Изобретение относится к оборудованию маломерного судостроения и может быть использовано при эксплуатации моторных лодок и катеров с подвесными лодочными моторами, для которых не предусмотрена заводом-производителем установка штатных (заводских) устройств изменения угла наклона подвесного лодочного мотора (ПЛМ).
Изменение угла наклона ПЛМ относительно транца (жёсткой пластины длиной, равной ширине лодки или меньше её, которая служит для крепления на ней ПЛМ) необходимо для обеспечения большего клиренса при движении по мелководью в целях предотвращения столкновения нижней части корпуса ПЛМ и гребного винта с подводными препятствиями, дном, а также для предотвращения намотки гребным винтом водорослей, рыболовных сетей и т.п.
Изменение угла наклона ПЛМ может осуществляться ручным и механизированным способами в зависимости от модели мотора, при этом:
- при ручном способе изменения угла наклона ПЛМ судоводитель должен застопорить ход судна, подойти к ПЛМ и взявшись рукой за ручку колпака с усилием потянуть на себя, изменяя угол наклона, после чего застопорить достигнутое положение ПЛМ;
- при механизированном способе судоводитель управляет изменением угла наклона ПЛМ нажатием кнопки, что позволяет ему не отрываться от органов управления судна, и не стопорить ход.
Для маломерных судов с установленными подвесными лодочными моторами фирмы Yamaha (Япония) моделей 30H, 25B, 20C, 25V, 30G, E25B, 25VMK, EK25A, 25D, а также их аналогов, таких как Hidea, Parsun, Seapro, Mikatsu и других конструктивно схожих, установка штатных устройств изменения угла наклона ПЛМ не предусмотрена заводом-производителем.
Известен подъёмник мотора гидравлический CMC модели PT-35 для подвесных лодочных моторов (https://vodnik.ru/podmnik-motoragidravlicheskiy-do-35-l-s-tilt-and-trim-00066347.html, дата обращения 25.11.2023). Тип устройства - Tilt And Trim, производитель «СМС» (США). Гидроподъёмник состоит из двух монтажных плит, одна из которых (неподвижная) предназначена для крепления на транце лодки, а другая (подвижная) предназначена для крепления лодочного мотора, соединённые между собой болтами и выполненные с возможностью поворота друг относительно друга вокруг осей указанных болтов, линейный привод, включающий в себя линейный актуатор с электрическим гидронасосом, причём основание линейного актуатора шарнирно соединено с подвижной монтажной плитой, а шток шарнирно соединён с неподвижной монтажной плитой, и узел ручного управления электрическим гидронасосом.
Известна полезная модель «Автоматическая подвеска подвесного лодочного мотора» (патент №210452, опубликовано 15.04.2022), основанная на устройстве CMC модели PT-35, приведённом выше, и отличающаяся тем, что линейный привод включает в себя гидроцилиндр, причём шток гидроцилиндра шарнирно соединён с подвижной монтажной плитой, а основание шарнирно соединено с неподвижной монтажной плитой, и пневмогидроаккумулятор, соединённый с гидроцилиндром шлангом через дроссель с обратным клапаном с подключением дросселя на вход рабочей жидкости в пневмогидроаккумулятор, а обратного клапана на выход.
Недостатками указанных технических решений являются:
- их установка может привести к изменению мореходных качеств маломерного судна, изменению его длины, смещению центра тяжести, увеличению осадки кормы, и, как результат, может привести к дельфинированию маломерного судна, уменьшению радиуса его поворота и потере скорости;
- утяжеление конструкции ПЛМ;
- постоянный контакт устройств с водной средой, что может привести к выходу их из строя и уменьшению срока службы;
- работа устройств зависит от гидравлического источника высокого давления, требующего технического обслуживания, а также обладающего высокой стоимостью;
- при использовании на маломерном судне с заранее установленным дистанционным управлением, требуется замена троса рулевого редуктора дистанционного управления на более длинный в связи с возможным увеличением длины корпуса.
Полезная модель «Автоматическая подвеска подвесного лодочного мотора» по своим существенным признакам наиболее близка к заявляемому техническому решению и принята за прототип.
Задачей заявляемого технического решения является разработка устройства для механизированного изменения угла наклона ПЛМ фирмы Yamaha моделей 30H, 25B, 20C, 25V, 30G, E25B, 25VMK, EK25A, 25D, а также их аналогов, таких как Hidea, Parsun, Seapro, Mikatsu и других конструктивно схожих, для которых не предусмотрена установка штатных (заводских) устройств заводом-производителем, использование которого устраняет все вышеперечисленные недостатки без изменения точек опоры и штатного крепления ПЛМ.
Техническим результатом, достигаемым при решении данной технической задачи, является создание надёжного, менее утяжеляющего конструкцию ПЛМ и удобного в эксплуатации для маломерных судов, конструкции которых предусматривают наличие рецесса и без него, подъёмника подвесного лодочного мотора для изменения угла наклона ПЛМ указанного типоряда.
Технический результат достигается в подъёмнике подвесного лодочного мотора, включающего линейный привод, шток и основание которого, закреплены на плавучем средстве, механизм подъёма и упор. При этом механизм подъёма, сопряжён с осью поворота подвесного лодочного мотора с возможностью поворота вокруг её продольной оси посредством втулки, и содержит опорный и регулируемый рычаги, соединённые между собой шарнирным болтовым соединением через соосно расположенные отверстия. Опорный рычаг механизма подъёма состоит из следующих неразъёмных конструктивных элементов: втулки с фланцем, подъёмного рычага в виде изогнутой под углом не менее 90 и не более 120 градусов пластины и толщиной, достаточной для размещения её верхней части в нише штатного механизма фиксации поворотного кронштейна подвесного лодочного мотора, и повторяющей форму ниши, опорной площадки с упором опорной площадки, размещённым на плоскости опорной площадки, перпендикулярной плоскости подъёмного рычага, двух выступающих боковых деталей, жёстко закреплённых на втулке, имеющих в центральной части соосные отверстия, совпадающие по диаметру с соосными отверстиями, расположенными по краям выступающих боковых деталей. Регулируемый рычаг механизма подъёма состоит из двух металлических пластин, жёстко соединённых между собой при помощи соединительной планки, имеющей длину равную расстоянию между двумя выступающими боковыми деталями. При этом металлические пластины в верхней части снабжены не менее двумя сквозными соосными отверстиями, расположенными на расстоянии, равном расстоянию между соосными отверстиями выступающих боковых деталей и совпадающие с ними по диаметру, а в нижней части имеют не менее одного сквозного соосного отверстия для соединения со штоком линейного привода.
Шток линейного привода шарнирно соединён с механизмом подъёма подвесного лодочного мотора, а основание линейного привода шарнирно соединено с упором, установленным в рецессе на стенке кокпита или на внутренней стенке транца в зависимости от модели маломерного судна.
Изобретение поясняется следующими графическими материалами:
- на Фиг. 1 показан общий вид подъёмника подвесного лодочного мотора;
- на Фиг. 2 показан общий вид механизма подъёма, входящего в состав подъёмника подвесного лодочного мотора;
- на Фиг. 3 представлен заявляемый подъёмник подвесного лодочного мотора, установленный на оси поворота ПЛМ;
- на Фиг. 4 представлен заявляемый подъёмник подвесного лодочного мотора, установленный на маломерном судне с рецессом при задействовании линейного привода;
- на Фиг. 5 представлен заявляемый подъёмник подвесного лодочного мотора, установленный на маломерном судне с рецессом, когда линейный привод не задействован;
- на Фиг. 6 представлен заявляемый подъёмник подвесного лодочного мотора, установленный на маломерном судне без рецесса.
Подъёмник подвесного лодочного мотора включает следующие составные части, соединённые между собой при помощи шарнирного болтового соединения через соосно расположенные отверстия (Фиг. 1-3):
- механизм подъёма 1, сопрягаемый при помощи втулки 2 с осью поворота 3 подвесного лодочного мотора 4 с возможностью поворота вокруг её продольной оси и предназначенный для изменения угла наклона ПЛМ 4;
- линейный привод 5, шток 6 которого шарнирно соединён с механизмом подъёма 1 подвесного лодочного мотора 4, а основание 7 линейного привода 5 шарнирно соединено с упором 8, предназначенный для приведения в действие механизма подъёма 1 подвесного лодочного мотора 4. Возможно применение и пневматического, и гидравлического, и электрического приводов, но последний вариант дешевле и обладает меньшим весом.
- упор 8, представляющий собой металлическую пластину и устанавливаемый в рецессе 9 на стенку кокпита 10 для моделей маломерных судов (фиг. 4), конструкция которых предусматривает наличие рецесса (углубление (приямок) в корме маломерного судна между транцем и кокпитом, служащее для увеличения безопасности маломерного судна при сильном волнении и предотвращения попадания воды в кокпит при набегающей волне в кормовую часть маломерного судна), или на внутренней стенке транца 11 для маломерных судов без рецесса (фиг. 6).
Механизм подъёма 1 включает (Фиг. 3) два рычага: опорный 12 и регулируемый 13, соединённые между собой при помощи шарнирного болтового соединения через соосно расположенные отверстия 14 и 15.
Опорный рычаг 12 состоит из следующих неразъёмных конструктивных элементов, жёстко соединённых между собой путём сваривания в среде защитных газов:
- втулки 2, имеющей цилиндрическую форму и фланец 16 и предназначенной для сопряжения с осью поворота 3 ПЛМ 4 и возможностью поворота по её продольной оси;
- подъёмного рычага 17, представляющего собой изогнутую под углом не менее 90 и не более 120 градусов пластину толщиной, достаточной для размещения её верхней части в нише 18 штатного механизма фиксации поворотного кронштейна 19 ПЛМ 4 и повторяющей форму ниши 18. При установке заявляемого подъёмника подвесного лодочного мотора предварительно демонтируется штатный механизм фиксации поворотного кронштейна 19 включающий рычаг фиксации и тягу рычага (на фигуре не показаны);
- опорной площадки 20, предназначенной для нажима на поворотный кронштейн 19 ПЛМ 4 и фиксации определённого угла наклона ПЛМ;
- упора опорной площадки 21, размещённого на плоскости опорной площадки 20 и перпендикулярно плоскости подъёмного рычага 17;
- двух выступающих боковых деталей 22 и 23, закреплённых на втулке 2, имеющих в центральной части соосные отверстия 14, совпадающие по диаметру с соосными отверстиями 24, которые расположены по краям выступающих боковых деталей 22 и 23 и определяют угол наклона регулируемого рычага 13. При этом выступающая боковая деталь 23 жёстко соединена с фланцем 16 втулки 2.
Регулируемый рычаг 13 состоит из двух металлических пластин 25 со сквозными соосными отверстиями, жёстко соединённых между собой при помощи соединительной планки 26, имеющей длину равную расстоянию между двумя выступающими боковыми деталями 22 и 23. При этом каждая из металлических пластин 25 в верхней части имеет по два соосных отверстия 15 и 27, расположенных на расстоянии, равном расстоянию между отверстиями 14 и 24 выступающих боковых деталей 22 и 23 и совпадающие с ними по диаметру. В нижней части каждой из металлических пластин 25 имеются сквозные соосные отверстия 28, предназначенные для соединения со штоком 6 линейного привода 5. Количество сквозных соосных отверстий 28 и выбор отверстия для соединения со штоком 6 линейного привода 5 зависит от модели и длины маломерного судна.
Регулировка угла наклона регулируемого рычага 13 осуществляется путём его поворота на шарнирном болтовом соединении вокруг оси соосных отверстий 15 и совмещением соосных отверстий 14, расположенных на металлических пластинах 25, с одной из пар отверстий 24, и последующим соединением узлов болтовым соединением.
Подъёмник подвесного лодочного мотора работает следующим образом.
Перед установкой заявляемого устройства предварительно демонтируются штатные элементы ПЛМ: ось поворота 3 подвесного лодочного мотора 4, закреплённая с двух сторон гайками, две струбцины 29 и механизм фиксации поворотного кронштейна 19, включающий рычаг фиксации и тягу рычага.
Механизм подъёма 1 устанавливается на ось поворота 3 ПЛМ 4 между струбцинами 29 с возможностью поворота по её продольной оси и закрепляется с двух сторон гайками. Для сопряжения с осью поворота 3 ПЛМ 4 используется втулка 2. При этом верхняя часть подъёмного рычага 17 механизма подъёма 1 занимает положение в нише 18 штатного механизма фиксации поворотного кронштейна 19 ПЛМ 4 и повторяет форму ниши 18, а нижняя часть подъёмного рычага 17 механизма подъёма 1 упирается опорной площадкой 20 в поворотный кронштейн 19 для передачи усилия на поворотный кронштейн 19, в результате чего он поворачивается на оси поворота 3 ПЛМ 4. Для предотвращения физических повреждений поворотного кронштейна 19 на опорную площадку 20 надевается резиновая накладка.
Подвесной лодочный мотор 4 с установленным механизмом подъёма 1 закрепляется на транце 11 маломерного судна без изменения его точек опоры и крепления, установленные заводом-производителем, что не увеличивает длину маломерного судна, менее, по сравнению с прототипом, утяжеляет конструкцию самого ПЛМ, тем самым не изменяет мореходных качеств маломерного судна. Вес получаемой конструкции утяжеляется примерно на 4,8-5 кг (устройство-прототип утяжеляет конструкцию ПЛМ на 15-20 кг).
Для маломерных судов с рецессом регулируемый рычаг 13 механизма подъёма 1 соединяется шарнирным болтовым соединением со штоком 6 линейного привода 5. При этом основание линейного привода 7 шарнирно соединено с упором 8, установленным в рецессе 9 на стенке кокпита 10.
Для маломерных судов без рецесса основание линейного привода 7 шарнирно соединено с упором 8, установленным на внутренней стенке транца 11. Регулируемый рычаг 13 приводится в перпендикулярное положение относительно транца 11 и закрепляется болтовым соединением.
Такое расположение подъёмника подвесного лодочного мотора даёт возможность минимизировать контакт с водной средой, приводящий к выходу его из строя и уменьшению срока службы.
Принцип действия заявляемого устройства основан на принципе рычага, где ось поворота 3 ПЛМ 4 используется, как точка опоры для механизма подъёма 1, который в свою очередь является балкой и вращается вокруг точки опоры.
На рисунках 4 и 5 показан процесс изменения угла наклона ПЛМ относительно транца маломерного судна при задействовании линейного привода, и когда линейный привод не задействован для маломерных судов с рецессом.
Линейный привод может быть задействован судоводителем при движении на малых оборотах вперёд и задним ходом, а при столкновении подводной части ПЛМ с дном заявляемое устройство не препятствует аварийному откидыванию ПЛМ.
Для маломерных судов с рецессом при задействовании линейного привода 5 его выдвигающийся шток 6 создаёт усилие и передаёт его на регулируемый рычаг 13 механизма подъёма 1, который поворачивается на оси поворота 3 ПЛМ 4 и передаёт усилие через опорную площадку 20 на поворотный кронштейн 19. В результате чего подвесной лодочный мотор 4 поворачивается вокруг оси поворота 3 и изменяет положение наклона.
Для маломерных судов без рецесса при задействовании линейного привода 5 его шток 6 втягивается, таким образом механизм подъёма 1 поворачивается на оси поворота 3 ПЛМ 4 и передаёт усилие через опорную площадку 20 поворотному кронштейну 19 ПЛМ.
При использовании подъёмника подвесного лодочного мотора на маломерных судах с заранее установленным дистанционным управлением не требуется замена на более длинный рулевого троса или штуртроса, задача которого через редуктор передавать импульс от штурвала на поворот ПЛМ. Марка рулевого троса обычно соответствует марке ПЛМ, а, как правило, его длина зависит от длины маломерного судна, то при установке заявляемого устройства увеличение длины корпуса маломерного судна невозможно.
При проведении испытаний подъёмника подвесного лодочного мотора, установленного на маломерные суда (с рецессом и без него) с ПЛМ фирмы Yamaha (Япония) моделей 30H, 25B, 20C, 25V, 30G, E25B, 25VMK, EK25A, 25D, а также их аналогов, таких как Hidea, Parsun, Seapro, Mikatsu и других конструктивно схожих, было выявлено, что устройство надёжно и удобно в эксплуатации, а также его установка незначительно утяжеляет конструкцию ПЛМ, что соответствует заявленному техническому результату.
Изобретение относится к судостроению. Подъёмник подвесного лодочного мотора включает линейный привод и механизм подъема. Механизм сопряжен с осью поворота мотора с возможностью поворота посредством втулки и включает опорный и регулируемый рычаги, соединенные шарнирным болтовым соединением. Опорный рычаг состоит из неразъёмной втулки с фланцем, подъёмного рычага, опорной площадки с упором, двух выступающих боковых деталей, выполнен в виде изогнутой пластины и размещен верхней частью в нише механизма фиксации поворотного кронштейна мотора. Боковые детали имеют в центральной части отверстия, совпадающие по диаметру с отверстиями, расположенными по краям боковых деталей. Регулируемый рычаг состоит из двух металлических пластин, жёстко соединенных соединительной планкой. Пластины в верхней части снабжены не менее двумя сквозными отверстиями, расположенными на расстоянии, равном расстоянию между отверстиями боковых деталей, и совпадающими с ними по диаметру. А в нижней части имеют не менее одного сквозного отверстия для соединения со штоком привода. Шток шарнирно соединён с механизмом подъёма мотора. Основание привода шарнирно соединено с упором, установленным в рецессе на стенке кокпита или на внутренней стенке транца. Достигается повышение надежности и облегчение конструкции подъёмника подвесного лодочного мотора. 6 ил.
Подъёмник подвесного лодочного мотора, включающий линейный привод, шток и основание которого закреплены на плавучем средстве, отличающийся тем, что содержит механизм подъёма, сопрягаемый с осью поворота подвесного лодочного мотора с возможностью поворота вокруг её продольной оси посредством втулки, и включающий опорный и регулируемый рычаги, соединённые между собой шарнирным болтовым соединением через соосно расположенные отверстия, при этом опорный рычаг состоит из неразъёмных конструктивных элементов: втулки с фланцем, подъёмного рычага в виде изогнутой под углом не менее 90 и не более 120 градусов пластины и толщиной, достаточной для размещения её верхней части в нише штатного механизма фиксации поворотного кронштейна подвесного лодочного мотора, и повторяющей форму ниши, опорной площадки с упором опорной площадки, размещённым на её плоскости, перпендикулярной плоскости подъёмного рычага, двух выступающих боковых деталей, жёстко закреплённых на втулке, имеющих в центральной части соосные отверстия, совпадающие по диаметру с соосными отверстиями, расположенными по краям выступающих боковых деталей, а регулируемый рычаг состоит из двух металлических пластин, жёстко соединённых между собой при помощи соединительной планки, имеющей длину, равную расстоянию между двумя выступающими боковыми деталями, при этом металлические пластины в верхней части снабжены не менее двумя сквозными соосными отверстиями, расположенными на расстоянии, равном расстоянию между соосными отверстиями выступающих боковых деталей, и совпадающими с ними по диаметру, а в нижней части имеют не менее одного сквозного соосного отверстия для соединения со штоком линейного привода; шток линейного привода шарнирно соединён с механизмом подъёма подвесного лодочного мотора, а основание линейного привода шарнирно соединено с упором, установленным в рецессе на стенке кокпита или на внутренней стенке транца.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОТБОРА ЗАДАННОГО | 0 |
|
SU210452A1 |
УСТРОЙСТВО для ИЗМЕРЕНИЯ ФУНКЦИИ АВТОКОРРЕЛЯЦИИ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИИС..А | 0 |
|
SU183294A1 |
US 9969475 B1, 15.05.2018 | |||
US 2020248769 A1, 06.08.2020 | |||
JP 3543945 B2, 21.07.2004 | |||
Шахтный локомотив | 1983 |
|
SU1081040A2 |
Авторы
Даты
2024-06-28—Публикация
2023-12-19—Подача