1
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей и тракторов.
Известна коробка передач, содержащая установленные в корпусе суммирующий дифференциал, водило которого связано с выходным валом, зубчатую передачу для распределения мощности по нескольким силовым потокам, ведомые шестерни которой расположены на промежуточном валу, входной вал с ведущей щестерней и муфты для включения ступеней передач Т.
Недостатком данной конструкции являются оольшие габариты, невысокая надежность и долговечность коробки передач.
Цель Изобретения - уменьщени1г габаритов, повышение надёжности и срока службы коробки передач за счет снижения нагруженности передающих элементов.
Это достигается тем, что предлагаемая коробка передач снабжена тормозом Эадаего хода и дополнительной муфтой, полым валом с шестернями, соединенным с коронной шестерней суммирующего дифференциала, внутри
которого размещен входной вал, связанный с этим полым валом при помощи дополнительной муфты, по крайней мере одним дополнительным валом с закрепленными ведомыми шестернями, взаимодействующими с шестернями полого вала, и дополнительной зубчатой передачей, один элемент которой соединен с водилом, а другой - с упомянутым тормозом для соединения его с корпусом, при этом ведущая шестерня входного вала зацеплена с щестернями промежуточного вала.
На чертеже представлена схема предлагаемой коробки передач.
Коробка передач содержит корпус 1, суммирующий дифференциал, состоящий из солнечной шестерни 2, сателлитов 3 и коронной шестерни 4, дополнительную зубчатую передачу, состоящую из солнечной шестерни 5 к сателлитов 6, образующих с сателлитами 3 блоки зубчатых колес, установленные с возможностью вращения на водиле 7, связанном с выходным валом 8. Солнечная шестерня 5 дополнительной зубчатой передачи установлена с возможностью вращения на выходном валу 37 8 при включении передачи заднего хода и связана с тормозом 9 заднего хода, закрепленным в корпусе. Коронная шестерня 4 закреплена на полом валу 10, а солнечная шестерня 2 закреплена на входном валу 1J, проходящем внутри нолого вала 10. Шестерни 12-14 постоянного зацепления, тормоз 15, муфта 16 и дополнительная муфта 17 установлены на полом валу 10 и связаны с ведущей щестерней 18 входного вала И посредством ведомых шестерен 19-22, установленных на промежуточном валу 23. Входной вал П выполнен из двух частей: жесткого элемента 24 с закрепленными на нем подшипником 25 оноры входного вала и подшипником 26 первой опоры полого вала 10, а также упругого элемента 27, например торсиона, связанного с солнечной шес терней 2 суммирующего дифференш1ала. Сателлиты 3 и 6 установлены на водиле 7 посредством подшипников 28. Для блокировки тормо зов 9 и 15 с целью их альтернативного включе ния имеется механическая связь 29. Коробка передач помимо шестерен 19-22 имеет по крайней мере один дополнительный вал 30 с шестернями, идентичными шестерням промежуточного вала. Коробка передач работает следующим образом. Первая ступень передач образуется при вклю чении тормоза 15, при этом силовой поток образуется посредством входного вала 11, планетарного ряда с шестернями 2-4, водила 7 и выходного вала 8. Вторая передача образуется при включении муфты 16, при этом мощность двигателя от входного вала 11 к суммирующе- 35 му дифференциалу с шестернями 2-4 передается двумя потоками: один силовой поток образуется посредством входного вала 11 и солнечной шестерни 2, а второй силовой поток образуется при помощи ведущей шестерни 18 вход- ного вала 11, шестерен 19 и 22, шестерни 14, установленной с возможностью врашения на полом валу Ш, и коронной шестерни 4. Третья и четвертая передачи в пятиступенчатой коробке передач образуются аналогично при ключении 45 муфт 16 и 17 соответственно. Пятая передача пятиступенчатой коробки передач - прямая передача - образуется при включении муфты 17, соединяющей входной вал 11 и полый вал 10 в единый блок.50 Передачи с передаточным числом меньше единицы при отсутствии дополнительных , механизмов, например ускоряющего делителя передач, получаются путем подбора чисел зубьев шестерен 12 н 20, при этом прямая передача становится промежуточной ступенью передач. Передача заднего хода осуществляется при включении тормоза 9, при этом солнечная шестерня 5 затормаживается, и силовой поток образуется посредством входного вала 11 и солнечной шестерни 2, двойных сателлитов 3 и 6, солнечной шестерни 5 и водила 7, связанного с выходным валом 8. Формула н 3 обретения Коробка передач транспортного средства, содержащая установленные в корпусе суммирующий дифференциал, водило которого связано с выходным валом, зубчатую передачу для распределения мощности по нескольким силовым потокам, ведомые шестерни которой расположены на промежуточном валу, входной вал с ведущей шестерней и муфты для включения ступеней передач, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения габаритов, повышения надежности и cpoka службы за счет снижения нагруженности передающих элементов, она снабжена тормозом заднего хода и дополнительной муфтой, полым валом с шестернями, соединенным с коронной шестерней суммирующего дифференциала, внутри которого размешен входной вал, связанный с этим полым валом при помощи дополнительной муфты, по крайней мере одним дополнительным валом с закрепленными ведомыми цгестернями, взаимодействующими с шестернями полого вала, и дополнительной зубчатой передачей, один элемент которой соединен с водилом, а другой - с упомянутым тормозом для соединения его с корпусом, при зтом ведушая шестерня входного вала зацеплена с шестернями промежуточного вала. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Шабанов К. Д. Замкнутые дифференциальные передачи. М., Машиностроегше, 1972, с. 24, рис. 15.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспортного средства и ее варианты | 1982 |
|
SU1073138A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1981 |
|
SU992253A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1999 |
|
RU2162553C1 |
Коробка передач | 1984 |
|
SU1181903A1 |
Раздаточная коробка | 1983 |
|
SU1146220A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2319623C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1992 |
|
RU2068516C1 |
Коробка передач | 1981 |
|
SU1020266A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1970 |
|
SU288559A1 |
Трансмиссия транспортного средства с конической главной передачей и межколесным дифференциалом /ее варианты/ | 1983 |
|
SU1252198A1 |
Авторы
Даты
1980-01-15—Публикация
1977-03-03—Подача