Подшипниковая опора первичного вала коробки передач транспортного средства Советский патент 1980 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU727484A1

Изобретение относится к автомобилестроению, а более конкретно, к ко робкам передач колесных машин. Известна подшипниковая опора, в ко торой осевая составляющая нагрузки ,в одну сторону .воспринимается упорным подшипником, а в другую - радиальным 1. Наиболее близкой по технической сущности и достигаемом результату является подшипниковая опора первичного вала коробки передач транспортного средства, содержащая установленные в корпусе и закрепленные крышкой радиальный роликовый и упорный шариковый подшипники, разделенные кольцевым выступом, размещенньам на первичном валу 2. Известные подшипниковые опоры при высокой частоте вращения первичного вала коробки передач не обеспечивают достаточной надежности и дсхчговечности работы вследствие того, что в них не предусмотрен постоянный предварительный натяг в осевом направлении (например, при помощи пружин), а неподвижная обойма упорного подшипника выполнена самоустанавливающейся. Это объясняется тем, что для упорных подшипников, работающих с высокими частотами вращения и не воспринимающих постоянно достаточно, большую осевую нагрузку, следует предусматривать предварительный натяг, создающий постоянное осевое нагружение подшипника и препятствунвдий возникновению в нем гидроскопического момента. Кроме того, неподвижную обойму упорного подшипника при установке его на горизонтальные валы не следует делать самоу.станавливающейся, так как при перемене направления действия осевой нагрузки она может зависнуть на валу и последующее приложение осевой нагрузки не возвращает ее в концентричное положение, из-за Того, что радиальная составляющая сил давления незначительна вследствие пологости профиля беговых канавок на: участках, близких ) к контактным, -. Целью изобретения является повышение надежности и долговечности подаипниковой опоры лервичного вала коробки передач. Для достижения этой цели в известной подшипниковой опоре радиальный подшипник выполнен с цилиндрическими роликами, а его наружная обойма зафик-. сирована в корпусе стопорным кольцом и снабжена буртом для взаимодействия с цилиндрическими роликами, расположенным относительно последних со стороны шестерни первичного вала, который выполнен с цилиндрической беговой дорожкой для цилиндрических роликов и кольцевойпроточкой, причем кольцевой выступ выполнен в виде двух полуколец размещенных в кольцевой проточке первичного вала и зафиксированных относк тельно последнего одной из обойм упор ного подшипника , при этдм другая его обойма установлена по диаметру и по торцу в крьошке, центрированной относительно Первичного вала по наружной ббойме радиального подшипника, при этом между торцовыми поверхностями обоймы упорного подшипника и крышки установлена тарельчатая пружина. Начертеже изображена подшипниковая опора первичного вала коробки пе редач в разрезе. Подпишниковая опора состоит из радиального с цилиндрическими роликами Подшипника 1 без внутренней обоймы и упорного шарикового подшипника 2. Наружная обойма радиального подшипника 1 зафиксирована стопорным кольцом 3 в корпусе 4 коробки передач. Одна: обойма упорного подшипника 2 установлена по диаметру и по торцу в крвшке 5, а другая - на первичном валу 6 через два полукольца 7, расположенных в кольцевой проточке. Крышка 5 устанавливается по посадочному диаметру наружной обоймы радиального подшипника 1 и крепится к корпусу 4 болтами 8. Между неподвижной обоймой упорного подшипника 2.и торцсм крышки 5 рас положена теральчатая пружина 9, предварительное зажатие которой регулируется прокладками 10. Подшипниковай опора работает следующим образом. : : ,:Радиальные усилия передаются с первичного вала б через радиальный роликовый подшипник 1 на корпус 4 ко робки передач. Осевые усилия в первом случае передаются с первичного вала через полукольца 7 и упорный шариковый подшипник 2 на крышку 5 и далее через болты 8 замыкаются на корпусе 4, -во, втором случае с первичного вала 6 через полукольца 7 на радиальный подшипник 1 и далее через стопорное кольцо 3 также замыкаются на корпусе 4 коробки передач. Э конструкции подшипниковой опоры пер н-чного вала учтено то, что радиальные роликовые подшипники допускаю кратковременную передачу небольших осевых усилий. В реальных конструкци ях коробок передач перемена направле ния осевого усилия может иметь место тЬлько при движении автомобиля в ведомом режиме (накат, торможение двигателем и др.), т. е. в эпизодически условиях: эксплуатации, когда величин

727484 озникающих обратных осевых усилий а порядок ниже их номинальных значений. Наиболее характерный режим движения автомобиля - ведущий. При этом раиальные и осевые усилия передаются на корпус коробки передач.через разные подшипники: радиальные усилия через радиальный роликовый подшипник, а осевые через упорный шариковь й. Эта особенность позволяет увеличить долговечность подшипникового узла при сохранении его габаритов. Расчётная долговечность предлагаемой подшипниковой опоры при всех прочих равных условиях (габариты подшипникового узла и условия нагружения) более чем в Два разаВыше долговечности общепринятой подшипниковой опоры, выполненной на шариковом подшипнике. Кроме того, достаточно сильный пружинный натйг в осевом направлении на упорном подшипнике предупреждает смещение шариков под действием центробежных сил и их верчение под действием гироскопических моментов, снит Жает трение и позволяет повысить быстроходность подшипников. Натяг на- гружает шарики дополнительно к рабочей нагрузке, но благодаря упорядоченному качению л ариков несущая способность подшипника, а значит и всей описываемой опоры, в конечном счете возрастает. Формула изобретения Йодшипниковая опора первичноговала коробки передач транспортногосредства, содержащая установленные в корпусе и закрепленные крышкой радиальный роликовый и упорный шариковый подшипники, разделенные кольцевым выступом, размещенным на первичном валу, о т л и а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения ее надежности и долговечности, радиальный подшипник выполнен с цилиндрическими роликами, а его наружная обойма зафиксирована в корпусе стопорным кольцом и снабжена буртом для взаимодействия с цилиндрическими Е оликами, расположенным относительно п.оследних со стороны шестерни первичного вала, выполнен с цилиндрической беговой дорожкой для г илиндрических роликов и кольцевой проточкой, причем кольцевой выступ выполнен в , виде двух полуколец, размещенных в кольцевой проточке первичного вала и зафиксированных относительно последнего одной из обойм упорного подшипника, при этом другая его обойма установлена по диаметру и по торцу в крышке, центрированной относит ель но первичного вала по наружной обойме радиального подшипника, при этом между торцовыми поверхностями обоймы упорного подшипника и крышки установлена тарельчатая пружина. i

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

I. Дунаев П. Ф. Конструирование узлов и деталей . Высшая школа, второе издание, М 1971, с. 89.

2. Анурьев В. И. Справочник конструктора - машиностроителя, издание четвертое, книга 2, Машиностроение, М., 1973, с. 87 (прототип) .

Похожие патенты SU727484A1

название год авторы номер документа
Шариковый подшипник шарошки бурового инструмента 2020
  • Симисинов Денис Иванович
  • Афанасьев Анатолий Ильич
  • Симисинов Иван Леонидович
  • Симисинов Антон Денисович
  • Адас Виталий Егорович
RU2750892C1
Центробежная литейная машина с вертикальной осью вращения 1976
  • Овсянников Константин Матвеевич
SU643229A1
РОТОРНАЯ РЕЖУЩАЯ ГОЛОВКА 2005
  • Гик Лев Аронович
RU2368464C2
Устройство для регулировки выжимных подшипников 2021
  • Юрченко Николай Николаевич
RU2776631C1
УЗЕЛ РАДИАЛЬНОГО РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ 1991
  • Бородастов Н.И.
  • Кожевников В.И.
  • Бородастов Р.Н.
RU2011901C1
ЛЕБЕДКА 2001
RU2192385C1
Устройство для измерения крутящего момента 1990
  • Бобровник Александр Иванович
SU1774196A1
АДАПТИВНЫЙ МОДУЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2022
  • Воротников Валерий Геннадьевич
  • Лёвин Борис Алексеевич
  • Саврухин Андрей Викторович
RU2793289C1
ГИДРОМАШИНА 1992
  • Лоренс Р.Фолсом[Us]
RU2101586C1
Двойное сцепление трансмиссии 2022
  • Золотарев Дмитрий Николаевич
  • Мохов Павел Игоревич
  • Калимуллин Эмиль Рамилевич
  • Толстокоров Дмитрий Николаевич
RU2778713C1

Реферат патента 1980 года Подшипниковая опора первичного вала коробки передач транспортного средства

Формула изобретения SU 727 484 A1

SU 727 484 A1

Авторы

Микин Виктор Иванович

Павлов Владимир Александрович

Даты

1980-04-15Публикация

1977-01-24Подача