Изобретение относится к измерительной технике, а именно к гироскопическим приборам. Преимущественно может использоваться в качестве резервного механического авиагоризонта при потере питания электронного авиагоризонта с па- расояьной индикацией.
Целью изобретения является сокращение габаритно-весовых характеристик.
Известен индикатор авиагоризонта, содержащий гировертикаль, отдельный индикатор с жидко-кристаллической индикацией. Сигналы с гировертикали, например, углов тангажа, через электронный блок поступают на жидко-кристаллический индикатор. При горизонтальном полете круговое поле индикатора разделено пополам, причем верх светлый, низ - темный. При кабрировании светлый сектор увеличивается, а темный сектор - уменьшается. Создается иллюзия над горой, т.е. подъем. При пикировании - наоборот создается иллюзия вниз в долину, т.е. спуск. Эта концепция является новой и получила название пара- сольная индикация.
При некоторых преимуществах эргоно- мических характеристик известного индикатора, он обладает недостатком -большие габаритно-весовые характеристики, Это объясняется тем, что гировертикаль и индикатор разделены на два прибора, к тому же для создания подвижных секторов на жид- костно-кристаллическом индикаторе необходим сложный и большой по объему электронный блок.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому устройству является авиагоризонт, содержащий корректируемый гироскоп в карданной раме, элементы индикации углов крена, элементы индикации углов тангажа, устройство передачи углов тангажа от гироскопа к элементам индикации углов тангажа, состоящее из двух пар цилиндрических и ортогональных колес, причем ось вращения ортогональных колес проходит коаксиально полуоси карданной рамы.
Недостатком известного авиагоризонта, принятого за прототип, является большие габаритно-весовые характеристики прибора. Это объясняется тем, что элемент индикации углов тангажа представляет собой цилиндр с оцифровкой. Цилиндр практически занимает 1/3 от длины всего прибора, т.е. длина получается большей, а , значит большой вес прибора.
Целью изобретения является сокращение габаритно-весовых характеристик устройства.
На фиг.1 показан общий вид авиагоризонта - вид сверху; на фиг.2 -лицевая часть авиагоризонта при горизонтальном полете; на фиг.З - лицевая часть авиагоризонта при
наборе высоты; на фиг.4 - лицевая часть авиагоризонта при снижении.
Авиагоризонт содержит трехстепенной гироскоп 1 в карданной раме 2 с полуосями 3, 4, установленными подвижно в корпусе 5
0 и крышке 6. На полуосях 7, 8 гироскопа 1 жестко закреплены первая пара цилиндрических колес 9, 10, входящие, в зацепление со второй парой цилиндрических колес 11, 12. Ось 13 жестко скреплена с первым коле5 сом второй пары цилиндрических колес 11 и установлена на подшипниках 14 в полуоси 15, которая жестко скреплена со вторым колесом второй пары цилиндрических колес 12. В свою очередь полуось 15 установлена
0 на подшипниках 16 в полуоси 3 карданной рамы 2.
На оси 13 жестко установлен диск 17, окрашенный в светлый тон, например, голубой или серый, сектор 18, означающий не
5 бо. Часть диска, сектор 19, окрашен в темный цвет, например, коричневый или черный, означающий землю. Граничные линии 20, 21 между темным и светлым тоном.. :
0 На полуоси 15 жестко установлен дисковый сектор 22, окрашенный аналогично сектору 19 в темный цвет, например, коричневый или черный и имеет граничные линии 23. 24. Спереди корпуса 5 установлен фла5 нец 25 со стеклом 26. В корпусе 5 установлена шкала крена 27 с рисками 28 углов крена и нулевым индексом 29, против которого при нулевом крене расположен подвижный индекс 30, скрепленный с
0 карданной рамой 2 (условно не показано). На шкале крена 27 с обратной стороны с помощью держателей 31 закреплен неподвижно силуэт-самолетик 32. Штриховка темных секторов 19, 22 показана условно, для
5 восприятия светлого и темного фона.
Авиагоризонт работает следующим образом.
При горизонтальном полете сектора 19, 22 расположены как показано на фиг.2, т.е.
0 светлое поле и темное одинаковое по площади. Граничная линия дискового сектора 22 практически незаметна на фоне одинакового цвета сектора 19.
При наборе высоты (кабрирование) ги5 роскоп 1 поворачивается относительно карданной рамы 2 увлекая цилиндрические колеса 9,10 первой пары, как колес, которые разворачивают цилиндрические колеса (ортогональные) второй пары колес 11, 12 в разные стороны. При этом диск 17 и дисковый сектор 22 вращаются навстречу друг другу. Темный диск 22 перекрывает темный диск 19, а светлый участок 18 диска 17 увеличивается по площади. Максимальное положение показано на фиг.З. когда темный участок диска 22, имеющий раствор 120°, полностью закрыл темный участок 19 дискового сектора 22. Создается иллюзия над горой, т.е. набор высоты. И наоборот, когда светлый участок 18 диска 17 становится на- и еньшим по площади (фиг.4) при пикиро- ва|нии. При этом создается иллюзия вниз в долину. Эволюция по крену индицируется подвижным индексом 30 относительно рисок 28 и индекса 29.
Режим крен без тангажа будет происходить следующим образом. При крене само- леУа, корпус 5, закрепленный на приборной доске, поворачивается относительно гиро- скрпа 1. При этом шкала 27 крена развора- читается относительно подвижного индекса 30J закрепленного на карданной раме 2. Угрл, образованный между нулевым индексом 29 и подвижным индексом 30, показывает угол крена.
Режим тангажа с краном является сочетанием двух описанных ранее режимов. Т.е. величина угла крена, как наиболее важная с точки зрения устойчивости самолета информация, считывается количественно между индексами 29 и 30. А угол тангажа считывается качественно по расположению секторов 22, 19.
Таким образом, выполнен механический вариант индикации парасоль, отличающийся от электрЬнного тем. что пои одинаковом объеме занимаемым гироскопом, индикатор на подвижном диске и дисковом секторе занимает по толщине объем порядка 3-4 мм. В то время как при электронной индикации толщина индикатора с выводами порядка 25-30 мм и электронный блок для негр около 100мм, т.е. выигрыш по длине прибора в несколько раз, а следовательно будет выигрыш и по весу прибора.
Для повышения информативности и схожести с электронной индикацией возможно нанесение на темные диски радиальных линий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВИАГОРИЗОНТ С РАЗНЕСЕННЫМИ ПО ВЫСОТЕ УКАЗАТЕЛЯМИ ТАНГАЖА И КРЕНА | 2013 |
|
RU2561311C9 |
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ПРИБОР ЛОГИЧЕСКОЙ ИНДИКАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ В ПРОСТРАНСТВЕ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2331848C2 |
КУРСОГОРИЗОНТ | 1990 |
|
RU2024823C1 |
СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ АВИАГОРИЗОНТА | 1993 |
|
RU2032883C1 |
ЭЛЕКТРОННЫЙ АВИАГОРИЗОНТ | 2017 |
|
RU2664789C1 |
ИНДИКАТОР ИСТИННОГО ГОРИЗОНТА | 2013 |
|
RU2539809C1 |
АВИАГОРИЗОНТ | 2010 |
|
RU2428657C1 |
АВИАГОРИЗОНТ | 1984 |
|
SU1190680A1 |
АВИАГОРИЗОНТ | 1979 |
|
SU753241A1 |
Устройство для определения угла наклона объекта | 1975 |
|
SU705254A1 |
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к гироскопическим приборам. Преимущественно может использоваться в качестве резервного механического авиагоризонта при потере питания электронного авиагоризонта с пересольной индикацией. Целью изобретения является сокращение габаритно-весовых характеристик устройства. Для этого цилиндрические колеса первой пары цилиндрических колес 9, 10 закреплены на полуосях 7,. 8 гироскопа 1 по обе его стороны, а цилиндрические колеса второй пары цилиндрических колес 11.12 расположены коаксиально друг другу и оси вращения второй пары цилиндрических колес расположены также коаксиально друг другу, а элементы индикации углов тангажа выполнены в виде дискового сектора 19 и диски 17, расположенных параллельно друг другу, причем дисковый сектор закреплен на оси вращения перЁого колеса второй пары цилиндрических колес искрашен в Темный цвет, диск 17 закреплен на оси вращения второго колеса второй пары цилиндрических колес и окрашен в светлый цвет, а часть площади диска, равная дисковому сектору, окрашена в цвет дискового сектора. 4 ил. 9275 y/// f////Jk//////////////////////. со С
Формула изобретения
Авиагоризонт, содержащий трехсте- пенной гироскоп в карданной раме с полу- осями, элементы индикации углов тангажа, устройство передачи углов тангажа от гироскопа к элементам индикации углов тангажа, выполненное из двух пар цилиндрических колес, причем одно из первой пары цилиндрических колес расположено на первой полуоси вращения гироскопа, а о(|ь вращения второй пары цилиндрических колёс расположена коэксиально полуоси тангажа карданной рамы, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что. с целью сокращения гэбаритно-еесовых характеристик устройства, элементы индикации углов тангажа
выполнены в виде дискового сектора и диска, расположенных параллельно друг другу, второе цилиндрическое колесо расположено на второй полуоси вращения гироскопа, а первое и второе колеса второй пары цилиндрических колес расположены коаксиально друг другу, при этом дисковый сектор, окрашенный в темный цвет, расположен перед диском i. закреплен на
оси вращения первого колеса второй пары цилиндрических колес, а диск закреплен на оси вращения второго колеса второй пары цилиндрических колес, причем часть площади диска, равная площади дискового сектора, окрашена в цвет дискового сектора, а вторая часть площади диска окрашена в светлый тон.
Редактор В.Трубченко
If /fw.4
Составитель М.Богачев
Техред М.МоргенталКорректор Н.Король
Авторы
Даты
1993-02-15—Публикация
1990-05-29—Подача