I
Изобретение отнносится к области машиностроения и может быть использовано при создании машин и механизмов с безлюфтовой передачей крутяшего момента.
Известна муфта для безлюфтовой передачи крутящего момента, содержаш,ая две полумуфты с поводками, входяшими в прорези расположенного между ними промежуточного элемента, выполненного в виде крестовины с секторными хвостовиками, из которых два, расположенные диаметрально противоположно, смонтированы свободно и связаны с крестовиной охватывающей их упругой разрезной обоймой 1.
По основному авт. св. № 371361 известна крестовая безлюфтовая муфта, содержащая полумуфты, каждая полумуфта снабжена двумя сегментами, неподвижно закрепленными в предусмотренных в полумуфтах цилиндрических полостях, и двумя регулировочными винтами, установленными в сквозных соосных радиальных отверстиях, промежуточный диск с взаимно перпендикулярными выступами заходит в пазы, образованные плоскими боковыми поверхностями сегментов. Тела качения заключены в сепараторы и расположены между плоскими боковыми поверхностями сегментов и выступов промежуточного диска.
Однако в известной муфте сепараторы с телами качения установлены свободно и имеют возможность смещаться и перекашиваться в пазах между плоской поверхностью сегмента и выступами промежуточного диска относительно ее продольной оси, что приводит к заклиниванию муфты, а наличие плоских боковых поверхностей на сегментах и выступах промежуточного диска ограничивает применение различных видов тел качения (в данной конструкции можно применить в качестве тел качения цилиндрические ролики).
Целью изобретения является повышение надежности муфты путем предотвращения заклинивания сепараторов с телами качения и ограничения свободного осевого перемещения их в пазах сегментов и выступов промежуточного диска и расширение эксплуатационных возможностей.
Эта цель достигается тем, что на боковых, обращенных одна к другой поверхностях сегментов и выступов промежуточного диска
выполнены углубления, образующие направляющие дорожки по форме тел качения.
Кроме того, на наружной поверхности сегментов могут быть выполнены продольные цилиндрические пазы, а каждый регулировочный винт снабжен шаровым хвостовиком, помещенным в продольный цилиндрический паз сегментов.
Каждая полумуфта может быть снабжена стопорным устройством в виде пружинного разрезного кольца и имеющего на торце паз стопорного винта, установленного в радиальном отверстии сегмента и контактирующего с регулировочным винтом, при этом на наружной поверхности полумуфт выполнены кольцевые канавки и радиальные прорези, а каждое пружинное разрезное кольцо помещено в паз регулировочного винта и в кольцевую канавку полумуфт, а его концы размещены в радиальных прорезях.
На фиг. I изображена крестовая безлюфтовая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 вид А; на фиг. 3 - разрез Б - Б; на фиг. 4- 12 - варианты направляющих дорожек, выполненных на сегментах и выступах промежуточного диска.
Крестовая безлюфтовая муфта состоит из левой I и правой 2 полумуфт, имеющих цилиндрические полости 3, в которых помещены по дв,а сегмента 4, закрепленных на полумуфтах 1 и 2 с помощью болтов 5. Между чполумуфтами 1 и 2 расположены промежуточный диск 6, имеющий два взаимно перпендикулярных выступа 7, входящих в пазы 8 полумуфт. На обращенных одна к другой поверхностях сегментов 4 и выступов 7 промежуточного диска б выполнены углубления, образующие направляющие дорожки 9 и 10 с буртиками 11 и 2 по всей их длине. В направляющих дорожках установлены тела качения 13, заключенные в сепараторы 14.
Каждая полумуфта снабжена регулировочными винтами 15, которые установлены в сквозных соосных резьбовых отверстиях 15 и служат для перемещения сегментов 4 при сборке и разборке муфты и для выборки зазоров между ее деталями.
Каждый сегмент 4 имеет цилиндрический продольный паз 17, а каждый регулировочный винт 15 - игаровой хвостовик 18, входящий в цилиндрический паз 17, образуя щарнирное соединение, дающее возможность сегментам 4 самоустанавливаться относительно тел качения 13 при выборке зазоров.
Для сохранения отрегулированного положения сегментов 4 каждая полумуфта снабжена стопорным устройством в виде стопорного винта 19, ввинченного в резьбовое отверстие 16 до соприкосновения с регулировочным винтом 15 с натягом пружинного кольца 20, входящего в паз 21 на торце стопорного винта 19 и кольцевую канавку 22 на наружной поверхности полумуфты 1 и 2,
а концы 23 пружинного кольца 20 введены в радиальную прорезь 24, выполненную на полумуфтах. В собранном виде пазы 8 полумуфт 1, 2 заполнены консистентной смазкой, и обе полумуфты закрыты эластичным чехлом 25.
В процессе работы при наличии радиального смещения осей левой 1 и правой 2 полумуфт промежуточный диск 6 соверщает планетарное движение в плоскости, перпендикулярной к оси муфты. При этом выступы 7 промежуточного диска 6 перемещаются вдоль сквозных пазов 8 полумуфт 1, 2 между телами качения 13, а сепаратор 14 вместе с телами качения соверщает возвратно-поступательные движения по направляющим дорожкам 9 и 10 без с.мещений и перекосов относительно продольной оси муфты.
Наличие на сегментах и выступах промежуточного диска направляющих дорожек, выполненных по форме тел качения и имеющих ограничители в виде буртиков, позволяет применять различные виды тел качения и предотвращать заклинивание .муфты.
Формула изобретения
1.Крестовая безлюфтовая муфта по авт. св. № 371361, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем предотвращения заклинивания сепараторов с телами качения и ограничения свободного осевого перемещения их в пазах сегментов и выступов промежуточного диска и расширения эксплуатационных возможностей, на боковых, обращенных одна к другой, поверхностях сегментов и выступов промежуточного диска выполнены углубления, образующие направляющие дорожки по форме тел качения.
2.Муфта по п. 1, отличающаяся те.м, что на наружной поверхности сегментов выполнены продольные цилиндрические пазы, а каждый регулировочный винт снабжен шаровым хвостовиком, помещенны.м в продольный цилиндрический паз сегментов.
3. Муфта по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что каждая полумуфта снабжена стопорным устройством в виде пружинного разрезного кольца и имеющего на торце паз стопорного винта установленного в радиальном отверстии сегмента и контактирующего с регулировочны.м винтом, при этом на наружной поверхности полумуфт выполнены кольцевые канавки и радиальные прорези, а каждое пружинное разрезное кольцо помещено в паз регулировочного винта и в кольцевую канавку полумуфт, а его концы размещены в радиальных прорезях.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 348784, кл. F 16 D 3/48, 1970.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
чСг^ССЮЗНА^' -' - • 4 '"' ^'' - • ' ''"'••'' | 1973 |
|
SU371361A1 |
Крестовая безлюфтовая муфта | 1978 |
|
SU729392A1 |
Крестово-кулисная безлюфтовая муфта | 1981 |
|
SU1016585A1 |
Крестовая безлюфтовая муфта | 1979 |
|
SU838137A1 |
Крестовая безлюфтовая муфта | 1979 |
|
SU853225A1 |
Прецизионная регулируемая опора | 1991 |
|
SU1799906A1 |
Пакер-подвеска хвостовика, узел якоря пакера-подвески хвостовика, муфта якоря пакера-подвески хвостовика, якорный элемент пакера-подвески хвостовика | 2017 |
|
RU2675392C1 |
Пакер-подвеска хвостовика, гидравлический привод якоря пакера-подвески хвостовика, поршень пакера-подвески хвостовика, узел гидравлического привода якоря пакера-подвески хвостовика | 2017 |
|
RU2674781C1 |
Крестовая безлюфтовая муфта | 1979 |
|
SU808732A1 |
МУФТА | 2006 |
|
RU2299367C1 |
Авторы
Даты
1980-01-05—Публикация
1977-04-11—Подача