Устройство для пуска вентильной машины постоянного тока Советский патент 1983 года по МПК H02P6/20 

Описание патента на изобретение SU1003287A1

(S) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУСКА ВЕНТИЛЬНОЙ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в вентильном электроприводе.

Известно устройство для пуска Betriтильных машин постоянного тока, содержащее мостовой тиристорный инвертор тока, управляемый от формирователя импульсов, узел сдвига сигналов датчика положения ротора, узел идентификации зоны перекрытия, узел разрешения сдвига сигналов датчика положения ротора, блок логического умножения, датчик положения ротора J .

При питании вентильной машины, содержащей инвертор тока с естественной коммутацией тока в вентилях от управляемого выпрямителя, при наличии на ее валу постоянного момента пуск и выход на установившийся режим будет невозможен. Это обусловлено тем, что противо-ЭДС вентильной машины, пропорциональная

2

скорости вращения, изменяется от минимального значения до номинального (при установившемся рабочем режиме) , а также особенностью работы инвертора тока и управляемого выпря мителя, характеризующейся режимом прерывистого тока. В результате этого после запуска вентильный двигатель останавливается, так как величина вращающего момента Иьр меньше момента , а также нарушается условие устойчивой работы инвертора тока с естественной коммутацией. Таким образом, недостатком известного устройства является низкая надеж15ность пуска вентильного двига геля при наличии на его валу постоянного противодействующего момзнта.

Наиболее близким к предлагаемому

20 является устройство для пуска вентильной машины постоянного тока, содержащее мостовой тиристорный инвертор тока, управляемый от форми ВЭтеля импульсов, датчик положения ротора и узла идентификации зоны перекрытия, выход которого соединен с запирающим входом блока разрешения сдвига и первым входом блока логического умножения, выход которого подключен к узлу сдвига СИ1 налов, соединенному с другими входами формирователя импульсов, датчик противо-ЭДС вентильного двигателя подключен к первому входу узла сравнения, второй вход которого соединен с задатчиком опорного напряжения, а выход - с первым входом логического элемента ИЛИ, подключенного вторым входом к выходу блока разрешения, а выходом - к второму входу блока логического умножения. Входы инвертора тока через .сглаживающий дроссель подключены к выходам управляемого выпрямителя, подключенного к трехфазной сети, а выходы инвертора тока включены на фазы вентильного двигателя. В пусковом режиме вентильного двигателя при постоянном моменте на его валу (), для повышения надежности работы моменты включения тиристоров инвертора смещаются на угол 60 эл. град от точки естественного отпирания. При наступлении установившегося режима этот угол, дискретно изменившись, уменьшится 2)

Недостатком этого устройства является низкий коэффициент мощности вентильного двигателя. Это обусловливается тем, что в течение всего пускового режима угол опережения сохраняет постоянное значение, равное 60 эл. град. В результате этого коэффициент мощности вентильного двигателя, а следовательно, и его удельные энергетические показатели будут низкими.

Цель изобретения - повышение удельных энергетических показателей машины.

Поставленная цель достигается тем что в устройство для пуска вентильной машины постоянного тока, содержащее мостовой тиристорный инвертор тока, управляющими входами подключенный к выходу формирователя импульсов одна группа входов которого соединена с соответствующими выходами датчика положения ротора и информационными входами узла сдвига сигналов датчика положения ротора и узлз индентификации зоны перекрытия, а другая группа вхопов связана с первой и второи группами выходов узла сдвига сигналов датчика положения ротора, датчик противо-ЭДС, соединенный с первмм входом узла сравнения, узел разрешения сдвига сигналов, запрещающий вход которого подключен к выходу узла идентификации зоны перекрытия и первому входу блока логического умножения, блок логического сложения и источник опорного напряжения, дополнительно введены генератор пилообразного напряжения, два триггера, два трехэлементных узла логического умножения, а узел идентификации зоны перекрытия снабжен двумя дополнительными выходами, подключенными соответственно к первым входам триггеров, вторые входы которого соединены с выходом узла сравнения, вторым входом подключенного к выходу генератора пилообразного напряжения, один из входов которого соединен с источником опорного напряжения, а другой - с основным выходом узла идентификации зоны перекрытия и с одним из входов блока логического сложения, выходом подключенЬ ного к управляющему входу узла сдвига сигналов датчика положения ротора а другим входом - к выходу блока логического умножения, второй вход которого соединен с выходом узла разрешения сдвига сигналов, причем первая и вторая группы выходов узла сдвига сигналов датчика положения ротора связаны с второй группой входов формирователя импульсов через соответствующий трехэлементный узел логического умножения, управляющий вход каждого из которых подключен к выходу соответствующего триггера.

На чертеже представлена структурная схема устройства для пуска вентильной машины постоянного тока.

На валу вентильной машины (синхронного двигателя 1 установлен датчик 2 положения ротора, одна группа выходов которого соединена с формирователем 3 импульсов, подключенным к мостовому инвертору k тока. Выходы инвертора k тока через сглаживающий дроссель 5 подключены к выходам управляемого выпрямителя 6, подключенного к трехфазной сети, а выходы инвертора тока t включены на фазы синхронного двигателя. Вторая группа выходов датчика 2 положения ротора соединена с информационными входами узла 7 сдвига сигналов датчика полажения ротора и узла 8 идентификации зоны перекрытий. Одни выходы узла 8 идентификации зоны перекрытия связаны с входами триггеров 9 и 10, другой выход узла 8 идентификации зоны перекрытия соединен с одним из входов узла 11 разрешения сдвига сигналов датчика положения ротора, а также с одним из входов блока 12 логического умножение, другой вход которого соединен с выходом узла 11 разрешения сдвига сигналов и с одним из входов блока 13 логического сложения, другой вход которого связан с выходом блока 12 логического умножения. Выход узла 8 идентификации зоны перекрытия также соединен с одним из входов генератора пилообразного напряжения, другой вход которого связан с источником опорного напряжения, а выход генератора It пилообразного напряжения соединен с одним из входов узла 15 сравнения. Выход датчика 16 противо-ЭДС соединен с другими соответствующими входами триггеров 9 и 10. Выходы триггеров 9 и 10 связаны с одними из входов трехэлементных узлов 17 и 18 логического умножения, другие входы которых соединены с выходами узла 7 сдвига сигналов датчика положения ротора, а выходы - с другими входами формирователя 3 импульсов.

Старт инвертора тока и трогание синхронного двигателя 1 осуществляется после подачи напряжения на инвертор тока при условии, если открыты два тиристора инвертора k тег ка - один в анодной, другой в катодной группе. Таким образом, если положение, неподвижного ротора двигателя характеризуется наличием сигналов на выходе двух чувствительных элементов датчика 2 положения ротора, например 2Ь и 2с, старт инвертора тока и трогание синхронного двигателя 1 происходит следующим образом.

Сигналы датчика 2 положения ротора с выходов чувствительных элементов 2Ь и 2с поступают на входы каналов ЗЬ и 3с формирователя 3 импульсов. С других входов этих же чувствительных элементов 2Ь и 2с датчика 2 положения ротора также поступают сигналы на входы узла 8 идентификации зоны перекрытия, который формирует сигнал нулевого уровня, поступающий на блока 12 логического умножения и ззпрсиСаю1Чий вход блока 11 разрешения сдвига сигналов датчика положении оотора и

один из входов генератора k пилообразного напряжения. С других входов узла 8 идентификации зоны перекрытия поступают сигналы на один из входов триггеров 9 и 10, не изменяюи|ие их

состояния. В результате сигналы с выходов узла 7 сдвига сигналов не поступают на формирователь 3 импульсов. Сформированные сигналы управления с выходов каналов ЗЬ и 3с формирователя 3 импульсов поступают на соответствующие тиристоры инвертора тока, один из которых находится в анодной, другой - в катодной группах инвертора. В результате по фазам

синхронного двигателя 1 протекает . ток, создающий магнитное поле, обусловливающее вращающий момент на валу двигателя в начальный момент работы.

Возможны случаи, когда положение неподвижного ротора синхронного двигателя 1 характеризуется налич м сигнала на выходе одного из шести , чувствительных элементов датчика положения ротора, например 2с. В этом случае открывается только один тиристор инвертора тока из анодной или катодной группы, чего недостаточно для осуществления старта инвертора i тока и трогания синхронного двигателя 1. В этих случаях узел В идентификации зоны перекрытия формирует сигнал единичного уровня, который поступает на запрещающий вход узла

11 разрешения сдвига сигналов датчика положения ротора, не изменяя его состояния, в которое он был предварительно приведен подачей сигнала Х, а также на один из входов блока 12 логического умножения, блока 13 логического сложения и генератора пилообразного напря 1ения. Блок 12 логического умножения при наличии сигналов единичного уровня на входах формирует на своем выходе сигнал единичного уровня, который поступает на другой вход блока 13 логического сложения, формирующего при этом сигнал, разрешающий операцию сдвига сигналов датчика положения ротора, С этого же

выхода узла 8 идентификации зоны перекрытия сигнал единичного уровня поступает на один из входов генератора 1 пилообразного напряжения. При 7 этом генератор пйлообразногч-) напря. НИИ начинает формировать сигнал пилообразной формы, максимальная ампл тудл которого равна величине опорн го напряжения. Кроме этого, с други двух выходов узла 8 идентификации з ны перекрытия : на один из входов триггера 9 поступает сигнал, подготавливающий его к изменению состоя ния, а на один из входов триггера 10 - сигнал, запрещающий изменение его состояния. В процессе пуска вен тильной машины и выхода ее на установившийся режим напряжение на выхо де датчика 16 противо-ЭДС, пропорциональное величине противо-ЭДС, будет изменяться, возрастая от нуля до установившегося значения. Это на пряжение поступает в узел 15 сравнения и сравнивается с изменяющимся значением напряжения пилообразной формы, поступающим на другой вход узла 15 сравнения с выхода генератора 1 пилообразного напряжени В момент равенства значений напряже ния пилообразной формы и напряжения датчика 16 противо-ЭДС узел 15 срав нения формирует сигнал единичного уровня, который поступает на другие входы триггеров 9 и 10. Триггер 10 на изменит своего состояния, а на выходе триггера Э ввиду изменения его состояния сформируется сигнал единичного уровня который поступает на. входов трехэлементного узла 17 логическогсэ умножения. В ре зультату этого.на одном из его выходов будет сформирован сигнал, поступающий на вход 3d формирователя 3 импульсов управления, временной сдвиг которого будет пропорционален времени до наступления момента, когда будут равны напряжение на выходе датчика 16 противо-ЭДС и определенного значения напряжения пилообразной формы. В момент времени, когда информация о положении ротора снимается с двух чувствительных эле ментов , работа указанных узлов прекращается. В дальнейшем они работаю при наличии сигнала на выходе одного чувствительного элемента, при этом происходит плавное изменение моментов включения тиристоров инвертсЯэа 4 тока. При этом угол опере жения включения тиристоров инвертора тока плавно изменяется от 60 эл. град, до установленного значения, при котором обеспечивается 878 коммутационная устойчивость и высокая эффективность работы инвертора 4 тока вентильного двигателя в установившемся режиме. Таким образом, угол опережения включения тиристоров и длительности импульса управления в процессе пуска вентильного двигателя будет изменяться, одновременно обеспечивая коммутационную устойчивость и максимально возможный для этого режима работы оэффициент мощности инвертора 4 тока. В момент выхода вентильного двигателя на установившийся режим работы произойдет отключение источника опорного напряжения от схемы. После остановки двигателя весь процесс пуска и выхода на установившийся рабочий режим происходит аналогично описанному. Использование предлагаемого устройства повышает коэффициент мощности вентильного двигателя в режиме пуска, при этом уменьшаются потери мощности, за счет чего повышается КПД двигателя, т.е. повышаются удельные энергетические показатели вентильной машины. Формула изобретения Устройство для пуска вентильной машины постоянного тока, содержащее мостовой тиристоржый инвертор тока, управляющими входами подключенный к выходу формирователя импульсов, одна rpyrvna входов которого соединена с соответств ющими выходами узла сдвига сигналов датчика положения ротора и узла идентификации зоны перекрытия, а другая группа входов связана с первой и второй группами выходов узла сдвига сигналов датчика положения ротора, датчик. противо-ЭДС, соединенный с первым входом узла сравнения, узел разрешения сдвига сигналов, запрещающий вход которого подключен к выходу узла идентификации зоны перекрытия и первому входу блока логич еского умножения, блок логического сложения, источник опорного напряжения, отличающееся тем, что, с целью повышения удельных энергетических показателей машины, в него введены генератор пилообразного напряжения, два триггера, два трехэлементных узил

логического умножения, а узел,идентификации зоны перекрытия снабжен двумя дополнительными выходами, подключенными соответственно к первым входам триггеров, вторые входы которого соединеныС выходом узла сравнения, вторым входом подключенного к выходу генератора пилообразного напряжения, один из входов которого соединен с источнико опорного напряжения, а другой - с основным выходом узла идентификации Зоны перекрытия и с одним из входов блока логического сложения, выходом подключенного к управляющему входу узла сдвига сигналов датчика положения ротора, а другим входом - к выходу блока логического умножения, второй

вход которого соединен с выходом узла разрешения сдвига сигнаЛОБ,«при чем первая и вторая группы выходов узла сдвига сигналов датчика положения ротора связаны с второй группой входов формирователя импульсов через соответствующий трехэлементный узел логического умножения, управляющий вход каждого из которых подключен к

выходу соответствующего триггера.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1,Авторское свидетельство СССР № 612355, кл. Н 02 К 29/02, 1975.

2,Авторское свидетельство СССР по заявке Н 3005551/2 4-07,

кл. Н 02 К 29/02, 1980.

Похожие патенты SU1003287A1

название год авторы номер документа
Устройство для пуска вентильной машины постоянного тока 1980
  • Чиженко Иван Миронович
  • Курило Игорь Анатольевич
  • Пискун Феликс Иванович
SU951611A1
Устройство для пуска вентильной машины постоянного тока 1975
  • Черкашин Аркадий Васильевич
  • Пискун Феликс Иванович
  • Фрумин Валерий Львович
  • Лухин Юрий Витальевич
  • Тарасенко Анатолий Иванович
SU612355A1
Устройство для пуска вентильного электродвигателя с зависимым инвертором 1981
  • Черкашин Аркадий Васильевич
  • Черкашина Зинаида Семеновна
  • Тарасенко Анатолий Иванович
  • Пискун Феликс Иванович
SU997219A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВРАЩАЮЩИМ МОМЕНТОМ ВЕНТИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Казанцев Юрий Михайлович
  • Лекарев Анатолий Федорович
  • Завьялова Ольга Юрьевна
RU2457610C2
Вентильный электродвигатель 1986
  • Захаров Вячеслав Юрьевич
  • Родькин Дмитрий Иосифович
  • Кича Сергей Анатольевич
  • Захарова Елена Борисовна
  • Волошин Владимир Михайлович
SU1390763A1
Вентильный электродвигатель 1981
  • Серков Олег Александрович
  • Шепелин Виталий Федорович
SU970578A1
Устройство для пуска вентильной машины постоянного тока 1978
  • Черкашин Аркадий Васильевич
  • Черкашина Зинаида Семеновна
  • Пискун Феликс Иванович
  • Тарасенко Анатолий Иванович
SU718875A2
Асинхронно-вентильный каскад 1987
  • Моисеев Евгений Тихонович
  • Мацюра Иван Григорьевич
  • Плескач Александр Андреевич
  • Саляк Иосип Иванович
  • Чупыло Иван Владимирович
  • Нарембык Богдан Владимирович
SU1529395A1
Вентильный электродвигатель 1984
  • Шепелин Виталий Федорович
SU1272413A2
Вентильный электродвигатель 1976
  • Бернштейн Исаак Яковлевич
  • Хорт Борис Иванович
SU649105A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 003 287 A1

Реферат патента 1983 года Устройство для пуска вентильной машины постоянного тока

Формула изобретения SU 1 003 287 A1

SU 1 003 287 A1

Авторы

Чиженко Иван Миронович

Курило Игорь Анатольевич

Пискун Феликс Иванович

Даты

1983-03-07Публикация

1981-12-23Подача