Устройство для управления вентильным двигателем Советский патент 1980 года по МПК H02K29/02 

Описание патента на изобретение SU723729A1

1

Изобретение относится к электроте.хнике, в частности к вентильным двигателям постоянного или переменного тока, питаюш,имся через полупроводниковые преобразователи, которые управляются с ромош,ью датчиков положения ротора.

Известен регулятор для вентильных электродвигателей с тиристорным коммутатором, в котором угол опережения включения секции задается сравнением постоянного напряжения, соответствующего величине тока, с пилообразным напряжением, а частота и наклон пропорциональны скорости двигателя 1. Однако такой регулятор требует введения в схему управления дополнительного генератора скорости, воздействующего на соответствующий каскад с целью поддержания постоянной амплитуды и пропорционального скорости изменения наклона пилообразного напряжения.

Известно устройство для управления вентильным двигателем, содержащее задающий генератор, датчики положения ротора, подключенные к управляющим электродам через входные реле и формирователи импульсов. Устройство позволяет регулировать угол опережения включения с помощью сумматоров, выполненных, например, на магнигонакопительных элементах, количество которых соответствует количеству датчиков положения ротора 2.

Это устройство является наиболее близКИМ по технической сущности к предложенному.

Однако оно требует совершенно идентичной работы всех каналов управления в диапазоне изменения как угла опережения, так и скорости вращения. В противном случае в работе двигателя наблюдаются качания, что приводит к неустойчивой работе. Кроме того, наличие большого количества каналов управления снижает надежность устройства в целом.

Целью изобретения является повыщение плавности регулирования скорости.

Это достигается тем, что в предложенное устройство, содержащее последовательно соединенные задающий генератор, датчики положения ротора, реле датчиков, усилители, выходы которых подключены к формирователям импульсов основных и вспомогательных вентилей, введены элементы диоднотранзисторной логики, два генератора треугольного и один пилообразного напряжения и элементы сравнения, причем выходы реле датчиков через элементы диодно-транзисторной логики подключены к генераторам треугольного напряжения и генератору пилообразного напряжения, .выходы которых подключены к элементам сравнения, а последние выходами связаны с формирователями импульсов через усилители. Для обеспечения возможности пуска каждый из формирователей импульсов основных вентилей соединен с выходами двух усилителей, а формирователи импульсов вспомогательных вентилей - с выходами трех усилителей. На фиг. 1 представлена структурная схема предложенного устройства; на фиг. 2 - принципиальная схема генератора треугольного напряжения; на фиг. 3 .- б - эпюры напряжений в различных точках схемы устройства. Устройство для управления вентильным электродвигателем содержит генератор 1 переменного напряжения, служащий для питания датчиков положения 2 - 7, реле датчиков 8 - 13, диодно-транзисторные логические схемы 14 - 19, генераторы 20, 21, треугольного напряжения, генератор 22 регулируемого пилообразного напряжения, элементы 23, 24 сравнения, усилртели 25 - 30, формирователи 31 - 36 импульсов основных тиристоров, формирователи 37 - 42 импульсов вспомогательных тиристоров. Количество датчиков положения, элементов диодно-транзисторной логики, выходных усилителей, формирователей импульсов основных и вспомогательных тиристоров зависит от количества секций двигателя и схемы преобразователя. При трехсекционном двигателе и мостовом преобразователе число каждых из перечисленных элементов равно шести. Количество генераторов треугольного напряжения и элементов сравнения зависит только от схемы преобразователя (один - при однополупериодном, два - при мостовом) . Независимо от схемы вентильного двигателя в устройство применен только один генератор регулируемого пилообразного напряжения. При вращении двигателя сегменты, укрепленные на роторе двигателя, поочередно перекрывают по два датчика положения ротора, сигналы с которых подаются на соответствующие реле, собранные, например по схеме триггера Шмитта. С выходов реле снимаются импульсы прямоугольной формы, длительностью равной времени перекрытия датчика сегментом (фиг. 3), которые подаются на элементы диодно-транзисторной логики. На вход 43 генераторов треугольного напряжения (фиг. 2) подаются импульсы длительностью 60 эл. град. (фиг. 3). Конденсатор 44 заряжается через триод 45 при отсутствии сигнала на входе 43 и разряжается через триод 46 при наличии сигнала (фиг. 4). Режимы триодов 45 и 46 подобраны таким образом, чтобы скорости нарастания и падения напряжения на конденсаторе 44 были равны. Таким образом, в установившемся режиме конденсатор заряжается до напряжения, величина которого обратно пропорциональна скорости вращения, и разряжается до нуля. В процессе разгона длительность каждого последующего импульса меньще предыдущего и конденсатор не успевает разрядиться. В этом случае в конце периода разряда открывается триод 47, который и снимает остаточное напряжение. Фазный сдвиг между сигналами генераторов 20 и 21 равен 180 эл. град. Генератор 22 вырабатывает сигнал пилообразной формы (фиг. 5), угол наклона переднего фронта которого можно изменять как вруч ную, так и автоматически, в зависимости от режима работы двигателя. Элементы сравнения 23 и 24 являются узлами, определяющими время задержки на включение очередного вентиля. Срабатывание этих элементов происходит в тот момент, когда нарастающее напряжение с генератора 22 станет равным уменьшающемуся напряжению с генераторов 20 или 21. Усилители служат для усиления сигналов поступающих на вход, и выполняют, кроме того, роль каскадов совпадения. На выходе этих усилителей сигнал появляется только в том случае, если на входе его присутствуют сигналы с элемента сравнения и соответствующего реле датчика. С формирователей 31 - 42 импульсов на управляющие электроды тиристоров поступают сигналы, гальванически не связанные между собой. Работает предложенное устройство следующим образом. Если в момент пуска оказались включенными первый и второй датчики положения ротора, на входе 43 генератора 20 сигнал отсутствует и конденсатор 44 заряжен до напряжения источника питания. На входе 43 генератора 21 присутствует сигнал и конденсатор 44 разряжен до нуля. Элементы сравнения 23 и 24 срабатывают, на выходе усилителей 25 и 26 появляются сигналы, которые через формирователи импульсов 31 и 32 включают вентили преобразователя, и двигатель начинает вращаться. После включения третьего датчика элементы сравнения 23 и 24 выключаются, так как напряжение генератора 22 скачком спадает до нуля, а затем увеличивается, напряжение на выходе генератора 20 уменьшается, а на выходе генератора 21 увеличивается. Когда напряжение генераторов 20 и 22 станет равным, срабатывает элемент сравнения 23 и включается следующий вентиль. Таким образом осуществляется задержка угла опережения включения тиристоров, которая может регулироваться благодаря

изменен; . угла наклона переднего фронта генератора 22.

В дальнейшем при вращении двигателя происходит поочередное срабатывание элементов сравнения 23 и 24, которые дают разрешающий сигнал на последовательную работу вентилей преобразователя в соответствии с работой датчиков положения ротора.

При включении двигателя возможно положение, при котором угол наклона переднего фронта генератора 22 окажется очень мал. В этом случае срабатывание элемента сравнения 23 и запуск двигателя происходят через длительное время. Для того, чтобы двигатель включился сразу же после нодачи на него напряжения, на формирователь импульсов 31 подается сигнал от усилителя 26, на формирователь 32 - от усилителя 27 (фиг. 1).

Коммутирующие вентили включаются с помощью формирователей 37 - 42 импульсов при подаче на них сигналов с усилителей 25 - 30. Например, на формирователь импульсов 37 сигнал подается с усилителей 27, 28, 29, на формирователь импульсов 38 сигнал подается с усилителей 28, 29, 30 и т. п.

Диапазон изменения угла опережения включения вентилей преобразователей в таком устройстве равен 60 эл. град, а пределы его зависят от первоначальной установки сегментов на роторе двигателя.

Если электродвигатель питается от преобразователя, собранного на полностью управляемых вентилях (например, транзисторах) , отпадает необходимость в коммутирующих цепях. В этом случае в качестве усилителей 25 - 30 применяют симметричные триггеры, включение которых происходит при одновременном наличии сигналов с реле датчиков и элемента сравнения, а выключение - при срабатывании следующего каскада.

Предложенное устройство позволяет упростить схему управления вентильным двигателем,увеличить ее надежность, а также обеспечить достаточно широкий диапазон регулирования угла опережения включения вентилей.

Формула изобретения

1. Устройство для управления вентильным двигателем с регулированием угла опережения включения вентилей, содержащее последовательно соединенные задающий генератор, датчики положения ротора, реле датчиков, усилители, выходы которых подключены к формирователям импульсов основных и вспомогательных вентилей, отличающееся тем, что, с целью повышения плавности регулирования скорости, в него введены элементы диодно-транзисторной логики, два генератора треугольного и один пилообразного напряжения н элементы сравнения, причем один из выходов каждого реле датчиков подключен к входу соответствующего элемента диодно-транзисторной логики, выходы которых соединены с входами генераторов треугольного и пилообразного напряжения, выход каждого из двух генераторов треугольного напряжения соединен с одним из входов соответствующего элемента сравнения, а два выхода генератора пилообразного напряжения соединены с вторыми входами элементов сравнения, выходы которых связаны с формирователями импульсов через усилители.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что вход каждого из формирователей импульсов основных вентилей соединен с выходами двух усилителей, а вход каждого из формирователей импульсов вспомогательных вентилей - с выходами трех усилителей.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Патент Японии J 49222085, кл. 55 С 2, 1974.

2.Авторское свидетельство СССР № 307476,кл. Н 02 К i;9/04. 1974.

Похожие патенты SU723729A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ ВЕНТИЛЬНЫМ ЭЛ ЕКТРОД ВИ ГАТЕЛ ЕМ 1971
SU307476A1
Устройство для пуска вентильной машины постоянного тока 1981
  • Чиженко Иван Миронович
  • Курило Игорь Анатольевич
  • Пискун Феликс Иванович
SU1003287A1
Реверсивный вентильный электропривод 1988
  • Михеев Юрий Филиппович
  • Лапа Анатолий Егорьевич
  • Пахомов Сергей Леонидович
  • Янушик Иосиф Александрович
  • Петров Петр Прокопьевич
SU1598097A1
Тиристорный преобразователь постоянного напряжения в переменное 1979
  • Кантер Исай Израйлевич
  • Митяшин Никита Петрович
  • Степанов Сергей Федорович
  • Артюхов Иван Иванович
  • Лазарев Владимир Иванович
SU866671A1
Электропривод переменного тока 1984
  • Кирпичников Юрий Александрович
  • Пережигин Евгений Афанасьевич
SU1164853A1
РЕКУПЕРИРУЮЩИЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ДВУХЗВЕННЫМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ ЧАСТОТЫ 2014
  • Иванов Владимир Сергеевич
  • Кунинин Пётр Николаевич
  • Пугачёв Емельян Васильевич
  • Нусратов Пайрав Рухонидинович
  • Иванов Александр Сергеевич
RU2584002C1
Вентильный электродвигатель 1981
  • Серков Олег Александрович
  • Шепелин Виталий Федорович
SU970578A1
Блок управления ШИМ-регулятором для возбуждения синхронного двигателя 2022
  • Минаев Геннадий Михайлович
  • Артаев Николай Александрович
RU2796429C1
Вентильный электродвигатель 1989
  • Михеев Юрий Филиппович
  • Лапа Анатолий Егорьевич
  • Пахомов Сергей Леонидович
  • Янущик Иосиф Александрович
SU1670753A2
Вентильный электродвигатель 1987
  • Михайлов Глеб Борисович
  • Косулин Владимир Дмитриевич
  • Омельченко Вадим Васильевич
SU1427508A2

Иллюстрации к изобретению SU 723 729 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для управления вентильным двигателем

Формула изобретения SU 723 729 A1

SU 723 729 A1

Авторы

Зиннер Лев Яковлевич

Каретный Вадим Давыдович

Скороспешкин Алексей Иванович

Ольшанский Михаил Семенович

Даты

1980-03-25Публикация

1977-01-05Подача