Цепь Советский патент 1979 года по МПК F16G13/14 

Описание патента на изобретение SU701551A3

{

Изобретение относится к области машиностроения.

Известна цепь, содержащая шарнирно соединенные между собой одинаковые по форме звенья, имеющие на одном конце головку в ви де тела вращения со сферической опорной поверхностью, а на другом - опорньгй элемент, охватьшающий головку соседнего звена и имеющий соответствующую ей форму.

Известная цепь имеет очень большие размеры, усложненный монтаж и демонтаж.

Цель изобретения - улучшение эксгшуатадаонных качеств цени, упрощение монтажа и демонтажа, а также повышение надежности соединения звеньев.

Для этого в предлагаемой цепи головка звена имеет форму усеченного конуса со сферическими, имеющими различный радиус кривизны основаниями, являющимися опорными поверхностями, причем каждое предыдущее звено обращено к последующему основанием с меньщим радиусом кривизны.

Опорный элемент звена может быть выполнен с возможностью упругого расширения, а звенья - цельными. Обе опорные noeepxHociii

головки звена выполняются вь иукль5ми, нли опорная поверхность головки с болыянм рапнусом кривизнь выполняется выпуклой, а с меньцл1м - вогнутой. Звено со стороны опорного элемента может быть вь1полнено с продольным разрезом по мсЕ1ьшей мере в двух диаметрально противоположнрлх местах, контур опорного элемента может иметь ступен-атую форму и частично охвачен корпусом кз самосмазывающегося акгифрякцнонного материала И1Ш пластмассы. Опорньи элемент звена может бьггь составным в В1зде ступенчатого цилиндрического нако1;ечника, двзос полувтулок, охватьшающих наконечник и опорную поверхность большого радиуса входящей в наконечник головкн соседнего звена, а также корпуса, охватьшающего полувт лки.

На фиг. 1 показано звено предлагаемой це1ш, перемещающейся в направляющей трубе; На фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 - второй вариант исполнения звена цепи; на фиг. 4 - третий изриант исполнения; на фиг. 5 - вариант испол11с гия звена цепи с составным опорным элементом. Цепь содержит звенья 1 одюшковой констру ции, соединенные между собой шарнирно. Звено 1 имеет на одном конце головку 2, на дру гом конце опорный элемент 3, охватьшающий головку 2 соседнегр звена. Головка 2 вылолйена в виде усеченного конуса со сферическими основаниями 4 и 5, расположенными концентричяо, являющимися опорными поверхностями и имеющими общий центр кривизны 6, который лежит на продольной оси цепи. Опорные поверхности 4 и 5 головки 2 могут быть вьшуклыми и связаны друг с другом через ко нусообразную поверхность 7, которая имеет угол 8 раствора. К опорной поверхности 4 головки 2 присоединен стержневой элемент 9, форма которого в основном цилиндрическая. Опорньш элемент 3 эвена I имеет полость 10, которая в основном ограничена вогнутой опорной поверхностью 11, конической боковрй стенкой J2 и вогнутой опорной noBejpxHocтью 13. г Эта полость повторяет форму головки 2 с тем лишь исключением, что угол раствора 14 конической боковой стенки 12 больше, чем угол 8 раствора. Вогнутые опорные поверхности 13 и 11 имеют практически тахсой же радиус кривизны, как и опорные, йоверхности 4 и 5 и тот же qeHTjp кривизны 6. Из полости 10 опорного элемента 3 ведет наружу отверстие 15, диаметр которого в значительной мере больше, чем .диаметр стержневого элемента 9 в непосредственной близости от опорной поверхности 4. Минимальная вел1гаша этого раз мера зависит от разности между углами 14 и 8 раствора и от диаметра стержневого элемента и измерена обычно так, что при макси.мальном стклонении углов двумя звень ями, т« е. при отклонении продольной оси одного звена от продольной оси соседнего звена на угол, равный 1/2 (угол 14 и угол 8) межд внешней поверхностью стерндаевого элемента 9 и внутренним краем отверстия 15, не имеется зазора или он минимальный. Из разности углов 14 и 8 раствора так же, как и из расстояния между непосредственно друг за другом идущими центрами кривизны 6 можно без труда подсчитать минимальный ра диус кривизны цепи по фиг. 1. Например, при расстоянии, равном 60 мм и угле а 8° мини мальный радиус кривизны цепи около 860 мм, а при расстоянии, равном 50 мм и угле к 8° - около -720 мм. Следовательно минимальный радиус кривиз ны цепи пропорционален расстоянию между непосредственно друг за прутом следуюцц1мн центрами кривизны и обратно пропорционален синусу разности углов 14 и 8. Каждое из звен ев 1 имеет свой наибольйшй диаметр на опорной поверхности 3, которая охватьшает головку 2 непосредственно последующего звена 1. Почти кольцеобразная поверхность 16 выполнена шарообразной, т. е. вьшуклой наружу. Это дает возможность перемещать цепь в трубе 17, как это изображено на чертеже, причем каждое из звеньев 1 дажепри дугообразном ходе трубки 17 касается внутренней стенки 18 только вдоль линии, которая идет в плоскости, проходящей перпендикулярно к продольному движешю трубы, и удалена от центра кривизны на расстояние а. Тем самым гарантирована минимальная величина потерь от трения и скольжения благодаря шарообразной форме. Таким образом, шарнирное соединение звеньев предлагаемой цепи при некоторых краевых условиях имеет все степени свободы, однако имеет осевой люфт от звена к звену. Отдельные звенья могут быть также повернуты относительно друг друга вокруг своих продольных осей. Как показано на фиг. 1, в своем продольном направлении звенья прорезаны наподобни зажимной цанги. В данном случае имеются четыре прорези, из которых на фиг. 1 виден только паз 19. Пазы 19 расположены в плоскостях, проходящих через продольную ось звеньев 1, и имеют возможно меньшую ширину. В продольном направлении пазы 19 проходят через весь опорный элемент 3, через стержень 9 до части головки 2. Пазы 19 служат для того, чтобы опорный элемент 3 сделать способным к разжиманию так, чтобы головка 2 могла быть введена в опорный элемент 3 без помощи инструмента. Длина паза 19 зависит от свойства материала, из которого изготовлены звенья 1, и от той величины, на которую эти четыре лапки, получившиеся от разделения опорного элемента 3 пазами 19, должны бьггь разжаты для введения головки 2. Опорная поверхность 20 меньшего радиуса кривизны головки 2 может быть вьшолнена вогнутой, как показано на фиг. 3. Опорные поверхности 4 и 20 имеют в этом случае так же один и тот же центр кривизны 6, но расположены они в этом случае по одну сторону от, него. В полости 10 опорного элемента 3 предусмотрен плоский кольцеобразньш выступ 21, на которьш установлен своим меньшим основанием нажимной элемент 22, имеющий форму усеченного конуса. Большое основание этого нажимного элемента 22 сделано вьшуклым и образует опорную поверхность 23 для опорной поверхности 20 головки 2. Больший диаметр нажимного элемента 22 соответствует большему диаметру головки 2.. 57 Опорный элемент 3 на фиг. 1 имеет почти коническую форму, но может иметь и ступенчатую форму. К стержню 9 примыкает цилиндрический участок 24, который имеет плоский торец 25, обращенный к телу шарнира 2 звена 1, который предназначен для сцепления, например, со звездочкой. К цилиндрическому участку 24 примыкает бочкообразный участок 26 посредством обоймы 27, например, из эластичного деформируемого синтетического материала или из самосмазьшающегося антифрикционного материала. Внешняя поверхность обоймы 27 также бочк образна. В результате труба 17, окружающая цепь, касается каждого звена только вдоль лиНИИ. Потери на трение и скольжение сведены до минимума без дополнительного смазывания. Обойма 27 действует дополнительно как предохранительное кольцо. . .Звено 1 может быть выполнено без продольных прорезей 19, т. е. опорный элемент 3 не имеет возможность эластичного расширения и выполнен составным в виде ступенчатого цилиндрического наконечника 28, вьтолненного на стержне 2. Наконечник 28 имеет на торце открытое ко.ническое отверстие 29, основание которого закруглено в соответствии с радиусом кривизны опорной поверхности 5 головки 2. Наконечник 28 охвачен двумя полувтулками 30-31, которые частично своими торцами перекрывают отверстие 29 наконечника 28. Поверхности полувтулок 30-31, прилегающие к сферической поверхности 4 головки 2, имеют соответствующую форму, вогнуто закруглены. На обе полувтулки 30-31 надета обойма 32 которая может бьггь изготовлена из синтетичес кого или из самосмазьшающего я антифрикционного материала. Формула изобретения 1. Цепь, содержащая шарнирно соединенные между собой одинаковые по форме звенья. меющие на одном конце головку в виде теа вращения со сферической опорной поверхостью, а на другом - опорный элемент, охваьшающий головку соседнего звена и имеюий соответствующую ей форму, о т л и ч а я с я тем, что, с целью улучшения эксплуаациотых качеств цепи, упрощения монтажа и емонтажа и повьпдения надежности соединеия звеньев, головка имеет фop.y усеченного онуса со сферическими, имеющИ1ии раз шчный адаус кривизны основаниями, являющимися порными поверхностями, причем каждое преыдущее звено обращено к последующему основанием с меньшим радиусом кривизны. 2., Цепь по п. 1, отличающаяся тем, что опорный элемент звена вьшолнен с возможностью расширения. 3.Цепь по п. 2, о-т л и ча ю щ ая ся тем, что звеЛя выполнены цельными. 4.Цепь по п. 1, отличающаяся тем, что обе опорные поверхности головки звена выполнены выпуклыми. 5.Цепь по п. 1, отличающаяся тем, что опорная поверхность головки с большим радиусом кривизны - выпуклая, а опорная поверхность с меньшим радиусом кривизны - вогнутая. 6.Цепь по п. 2, отличающаяся тем, что звено со стороны опорного элемента выполнено с продольным разрезом по меньшей мере в двух диаметрально противоположных местах. 7.Цепь по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что опорный элемент выполнен в виде ступенчатого контура к снабжен частично охватывающей его обоймой из самосмазьшающегося антифрикционного материала. 8.Цепь по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что опорный элеме1гг звена выполнен составным в виде ступенчатого щтиндрического наконечника, двух полувтулок, охватьюаюших наконечник и опорную поверхность большого радиуса входящей в наконечник головки соседнего звена, а также обоймы охватьшающей полувтулки.

Bu9 А

6 2/

Х

АХЧХ

If

Фи.

.

Фиг,3

ze 27

Похожие патенты SU701551A3

название год авторы номер документа
Способ дефектоскопии роторов турбин с тепловыми и уплотнительными канавками по окружности и устройство для его осуществления 1989
  • Пермитин Игорь Александрович
  • Агафонов Виталий Анатольевич
SU1777070A1
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Мозоров С.Д.
  • Мозоров Д.С.
  • Мозоров И.Д.
RU2115810C1
Шарнирное соединение 1987
  • Герасимов Юрий Васильевич
  • Ковалевич Николай Артемович
SU1490330A1
Устройство для измерения диаметра отверстия 1989
  • Пермитин Игорь Александрович
  • Агафонов Виталий Анатольевич
  • Комаров Альвин Николаевич
  • Бологов Геннадий Алексеевич
  • Букин Юрий Александрович
SU1675651A1
ГИБКИЙ ВАЛ 1931
  • Бернард Гранвиль
SU38564A1
ПЕТЛЯ ДВЕРНАЯ 2007
  • Посохов Николай Геннадьевич
  • Калкаманов Руслан Фатхелбаянович
RU2353744C1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИСКОВОЕ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕЕ ОРУДИЕ СО СМЕННЫМИ РАБОЧИМИ ЧАСТЯМИ "ВИКОСТ" 2007
  • Островерх Виктор Михайлович
RU2371899C2
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР 1987
  • Богданов А.Н.
  • Алексеенко Г.Я.
  • Гостев А.А.
  • Преображенский Л.Н.
SU1432890A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ АБРАМОВА В.А. 2015
  • Абрамов Валентин Алексеевич
RU2600953C1
Универсальный шарнир шпинделя 1982
  • Кучеренко Владимир Федорович
  • Воробьев Виталий Иванович
  • Черномуров Анатолий Николаевич
  • Маневич Владимир Александрович
SU1045966A1

Иллюстрации к изобретению SU 701 551 A3

Реферат патента 1979 года Цепь

Формула изобретения SU 701 551 A3

J2

31

28

ZiZZZZ f- 29

SU 701 551 A3

Авторы

Вальтер Рейст

Даты

1979-11-30Публикация

1972-04-30Подача