{
Изобретение относится к области машиностроения.
Известна цепь, содержащая шарнирно соединенные между собой одинаковые по форме звенья, имеющие на одном конце головку в ви де тела вращения со сферической опорной поверхностью, а на другом - опорньгй элемент, охватьшающий головку соседнего звена и имеющий соответствующую ей форму.
Известная цепь имеет очень большие размеры, усложненный монтаж и демонтаж.
Цель изобретения - улучшение эксгшуатадаонных качеств цени, упрощение монтажа и демонтажа, а также повышение надежности соединения звеньев.
Для этого в предлагаемой цепи головка звена имеет форму усеченного конуса со сферическими, имеющими различный радиус кривизны основаниями, являющимися опорными поверхностями, причем каждое предыдущее звено обращено к последующему основанием с меньщим радиусом кривизны.
Опорный элемент звена может быть выполнен с возможностью упругого расширения, а звенья - цельными. Обе опорные noeepxHociii
головки звена выполняются вь иукль5ми, нли опорная поверхность головки с болыянм рапнусом кривизнь выполняется выпуклой, а с меньцл1м - вогнутой. Звено со стороны опорного элемента может быть вь1полнено с продольным разрезом по мсЕ1ьшей мере в двух диаметрально противоположнрлх местах, контур опорного элемента может иметь ступен-атую форму и частично охвачен корпусом кз самосмазывающегося акгифрякцнонного материала И1Ш пластмассы. Опорньи элемент звена может бьггь составным в В1зде ступенчатого цилиндрического нако1;ечника, двзос полувтулок, охватьшающих наконечник и опорную поверхность большого радиуса входящей в наконечник головкн соседнего звена, а также корпуса, охватьшающего полувт лки.
На фиг. 1 показано звено предлагаемой це1ш, перемещающейся в направляющей трубе; На фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 - второй вариант исполнения звена цепи; на фиг. 4 - третий изриант исполнения; на фиг. 5 - вариант испол11с гия звена цепи с составным опорным элементом. Цепь содержит звенья 1 одюшковой констру ции, соединенные между собой шарнирно. Звено 1 имеет на одном конце головку 2, на дру гом конце опорный элемент 3, охватьшающий головку 2 соседнегр звена. Головка 2 вылолйена в виде усеченного конуса со сферическими основаниями 4 и 5, расположенными концентричяо, являющимися опорными поверхностями и имеющими общий центр кривизны 6, который лежит на продольной оси цепи. Опорные поверхности 4 и 5 головки 2 могут быть вьшуклыми и связаны друг с другом через ко нусообразную поверхность 7, которая имеет угол 8 раствора. К опорной поверхности 4 головки 2 присоединен стержневой элемент 9, форма которого в основном цилиндрическая. Опорньш элемент 3 эвена I имеет полость 10, которая в основном ограничена вогнутой опорной поверхностью 11, конической боковрй стенкой J2 и вогнутой опорной noBejpxHocтью 13. г Эта полость повторяет форму головки 2 с тем лишь исключением, что угол раствора 14 конической боковой стенки 12 больше, чем угол 8 раствора. Вогнутые опорные поверхности 13 и 11 имеют практически тахсой же радиус кривизны, как и опорные, йоверхности 4 и 5 и тот же qeHTjp кривизны 6. Из полости 10 опорного элемента 3 ведет наружу отверстие 15, диаметр которого в значительной мере больше, чем .диаметр стержневого элемента 9 в непосредственной близости от опорной поверхности 4. Минимальная вел1гаша этого раз мера зависит от разности между углами 14 и 8 раствора и от диаметра стержневого элемента и измерена обычно так, что при макси.мальном стклонении углов двумя звень ями, т« е. при отклонении продольной оси одного звена от продольной оси соседнего звена на угол, равный 1/2 (угол 14 и угол 8) межд внешней поверхностью стерндаевого элемента 9 и внутренним краем отверстия 15, не имеется зазора или он минимальный. Из разности углов 14 и 8 раствора так же, как и из расстояния между непосредственно друг за другом идущими центрами кривизны 6 можно без труда подсчитать минимальный ра диус кривизны цепи по фиг. 1. Например, при расстоянии, равном 60 мм и угле а 8° мини мальный радиус кривизны цепи около 860 мм, а при расстоянии, равном 50 мм и угле к 8° - около -720 мм. Следовательно минимальный радиус кривиз ны цепи пропорционален расстоянию между непосредственно друг за прутом следуюцц1мн центрами кривизны и обратно пропорционален синусу разности углов 14 и 8. Каждое из звен ев 1 имеет свой наибольйшй диаметр на опорной поверхности 3, которая охватьшает головку 2 непосредственно последующего звена 1. Почти кольцеобразная поверхность 16 выполнена шарообразной, т. е. вьшуклой наружу. Это дает возможность перемещать цепь в трубе 17, как это изображено на чертеже, причем каждое из звеньев 1 дажепри дугообразном ходе трубки 17 касается внутренней стенки 18 только вдоль линии, которая идет в плоскости, проходящей перпендикулярно к продольному движешю трубы, и удалена от центра кривизны на расстояние а. Тем самым гарантирована минимальная величина потерь от трения и скольжения благодаря шарообразной форме. Таким образом, шарнирное соединение звеньев предлагаемой цепи при некоторых краевых условиях имеет все степени свободы, однако имеет осевой люфт от звена к звену. Отдельные звенья могут быть также повернуты относительно друг друга вокруг своих продольных осей. Как показано на фиг. 1, в своем продольном направлении звенья прорезаны наподобни зажимной цанги. В данном случае имеются четыре прорези, из которых на фиг. 1 виден только паз 19. Пазы 19 расположены в плоскостях, проходящих через продольную ось звеньев 1, и имеют возможно меньшую ширину. В продольном направлении пазы 19 проходят через весь опорный элемент 3, через стержень 9 до части головки 2. Пазы 19 служат для того, чтобы опорный элемент 3 сделать способным к разжиманию так, чтобы головка 2 могла быть введена в опорный элемент 3 без помощи инструмента. Длина паза 19 зависит от свойства материала, из которого изготовлены звенья 1, и от той величины, на которую эти четыре лапки, получившиеся от разделения опорного элемента 3 пазами 19, должны бьггь разжаты для введения головки 2. Опорная поверхность 20 меньшего радиуса кривизны головки 2 может быть вьшолнена вогнутой, как показано на фиг. 3. Опорные поверхности 4 и 20 имеют в этом случае так же один и тот же центр кривизны 6, но расположены они в этом случае по одну сторону от, него. В полости 10 опорного элемента 3 предусмотрен плоский кольцеобразньш выступ 21, на которьш установлен своим меньшим основанием нажимной элемент 22, имеющий форму усеченного конуса. Большое основание этого нажимного элемента 22 сделано вьшуклым и образует опорную поверхность 23 для опорной поверхности 20 головки 2. Больший диаметр нажимного элемента 22 соответствует большему диаметру головки 2.. 57 Опорный элемент 3 на фиг. 1 имеет почти коническую форму, но может иметь и ступенчатую форму. К стержню 9 примыкает цилиндрический участок 24, который имеет плоский торец 25, обращенный к телу шарнира 2 звена 1, который предназначен для сцепления, например, со звездочкой. К цилиндрическому участку 24 примыкает бочкообразный участок 26 посредством обоймы 27, например, из эластичного деформируемого синтетического материала или из самосмазьшающегося антифрикционного материала. Внешняя поверхность обоймы 27 также бочк образна. В результате труба 17, окружающая цепь, касается каждого звена только вдоль лиНИИ. Потери на трение и скольжение сведены до минимума без дополнительного смазывания. Обойма 27 действует дополнительно как предохранительное кольцо. . .Звено 1 может быть выполнено без продольных прорезей 19, т. е. опорный элемент 3 не имеет возможность эластичного расширения и выполнен составным в виде ступенчатого цилиндрического наконечника 28, вьтолненного на стержне 2. Наконечник 28 имеет на торце открытое ко.ническое отверстие 29, основание которого закруглено в соответствии с радиусом кривизны опорной поверхности 5 головки 2. Наконечник 28 охвачен двумя полувтулками 30-31, которые частично своими торцами перекрывают отверстие 29 наконечника 28. Поверхности полувтулок 30-31, прилегающие к сферической поверхности 4 головки 2, имеют соответствующую форму, вогнуто закруглены. На обе полувтулки 30-31 надета обойма 32 которая может бьггь изготовлена из синтетичес кого или из самосмазьшающего я антифрикционного материала. Формула изобретения 1. Цепь, содержащая шарнирно соединенные между собой одинаковые по форме звенья. меющие на одном конце головку в виде теа вращения со сферической опорной поверхостью, а на другом - опорный элемент, охваьшающий головку соседнего звена и имеюий соответствующую ей форму, о т л и ч а я с я тем, что, с целью улучшения эксплуаациотых качеств цепи, упрощения монтажа и емонтажа и повьпдения надежности соединеия звеньев, головка имеет фop.y усеченного онуса со сферическими, имеющИ1ии раз шчный адаус кривизны основаниями, являющимися порными поверхностями, причем каждое преыдущее звено обращено к последующему основанием с меньшим радиусом кривизны. 2., Цепь по п. 1, отличающаяся тем, что опорный элемент звена вьшолнен с возможностью расширения. 3.Цепь по п. 2, о-т л и ча ю щ ая ся тем, что звеЛя выполнены цельными. 4.Цепь по п. 1, отличающаяся тем, что обе опорные поверхности головки звена выполнены выпуклыми. 5.Цепь по п. 1, отличающаяся тем, что опорная поверхность головки с большим радиусом кривизны - выпуклая, а опорная поверхность с меньшим радиусом кривизны - вогнутая. 6.Цепь по п. 2, отличающаяся тем, что звено со стороны опорного элемента выполнено с продольным разрезом по меньшей мере в двух диаметрально противоположных местах. 7.Цепь по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что опорный элемент выполнен в виде ступенчатого контура к снабжен частично охватывающей его обоймой из самосмазьшающегося антифрикционного материала. 8.Цепь по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что опорный элеме1гг звена выполнен составным в виде ступенчатого щтиндрического наконечника, двух полувтулок, охватьюаюших наконечник и опорную поверхность большого радиуса входящей в наконечник головки соседнего звена, а также обоймы охватьшающей полувтулки.
Bu9 А
6 2/
Х
АХЧХ
If
Фи.
.
Фиг,3
ze 27
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ дефектоскопии роторов турбин с тепловыми и уплотнительными канавками по окружности и устройство для его осуществления | 1989 |
|
SU1777070A1 |
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2115810C1 |
Шарнирное соединение | 1987 |
|
SU1490330A1 |
Устройство для измерения диаметра отверстия | 1989 |
|
SU1675651A1 |
ГИБКИЙ ВАЛ | 1931 |
|
SU38564A1 |
ПЕТЛЯ ДВЕРНАЯ | 2007 |
|
RU2353744C1 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИСКОВОЕ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕЕ ОРУДИЕ СО СМЕННЫМИ РАБОЧИМИ ЧАСТЯМИ "ВИКОСТ" | 2007 |
|
RU2371899C2 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР | 1987 |
|
SU1432890A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ АБРАМОВА В.А. | 2015 |
|
RU2600953C1 |
Универсальный шарнир шпинделя | 1982 |
|
SU1045966A1 |
J2
31
28
ZiZZZZ f- 29
Авторы
Даты
1979-11-30—Публикация
1972-04-30—Подача