Изобретение относится к области .судостроения. Известен подвесной лодочный мотор, содержсцаий корпус, электродвигатель с редуктором, вал гребного винта с механизмом изменения шага, кинематически связанный посре ством тяги и ползуна муфты, включе ния хода с рычагом управления 1. Недостатками известного подвесно го лодочного мотора являются сложна конструкция редуктора и невозможность регулирования шага винта при движении судна. Цель изобретения - обеспечение регулирования шага винта при движении судна и упрощение конструкции редуктора. Поставленная цель достигается те что вал гребного винта снабжен допо нительной тягой с навинченной на не гайкой, вилками и штоком, установле ным внутри гребного вала, причем механизм изменения шага посредством штока . вилки, дополнительной тяги и гайки кинематически связан с рычагом управления, взаимодействующим с ползуном муфты включения хода На фиг. 1 изображен общий вид подвесного лодочного мотора; на фиг. 2 - продольный разрез гребного винта; на фиг. 3 - поперечный разрез винта. Подвесной лодочный.мотор содержит корпус 1 с электродвигателем 2, подвеску 3, редуктор 4, вал 5 гребного винта 6 с механизмом изменения шага винта, состоящим из тяги 7, ползуна 8, направляющих 9, муфты 10 и рычага 11 управления, стойку 12 и фиксатор 13, состоящий из штока 14с пружиной 15. Вал 5 гребного винта 6 снабжен дополнительной тягой 16 с-навинченной на нее гайкой 17, установленнбй в корпусе 18, вилками 19 и штоком 20 с уплотнением 21, установленными внутри гребного вала, причем одна Из вилок 19 установлена в корпусе редуктора 4 и взаимодействует с толкателем 22 штока 20. Причем механизм изменения шага посредством другой ВИ.ПКИ 19, дополнительной тяги 16 и гайки 17 кинематически связан с рычагом 11 управления, взаимодействующим с ползуном 8 муфты 10 включения хода. Ведущая коническая шестерня 23 жестко связана с валом двигателя 24 и находится в зацеплении , с ведомой шестерней 25, снабженной торцовыми кулачками и установленной на валу 5 с возможностью вращения. Муфта 10 включения связанашлицами с валом 5 и вилкой 19 управляется от тяги 7, взаимодействующей с ползуном 8 уп:равления, связанньом серьгой 26 с рычагом 11. Винт б фиксируется на валу 5 срезными элементами 27 и шплинтом 28, В ступице 29 во втулках 30 и 31 установлены поворотные 32 с зубчатьами: секторами 3.3, зафиксированными штифтами 34. Рейки 35 связаны с обоймой 36, образующей соединение со штоком 20, Подвесной лодочный мотор работает следующим образом. Перед запуском двигателя 2 рычагом 11 при помощи серьги 26 в направ ляющей 9 перемещается ползун 8. При этом паз ползуна 8, взаимодействуя с тягой 7, ведет ее вниз. Происходит поворот вилки 19, связанной с муфтой 10 включения. Перемещаясь по шлицам вала 5, муфта 10 выходит из зацепления с ведомой конической шес.терней 25. Рычаг при помощи фиксатора 13, взаимодействующего с позициями .фиксации, расположенными на стойка 12, устанавливается -в нейтральное положение (средняя позиция). Производит ся заводка двигателя. Шестерня 23 ..передает вращение, шестерне 25, но так как последняя установлена на валу 5 с возможностью вращения, вал 5 не вращается. В нейтральном положен рычага II, взаимодействуюо;его с корпусом 18 гайки 17,. тяга 16, взазамодействуя с вилкой 19, при помощза свя занных со штоком 20 реек35, поворач вает зубчатые сектора 33, устанавливает лопасти 32 параллельно торцу ступицы 29. В зависимости от необходимости, подъемом или опусканием из нейтраль:ного положения рычага 11.осуществляется включение переднего или заднего хода судна. При этом паз ползуна 8 управления взаимодействуя с тягой 7,при любом н правлении движения ползуна 8, ведет ее вверх. Взаимодействуя с вилкой 19, тяга 7 перемещает муфту 10 по шлицам вала 5 и вводит ее в зацепление с конической шестерней 25„ , К этому моменту тяга 16,связанная с. рычагом 11, поворачивает вилку 19, :дзаимодействующую со штоком 20, и устанавливает лопасти 32 в положение переднего либо заднего хода. Положение рычага 11 фиксируется. Оптимальный угол установки лопастей 32 производится при движении судна вращением штурвала гайки 17 в корпусе 18, взаимодействуя с гайкой 17 резьбовой частью, тяга 16 поворачивает вилку 19 в ту или иную сторону, меняя тем самым шаг винта. Режим работы двигателя контролируется счетчиком оборотов (на чертеже не показан). В конструктивном исполнении привод вращения гайки 12 может быть также электромеханическим или гидравлическим, рычаг 5 может быть объединен с румпелем и т.д. Таким образом, положительный эффект в подвесном лодочном моторе, выполненном по данному предполагаемому изобретению, достигается за счет обеспечения возможности регулирования шага винта во время движения и реверсирования движения лопастями винта при упрощении конструкции редуктора Подвесного мотора, обеспечивается удобство управления судном с подвесным мотором. Формула изобретения Подвесной лодочный мотор, содержащий корпус, электродвигатель с редуктором, вал гребного винта с механизмом изменения шага, кинематически связанный посредством тяги и ползуна муфты включения хода с рычагом управления,,о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью обеспечения регулирования шага винта при движении судна и упрощения конструкции редуктора, вал гребного винта снабжен дополнительной тягой с навинченной на нее гайкой, вилками и штоком, установленным внутри гребного вала, причем механизм изменения шага посредством штока вилки, дополнительной тяги и гайки кинематически связан с рычагом управления, взаимодействующим с ползуном муфты включенин хода. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1, Брагин В., Голдовский С. - Водно-моторныйспорт-, М., 1961, с. 100-101, рис.63. гв IS л $ 19 10
29
33
36
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА И СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО РАСЦЕПЛЕНИЯ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА | 2018 |
|
RU2776006C2 |
ПОДВЕСНОЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР | 1996 |
|
RU2098317C1 |
МОТОРНОЕ СУДНО | 1999 |
|
RU2167081C1 |
СУДОВОЙ ВИНТОРЕДУКТОРНЫЙ АГРЕГАТ | 2002 |
|
RU2236985C2 |
ПОДВЕСНОЙ ПОВЕРХНОСТНЫЙ ПРИВОД СУДНА | 2016 |
|
RU2628039C1 |
НИЖНИЙ БЛОК УГЛОВОГО ПЕРЕДНЕ-ЗАДНЕГО ПРИВОДА ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОДАЧЕЙ | 2021 |
|
RU2802382C1 |
Подъёмник подвесного лодочного мотора | 2023 |
|
RU2822026C1 |
МОТОРНОЕ СУДНО | 2013 |
|
RU2528245C1 |
ПРОПУЛЬСИВНЫЙ КОМПЛЕКС ТОРПЕДЫ, СПОСОБ РАБОТЫ И ВАРИАНТЫ ДВИЖИТЕЛЯ | 2020 |
|
RU2757339C1 |
МОТОРНОЕ СУДНО С ГАЗОТУРБОИОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2000 |
|
RU2184049C1 |
20
Авторы
Даты
1980-02-25—Публикация
1978-02-13—Подача