АВИАГОРИЗОНТ С РАЗНЕСЕННЫМИ ПО ВЫСОТЕ УКАЗАТЕЛЯМИ ТАНГАЖА И КРЕНА Российский патент 2015 года по МПК G01C19/44 

Описание патента на изобретение RU2561311C9

Изобретение относится к области авиационных приборов, которые показывают пространственное положение летательного аппарата в виде углов тангажа и крена.

Известны два вида авиагоризонтов, которые работают на принципах: вид с воздушного судна (ВсВС) и вид с земли (ВсЗ) фиг 1. Эти же приборы реализованы в электронно-цифровом виде.

Наиболее близким по технической сущности является авиагоризонт АГД-1 (фиг.1), который относится к виду ВсЗ и содержит корпус, трехстепенной гироскоп. На лицевой части прибора установлен силуэт самолета, указывающий крен самолета. За силуэтом находится подвижная сфера, стабилизированная гироскопом и указывающая угол тангажа самолета. Нижняя половина окрашена в черный цвет, верхняя - в светлый.

Недостатком указанного авиагоризонта является:

- затруднения в определении своего пространственного положения вне видимости естественного горизонта при попадании в сложную ситуацию.

- ситуация усложняется, когда линия горизонта уходит за пределы видимости на приборе,

- нередко в сложной ситуации летчик воспринимает авиагоризонт, как авиагоризонт другого типа, с которым он летал на предыдущем типе самолета или проходил первоначальное обучение. В таком случае ситуация переходит в катастрофическую.

- летчику требуется большое время для определения своего пространственного положения особенно в сложных и физически затруднительных положениях.

Техническим результатом изобретения является:

1. Простота и ясность индикации пространственного положения летательного аппарата.

2. Надежность, невозможность ошибочного восприятия пространственного положения летчиком даже при физически трудных ситуациях полета.

3. Быстрота восприятия. Достаточно беглого взгляда и даже периферийного зрения, чтобы выполнять любое полетное задание в условиях отсутствия естественного горизонта.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

на фиг.1 - существующий авиагоризонт АГД-1 с видом индикации - "вид с земли на воздушное судно (ВсЗ)",

на фиг.2 - предлагаемый авиагоризонт с разнесенными по высоте указателями тангажа и крена. Указатель тангажа выполняется в виде силуэта самолета в профиль.

Данный технический результат в авиагоризонте достигается путем использования трехстепенного гироскопа, устройства визуальной индикации и отличается тем, что:

1. 1. В верхней части устройства индикации располагается указатель тангажа в виде силуэта самолета (вид с земли в профиль), что позволяет определять угол тангажа по специальной шкале как по стрелочному индикатору, делая отсчет напротив носика силуэта самолета 3 (фиг.2).

2. На устройстве визуальной индикации указатель крена в виде отдельного прибора с силуэтом самолета 6 по типу вид с земли «ВсЗ» (фиг.2), располагается ниже указателя тангажа и таким образом разнесенного по высоте относительно указателя тангажа,

Так же может быть установлен индекс угла атаки 4 (фиг.2) на фоне шкалы и силуэта углов тангажа.

Авиагоризонт с разнесенными по высоте указателями тангажа и крена представляет собой установленные два прибора в одном корпусе особым способом (фиг.2). Авиагоризонт работает следующим образом:

Первый прибор 1 расположен в верхней части корпуса и с помощью силуэта самолета 3 с видом в профиль по специальной шкале 2 указывает угол тангажа. Общая шкала прибора разбита на шкалы кабрирования от 0 град. до 180 град. и шкалы пикирования 5 от 0 град. до -90 град. Угол тангажа отсчитывается по указанной шкале против носа силуэта самолета. Верхняя часть прибора (выше оси вращения силуэта) окрашивается в светло-голубой цвет, нижняя часть прибора (ниже оси вращения прибора) окрашивается в светло-коричневый цвет. Таким образом первый прибор является указателем тангажа.

Особенность указателя тангажа. Если Вы при угле тангажа более 90 градусов выполните переворот через крыло, то фактически угол тангажа станет менее 90 градусов. И наоборот, если Вы при угле тангажа менее 90 градусов выполните переворот через крыло, то фактически угол тангажа станет более 90 градусов. Учитывая это явление, на электронно-цифровом индикаторе авиагоризонта предусматривается переключение оцифровки шкалы указателя тангажа слева направо и наоборот справа налево в соответствии с истинным значением угла тангажа летательного аппарата.

Второй прибор располагается ниже первого (фиг.2). Прибор с помощью силуэта самолета 6 указывает пилоту крен самолета по типу «Вид сзади». Крен отсчитывается по шкалам 7 с разметкой от 0 град. до 90 град. Верхняя часть прибора указателя крена (выше оси вращения силуэта) окрашивается в светло-голубой цвет, нижняя часть указателя крена (ниже оси вращения силуэта) окрашивается в светло-коричневый цвет. Отсчет выполняется по шкале против крыла силуэта самолета.

Источники информации

1. Авиагоризонт АГД-1К - http://kk.convdocs.org/docs/index-10387.html?page=3.

2. Система индикации авиагоризонта - http://www.findpatent.ru/patent/203/2032883.html.

3. RC Allen 3-inch RCA 2600-3 DIGITAL - авиагоризонт с цифровым индикатором. : http://www.pilotshop.rs/instruments/attitude-indicators/rc-allen-3-inch-rca-2600-3-digital-attitude-indicator-new-model.html.

4. Индикатор МФИ-66 - http://www.dtv.horizont.by/index.php?page=265.

5. Авиагоризонты - http://crown-irforce.narod.ru/technics/aviapribor/avgor_lic.html.

6. Самолет Як-130 - http://aviapanorama.su/2005/08/yak-130-proryv-k-uspexu/.

Похожие патенты RU2561311C9

название год авторы номер документа
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ПРИБОР ЛОГИЧЕСКОЙ ИНДИКАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ В ПРОСТРАНСТВЕ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Пленцов Александр Пантелеевич
  • Законова Наталья Александровна
RU2331848C2
СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ АВИАГОРИЗОНТА 1993
  • Урядов В.Е.
RU2032883C1
ИНДИКАТОР ИСТИННОГО ГОРИЗОНТА 2013
  • Кочергин Игорь Николаевич
RU2539809C1
Авиагоризонт 1990
  • Авдеев Александр Владимирович
SU1795285A1
СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2016
  • Нараленков Михаил Кириллович
  • Прядкин Сергей Петрович
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Шкурко Николай Константинович
RU2647344C2
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР ТАНГАЖА И/ИЛИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ /ВАРИАНТЫ/ 2014
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2567985C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ НА МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМ ИНДИКАТОРЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСАДКИ 2005
  • Костюк Александр Иванович
  • Минеев Михаил Иванович
RU2297596C1
АВИАГОРИЗОНТ 1984
  • Сливков Б.В.
  • Авдеев А.В.
SU1190680A1
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР 2011
  • Бездетнов Николай Павлович
  • Бардин Евгений Николаевич
RU2474862C1
Устройство для определения угла наклона объекта 1975
  • Кочергин Игорь Николаевич
SU705254A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 561 311 C9

Реферат патента 2015 года АВИАГОРИЗОНТ С РАЗНЕСЕННЫМИ ПО ВЫСОТЕ УКАЗАТЕЛЯМИ ТАНГАЖА И КРЕНА

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение в системах определения пространственного положения летательного аппарата (ЛА) при полетах в сложных метеоусловиях и ночью, когда отсутствует естественный горизонт. Технический результат - повышение надежности. Для этого положение по тангажу и крену определяется с помощью двух раздельных силуэтов самолета. Авиагоризонт с разнесенными по высоте указателями тангажа и крена представляет два прибора в одном корпусе. Первый прибор 1 расположен в верней части корпуса, в котором с помощью силуэта самолета 3 с видом в профиль по шкале 2 сформирован указатель угола тангажа. Шкала прибора разбита на шкалы кабрирования от 0 град. до 180 град. и шкалы пикирования 5 от 0 град. до -180 град. Угол тангажа отсчитывается по указанной шкале против носа силуэта самолета. Второй прибор располагается ниже первого. Прибор с помощью силуэта самолета 6 указывает пилоту крен самолета по типу «Вид сзади». Крен отсчитывается по шкалам 7 с разметкой от 0 град. до 90 град. При этом представлена возможность установки индекса угла атаки 4 на фоне шкалы углов тангажа. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 561 311 C9

Авиагоризонт, содержащий трехстепенной гироскоп и устройство визуальной индикации, отличающийся тем, что в верхней части устройства визуальной индикации располагается указатель тангажа в виде силуэта самолета в профиль для отсчета значений тангажа напротив носика силуэта самолета по шкале тангажа, а в нижней части устройства визуальной индикации располагается указатель крена в виде отдельного прибора с силуэтом самолета по типу вид с земли (ВсЗ) с обеспечением возможности установки индекса угла атаки на фоне шкалы углов тангажа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2561311C9

Авиагоризонт 1990
  • Авдеев Александр Владимирович
SU1795285A1
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР 2011
  • Бездетнов Николай Павлович
  • Бардин Евгений Николаевич
RU2474862C1
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР 2002
  • Деревянкин В.П.
  • Кучерявый А.А.
  • Макаров Н.Н.
RU2207514C1
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ПРИБОР ЛОГИЧЕСКОЙ ИНДИКАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ В ПРОСТРАНСТВЕ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Пленцов Александр Пантелеевич
  • Законова Наталья Александровна
RU2331848C2
US 6057786 А1, 02.05.2000.

RU 2 561 311 C9

Авторы

Путинцев Владимир Иванович

Литуев Никита Андреевич

Даты

2015-08-27Публикация

2013-08-13Подача