Устройство для определения угла наклона объекта Советский патент 1979 года по МПК G01C9/36 

Описание патента на изобретение SU705254A1

Изобретение относится к области измеритель ной техники, и в. частности, к устройствам дл определения пространственного угла наклона объекта, например летательного аппарата. Известны указатели тангажа и крена, состой щий .из двух независимых одна от другой систем сооб щающихся сосудов, частично заполненных жидкостью, индицирующие элементы которых определяют положение летательного аппарата только в одной плоскости Щ. Недостатки этой конструкции состоят в том что каждая система сообщающих;ся сосудов позволяет определять положение объекта только в одной плоскости, демпфирование жидкости не эффективно. Разрешающая способность указателя тангажа и крана не высокая из-за малых размеров тщицирующих элементов, не предусмотрен отсчет величин крена, а осуществляется только его индикация. Известны авиагоризо1ггы гироскопического типа 2. Недостатками этих устройств являются слож ность в эксплуатации и техническом обслуживатши, необходимость в специальных источниках питания энергией, сложность конструкции. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является устройство для определения пространственного угла наклона от О до 360, содержащее две концентрично расположенные сферы, частично заполненные жидкостью, и преобразователь угла наклона в электрическую величину 3. Целью изобретения является упрощение конструкции, повь1шение надежности и уменьшение габаритов, что позволяет использовать его в качестве аварийного (дублирующего) прибора на самолетах, в случае выхода из строя гироскопического авиагоризонта. Цель достигнута тем, что в предлагаемом устройстве, содержащем корпус, выполненный в виде сосуда, частично заполненного жидкостью и снабженного шкалой, нанесенной на его поверхности, сосуд выполнен в ви,де двух прозрачных концектрично расположенных полусфер, соединенных по вертикальному диаметру трубкой, причем, с целью снижения капиллярмого эффекта, разность радиусов полусфер 6 выбрана равной 0,05-3,0 мм, а радиус трубки (2-4) 5.

На фиг. 1 изображено устройство-авиагоризонт (вид спереди); на фиг. 2 - вид сбоку (разрез по вертикальной диаметральной плоскости); на фиг. 3 - вид сверху (разрез горизо1€тальной диаметральной плоскости), на фиг. 4 - работа авиагоризонта в пблете.

Устройство содержит две прозрачные шаровые полусферы 1 и 2 с радиусал й Шотвё ствен ijo R и г расположенные одна в другой и скрепленные между собой по диаметральным окружностям 3 так, что образован полусферический сосуд с внутренней полостью 5 R-г, два крайних отверстия его, находящиеся на одной вертикали -.нижнее 4 и верхнее 5 соединены между собой трубкой 6, внутренний радиус которой порядка (2-4) 5. Герметичный сосуд заполнен наполовину подкрашенной жидкостью 7, имеющей соответствующие физйко-техннческое параметры (коэффициент объемного расширения, температуру затвердевания, вязкость и т.д.), обеспечивающие работу авиагоризонта в условиях эксплуатации самолета. Расстояние 5 обеспечивает необходимое демпфирование жидкости и не допускает проявления капиллярного эффекта. Полусфера 2 с внутренней (вогнутой) CTOportbi окрашена в три Цветовых зоны и на ней нанесена шкала тангажа. Зона 8 окрашена в светло-коричневый цвет, по ее шкале 9 отсчщьшается угол тангажа на пикирование. Зона 10 окрашена в белый цвет и Располагается примерно от 2,5 на пикирование до 2,5° на кабрирование. Зона 11 окрашена в светло-голубой цвет, по ее щкапе 12 отсчитывается угол тангажа на кабрирование. Через середину пждлы тангажа по дуге большой бйружности в вертикальной плоскости нанесена визирная линия 13 для удобства считывания показаний. В диаметральной плоскости полусфер, с наружной стороны сосуда, укреплена, шкала кренов 14 с визирными треугольными отметками 15. Шкаль авиагоризонта по углам крена и тангажа равномерные - в силу конструкции прибора (сфера постоянной кривизны). Линия уровня жидкости четкая. Отсчет показаний однозначный. Демпфирование всего объема жадкости в сосуде позволяет отсчИть вать показания фактического положения самолета в йробтрйгбтве. Прибор устанавливается на самолёте так, что ось полусферического сосуда совпадает с направлением продольной оси самолета, а выпуклость его обрШШЙ Г пШ10там. При нахождении самолета в горизонте и нормальной температуре () уровень жидкости 7 устанавливается в середине зоны Ш и отмечается визирными треугольИыми отмет705254

ками 15. Нахождение уровня жидкости в зоне 10 говорит о нормальном положении. самол.ета. При движении самолета с углом тангажа (крен равен нулю) уровень жидкости совершает кажущееся движение по шкале тангажа. Угол тангажа на пикирование или кабрирование определяется в точке пересечения визирной линии 13 с линией уровня жидкости.

При движении самолета с углом крена (тангаж равен нулю) линия уровня жидкости проходит через зону 10 в центре и пересекает шкалу 15, по которой отсчитб1вается величина крена (правого или левого). При выполнении самолетом различных эволюции уровень жидкости одновременйЬ совершает кажущееся движение по окр жностям. шкал кренов и тангажа.

Эффект изобретения /в повышении безопасности полетов, особенно при пилотировании самолетов и вертолетов в сложных метеорологических условиях при появлении факторов, могущих ска: аться на работе известных авиагоризонтов; нарушение работы или отказ источников питания, неисправность коррекции, поломка прибора, нарушение работы дистанционных передач, неправильное пользование прибором в полете и т.д. Полная автономность работы авиагоризонта, простота, надежность конструкции, незначительное влияние эксплуатационно-конструктивных факторов позволяют рассматривать предложенный авиагоризонт на борту самолета как резервный и сравнивать показания других авиагоризонтов, (горископического типа) с его показаниями.

Формулаизобретения

1.Устройство для определения угла наклона объекта, содержащее корпус, выполненный в виде сосуда, частично заполненного жидкостью и снабженного щкалой, нанесенной на его поверхности, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции, повышения надежности и уменьщения габаритов, сосуд выполнен в биде Двух прозрачньк концёнтрично расположенных полусфер, соединенных по вертикальному диаметру трубкой.

2.Устройство по п. 1, о.т л и ч а ю щ е е с й- тем, что, с целью снижения капиллярного эффекта, разность радиусов полусфер | 5 выбрана равной 0,05-3,0 мм, а радиус трубки - (2-4) 6;

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Патент ФРГ N 878866, кл. 42 с 25/01, опубдик. 1949.

2.Д. С. Пельпар Гироскопические приборы

и автопилоты. Машиностроение 1964, с. 199201..,

3.Авторское свидетельство СССР N 459668, кд..О 01 С 9/36. 1972 (поототип).

Похожие патенты SU705254A1

название год авторы номер документа
ИНДИКАТОР ИСТИННОГО ГОРИЗОНТА 2013
  • Кочергин Игорь Николаевич
RU2539809C1
Устройство для определения угловой ориентации объекта И.Н.Кочергина 1992
  • Кочергин Игорь Николаевич
SU1831653A3
АВИАГОРИЗОНТ 1976
  • Урядов В.Е.
  • Кузин Г.И.
SU705838A1
Авиагоризонт 1990
  • Авдеев Александр Владимирович
SU1795285A1
АВИАГОРИЗОНТ С РАЗНЕСЕННЫМИ ПО ВЫСОТЕ УКАЗАТЕЛЯМИ ТАНГАЖА И КРЕНА 2013
  • Путинцев Владимир Иванович
  • Литуев Никита Андреевич
RU2561311C9
КУРСОГОРИЗОНТ 1990
  • Авдеев А.В.
RU2024823C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВ КРЕНА И ТАНГАЖА 1983
  • Кочергин И.Н.
SU1313105A3
ЭЛЕКТРОННЫЙ АВИАГОРИЗОНТ 2017
  • Низов Сергей Николаевич
RU2664789C1
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ПРИБОР ЛОГИЧЕСКОЙ ИНДИКАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ В ПРОСТРАНСТВЕ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Пленцов Александр Пантелеевич
  • Законова Наталья Александровна
RU2331848C2
Курсогоризонт 1990
  • Андреев Николай Семенович
  • Овечкин Павел Алексеевич
SU1781543A1

Иллюстрации к изобретению SU 705 254 A1

Реферат патента 1979 года Устройство для определения угла наклона объекта

Формула изобретения SU 705 254 A1

SU 705 254 A1

Авторы

Кочергин Игорь Николаевич

Даты

1979-12-25Публикация

1975-11-04Подача