобы напряжение UAB и UAC были равны и совпадали по фазе.
В этом случае при s = 1 напряжение между точками ВС-UBC будет равно нулю, в то время как при любом другом скольжении от s = 2 до s = 1 напряжение UBC не будет равно нулю. Напряжение UBC через потенциометр R3 подается на сетку пентода ЭЛ и усиливается им.
В анодную цепь пентода включена первичная обмотка промежуточного трансформатора ПТ, которая питает промежуточное реле РП телефонного типа, снабженное небольшими купроксными выпрямителями, включенными по схеме моста. Если скорость двигателя будет равна и близка нулю, то и напряжение на зажимах реле РП также будет равно нулю, реле выключается и его н.о. контакт разорвет цепь катушки контактора противотока КПТ.
Момент выключения реле РП может регулироваться посредством движка F потенциометра R3.
Преимущества предлагаемого реле сводятся к следующему:
1. Все элементы реле представляют собой стандартные детали, применяемые в радиотехнике и электронной автоматике.
2. В реле отсутствуют вращающиеся элементы, так как оно не связывается с валом двигателя.
3. Настройка и установка реле проста.
4. Работа реле не зависит от колебаний напряжения сети.
Реле противотока для двигателей переменного тока, выполненное по типу электронного реле с подачей управляющего напряжения на сетку - катод лампы, отличающееся тем, что означенное напряжение образовано геометрической разностью двух напряжений, одно из которых снимается с сопротивления, включенного последовательно с двигателем, а другое - с сопротивления, включенного последовательно с индуктивным сопротивлением на питающее напряжение, и которые соразмерены так, чтобы при нулевой скорости двигателя они были равны по величине и одинаковы по фазе и компенсировали друг друга.
Авторы
Даты
1947-09-30—Публикация
1945-07-13—Подача