Изобретение относится к машиностроению, а именно к тормозам транспортных средств , оснащенных раздельными гидрав лическим и механическим приводами, в частности к дисковым тормозам. Известно устройство для автоматической регулировки зазоров в тормозе, содержащее цилиндр, установленный в нем поршень с гайкой, пружину сжатия, толкатель, связанный с рычагом управления иВИНТ, установленный в резьбовом отвер стии гайки, вз.аимодействуюший одним концом через элемент сцепления с толкателем 1 . В данной конструкции толкател з к винт имеют элементы храповой муфты. Винт должен быть с особым фланцем и большого диаметра для охвата толкателя, имеющим внутренние зубья храповой полумуфты. На толкателе закреплена на ос минимум одна собачка. Винт постоянно поджимается к толкателю пружиной, чем создает перегородку в корпусе. Для сохранения эффективной площади поршня, необходимо увеличение диаметра цилиндра, при прохождении винта через перегородку в корпусе цилиндра. Эти конструктивные особенности определяют сравнительно большие габаритные размеры устройства, делают его металлоемким и усложняют конструкцию, снижая надежность. Кроме того, все осевые перемещения поршня копируют винт и толкатель, т.е. при каждом цикле торможения детали устройства для регулировки зазора, подвергаясь дополнительному износу, повторяют все те же циклы, которые необходимы только при осуществлении регулировки зазора, что резко снижает долговечность устройства. Цель изобретения - повышение долговечности устройства. Указанная цель достигается тем, что элемент сцепления винта с толкателем выполнен в виде конусной шайбы, установленной на толкателе, винт снабжен головкой со сферической поверхностью, взаимодействующей с торцом толкателя, и конической поверхностью, концектричной конической поверхности конусной шайбы, tipn этом поршень снабжен упорной шайбой, размещенной в выполненной в нем кольцевой канавке между гайкой и толкателем и поджатой ко дну квЕшвки, а гайка установлена с осевым зазором относительно упорной шайбы,, . На чертеже представлена схег-ла устройства для автоматической регулировки зазоров в тормозе. Устройство имеет цилиндр 1, в котором установлен поршевш 2 с кольцевым уплотнением 3. В уступ глухого отверстия поршня упирается гайка 4, в которую завернут регулировочный винт 5. Осевое перемещение гайки ограничивается упорн шайбой б, поджатой ко дну кольцевой ка навки поршня 2 пружиной 7 и не имеющей возможности вращаться относительно поршня. Осевой зазор SL между гайкой 4 и упорной шайбой -б 5шляется частью нор мального зазора между фрикционными накладками и тормозным диском , Остал ную часть этого зазора (зазор В ) составляет зазор между элемента1уш cicen ления регулировочного винта 5 и толкателя 8. Одним из них является 1Х)ловка регулировочного винта 5, а конической поверхностью второго - жестко aajcpen- ленная на толкателе 8 конусная шайба 9. Шайба 9 закреплена обоймбй Ю., толг катель 8 , кинематически связан с рычагом привода стояночного тормоза Осево зазор, е размыкания их элементов сцеп ления. Тарельчатая часть толкат гля 8 и неподвижная обойма 11 имеют обр.ащенныё друг к другу спиральные луьжи, в ко торых расположены разжимные шарики 12. Цилиндрический хвостовик толкателя 8 проходит через отверстие в днище цилиндра и уплотнен уплотнитепьным кольцом 13. На наружном конце толкателя закреплен неподвижно приводной рычаг 14 и размещена врзвратная пружина 15 , При- торможении гидравлическ 1м давл нием жидкость, подаваемая в полость ци линдра 1, давит на поршень 2, он перемещается и прижимает фршщионн:уто накладку к диску. При отрегулированном тормозе полное перемещение поршня происходит в пределах суммы величин зазоров U. и Ь . При увеличенном зазоре (при наличии износа накладок) гайка 4 упирается в шайбу 6 и вызывает осевое смещение щайбы относительно поршня, сжиглая при этом пружину 7, При торможении стояночным тормо.чом поворачивается рычаг 14, а вместо с ним и толкатель 8 на определенный угол, шарики 12, выкатываясь по наклонным поверхностям лунок толкателя и обоймы 11, отжимают их друг от друга. Толкатель, перемевдаясь вдоль оси цилиндра, передает осевое усилие на сферическую головку регулировочного винта 5, предварительно выбрав зазор В и разомкнув элементы сцепле ния., Головка винта выполнена сферической, контакт тога ателя и винта осуществляется с минимальным трением, вследствие этого крутящий момент на винт не передаетсяс, Винт, перемещаясь вдоль оси цшгандра без врашения, воздействует через гайку 4 на поршеьъ, которь й прижимает фри; ционную накладку к диску, Автолтатическая регулировка зазоров в пхэрмозе (вь.ворачивание из гайки 4 винта 5 на величину износа фрикционных накладок) происходит при растормаживании стояночного тормоза. При растормаживании толкатель 8 Бозвраш;ается в исходное положение под воздействием пружины 15. вращаясь и перемещаясь вдоль оси цилиндра. При перемещении толкателя на величину зазора В коническая фрикционная муфта замыкается, при этом винт вращается не вьшорачиваясь кз гайки и перемещается совместно с толка-гелем и гай:кой от порщня. Поршень возвращается на величину зазора а , Гайка, не свинчиваясь с винта, совместно с ним будет враш;аться и перемещаться вдоль оси, покане соприкоснется с упорной щайбой 6. В случае , наличия Износа накладок, т.е. если сумма зазора в. и Ь будет меньше зазора, медику накладками и диском, гайка, соприкоснувшись с шайбой 6, останавливается в результате появления силы трения между флащем гайки 4 и шайбой 6, винт 5 вывертывается из гайки на величину износа накладок. Перерегулировка тормоза исключается, так как свинчивание винта из гайки происходит только при растормаживании стояночным тордмозом после образования зазора между торцом гайки 4 и уступом поршня 2, т.е. после снятия усилий, испытываемых суппортом тормоза. Данное устройство для регулировки зазоров в тормозе, совмещенное с приводом, стояночуого тормоза, исключает работу (а, значит, и износ) деталей это
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОРМОЗНОЙ ЦИЛИНДР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2017 |
|
RU2654878C1 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С МЕХАНИЗМОМ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА | 2005 |
|
RU2288384C2 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРОВ | 1999 |
|
RU2156386C1 |
РЕГУЛИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА | 2009 |
|
RU2506469C2 |
РЕГУЛИРОВОЧНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА | 2009 |
|
RU2493451C2 |
РЕГУЛИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА | 2009 |
|
RU2495291C2 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ | 1990 |
|
SU1777423A1 |
Дисковый тормоз транспортного средства | 1977 |
|
SU976861A3 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРА БАРАБАННОГО ТОРМОЗА И ПРИВОДА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА | 1997 |
|
RU2118725C1 |
Механический привод тормоза | 1975 |
|
SU620223A3 |
Авторы
Даты
1980-03-05—Публикация
1978-02-17—Подача