Устройство для наведения разноглубинного трала на глубину залегания косяка Советский патент 1980 года по МПК A01K79/00 

Описание патента на изобретение SU728809A1

Изобретение относится к промысловому рыболовству, а именно к автоматичес ким устройствам для наведения трала на глубину залегания косяка рыбы. Известно устройство для наведения разноглубинного трала на глубину залегания косяка, включающее датчики глубины трала и косяка, связанные с блоком суммирования, логический переключатель с управляющим элементом и контуры ре- гул1фования глубины трала путем изменения скорости судна и изменения длинь ваеров, первый из которых содержит главную силовую установку судна и блок регулирования его скорости, выход послед пего связан с входом главной силовой установки. Выход которой подключен к одному из входов данного блока, а второй контур содержит блок определения расчетной длины ваеров с датчиком рабочей длины ваеров и привод траловой лебедки, выход которой соединен с одним из входов этого блока, а выход последнего подключен к входу привода выходы гюгического перехтючателя через коммутирзтощке элементы соед1шены с контурами регулирования хода трапа 1 , Однако это устройство не обеспечивает точного и ycтoйч uзoгo наведения трала на глубину нахождения косяка рыбы и оптимального раскрытия устья. Цель изобретения - обеспечение то ного и устойчивого наведения трала На заданную глубину и поддержание оптимального раскрытия его устья. Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено датчиком скорости судна, блоки каждого контура регул№рования Выполнены аналогично и содержат каждый элементы: умножения на постоянный коэффкш ент, суммирования, сравнения, слежения, памяти, при этом датчик скорости судна связан посредством преобразователей с входом каждого элемента умножения на постоянный коэффициент каждого контура, выход элемента умножения через су7 -1матор связан с одним из входов элемента сравнения, другой вход

которого соединен с элементом памяти, а выход - с элементом слежения лог№ческий переключатель содержит усилитель реле времени и поляризованное реле для

переключения контуров регулщювания, при этом элемент слежения связан с элементом памяти через контакты реле времени.

На фиг, 1 изображена структурная схема устройства} на фиг. 2 - его электрическая схема.

Устройство включает датчик 1 глубины трала 2, датчик 3 глубины косяка, блок суммирования 4 показаний датчиков 1 и 3, логический переключатель 5, содержащий коммутирующие элементы Э и 7 для подключения контуров регулирования глубины хода трала.

Контур регулирования гл;убины хода трала путем изменения скорости судна содержит главную силовую установку 8 и блок 9 расчета скорости судна.

регулирования глубиныхода трала путем изменения длины ваеров содержит блок Ю расчетной длины ваеров и привод 11 траловой лебедки. Кроме того, каждый из этих контуров содержит преобразователи 12 или 13, элементы 14 и 15 умножения на постоянный коэфн. фициент, сумматор 16 и 17, элемент сравнения 18 и 19, элемент слежения 20 и 21 и элемент памяти 22 и 23. Управляющий элемент включает усилитель 24, реле времени 25 и поляризованное реле 26. Кроме того, устройство содержит датчик 27 скорости судна .

Уст ройство работает следующим образом,

В исходном положении при отсутствии гидроакустического контакта с косяком рыбы в устройство не поступает инфорн. мация от датчика 3 глубины косяка. На входе усилителя 24 сигнал отсутствует и поляризованное реле 26 находится в нейтральном положении. Коммутирующие элементы 6 и 7 разомкнуты , а контакты реле времени замкнуты, (на чертеже не показаны). На щкальНых индикаторах (на чертеже не показаны) элементов 14 и 15 умножения на постоянный коэффициент вручную установлены постоянные коэффициенты с и Q применяемого трала 2. Шкальные индикаторы элементо памяти 22 и 23 показывают текущее значение- скорости траления V и длины ваеров (щкальные индикаторы на чертежах не показаны). После обнаруь. жения косяка и определения глубины его

залегания информация с датчиков 1 и 3 направляется в блок суммирования 4, откуда разность глубины косяка h j и глубины трала поступает

на вход усилителя 24 логического переключателя 5, При положительном значении этой разности срабатывает поляризованное реле 26 на (|азочувствительном Выходе усилителя 24, и коммутирующий

элемент 7 замыкается. Напряжение переменного. тока, пропорциональное разности глубин hj -h-rp , поступает на вход преобразователя 13 вместе с сигналом / от датчика 27 скорости судна. Результ№рующий сигнал с преобразователя 13 в виде V () поступает на вход элемента 15 умножения на постоянный фициент а д применяемого трапа 2, а с его выхода напряжение переменного

тока, пропорциональное произведению

(hj -h-7p) , суммируется в сумматоре 17 с напряжением переменного тока, пропорциональным текущему значению длины ваеров ft , поступающим от пр вода траловой лебедки 11. Сигнал с сумматора 17 подается в элемент сравнения 19, с выхода которого сигнал в виде { Лу{-Ь рУ подается на элемент слежения 21 и элемент памяти 23. След.

0 щая система, состоящая из :элементов слежения 21 и памяти 23, отрабатывает до тех пор, пока не будет достигнуто равенство

V(v.-4pH

Это новое значение длины ваеров 63 указывается Jja щкальном индикаторе элемента памяти 23, а также в виде управляющего сигнала поступает на привод траловой лебедки 11.

Контакты реле времени 25 находятся в замкнутом положении в течение промежутка времени, определяемого регулировкой этого реле и достаточного для отработки следящей системы, после чего реле времени 25 срабатывает, его контакты размыкаются и в дальнейщем И1 менени разности глубин Hj -h-jp при движении трала 2 в переходном режиме не оказывают влияния на величину управляющего сигнала 2.« на привод траловой лебедки 11

Как только трал 2 опустится на глубину залегания косяка, сигнал на входе усилителя 24 прекращается, срабатывает поляризованное реле 26, и коммутирующий элемшт 7 размыкается. Одновременно замыкаются контакты реле времени 25, И устройство возвращается в исходное положенибо При этом шкальный индикатор элемента памяти 23 указывает отработа ную приводом траловой лебедки 11 длину Вытравленных ваеров t . При отрицательном значении разности глубин Ь h pcpaбaтывaeт поляризованное реле 26 на фазочувствигельном выходе усилителя коммутирующий элемент 6 контура регулирования глубины хода трал путем изменения скорости судна замыкается. Напряженке переменного тока, пропорциональное этой разности, поступает на вход элемента 14 умножения на постоянный коэффициент Q , а с его выхода сигнал в виде Q()ciaiaдывается в сумматоре16 с напряжением пропорциональным , поступающим с преобразователя 12. Сигнал с сумматора 16 подается в элемент сравнения 18, с выхода которого сигнал в видeQ( подается на элемент слежения 2О и элемент памяти 22в Следящая система, состоящая из элемента слежения 20 и элемента памяти 22, отрабатывает до тех пор, пока не будет достигнуто равенство V(K-.p. Это новое значение скорости траления указывается на щкальном ивдикаторе элемента памяти 22., а также в виде управляющего сигнала поступает на главную силовую установку 8. Контакты реле времени 25 находятся в замкнутом полох ;ении в течение промежутка времени, определяемого регулировкой этого реле и достаточного для отра. ботки следящей системы, после чего i реле времени 25 срабатывает, его контакты размыкаются, и в дальнейщем разность глубин при движении трала 2 в переходном режиме не оказывает влияния на величину управляющего сигнала V« на главную силовую устано&ку 8. Как-только трал 2 поднимается на глубину залегания косяка, сигнал на вход усилителя 24 прекращается, срабатывает поляризованное реле 26, и коммутирующий элемент 6 размыкается, одновременно замыкаются контакты реле времени 25, и устройство возвращается в исходное состояние. При этом щкальный инди. катор элемента памяти 22 укажет отработанную главной силовой установкой -8 скорость траления V , Предложенное устройство является малогабаритным и дещевым, простым И надежным в экс11луаташ1И, .сроме того, оно без каких-либо дополнительных преобразователей легко сопрягается с исполнительными механизмами В1шта регулируемого шага и траловой лебедки 1дат чиком длины Baqpoa), которые содержат электромеханические элементы переменного тока. Экономический эффект от использования предложенного устройства на среднетоннажныК судах проекта 503 за счет дополнительной прибыли от увеличения вь лова рыб составит 35 тыс.руб, на каждое судно. На крупнотоннажных рыбодобь вающих судах с комплексной автоматиза1даей производственных процессов устройство может быть использовано в качестве составного элемента комплекса, например в комплексе Атпант. Формула изобретения Устройство для наведения разноглубинного трала на глубину залегания косяка, включающее датчики глубины трала и косяка, связанные с блоком суммирования, логический переключатель с управляющим элементом и контуры регулирования глубины трала путем изменения скорости судна и изменения длины ваеров, первый из которых содержит главную силовую установку судна и блок регулирования его скорости. Выход последнего связаьт с входом главной силовой установки. Выход которой подключен к одному из входов данного блока, а второй контур содери ит блок определения расчетной длины ваеров с датчиком рабочей длины ваеров и привод траловой лебедки, выход которой соединен с одним из входов этого блока, а выход последнего подключен к входу привода; выходы логического переключателя через коммут рующие элементы соединены с контурами регулирования глубины хода трала, о т личаю1цеес я тем, что, с целью обеспечения точного и устойчивого наведения трала на заданную глубину и поддержания оптимального раскрытия его устья, устройство снабжено датчиком скорости судна, блоки каждого контура регулирования выполнены аналогично и содерн ат каходый элементы: умножения на постоянный коэффициент, сумм1 рования, сравнения, слежения, памяти, при этом датчик скорости судна связан посредством преобразователей с входом каждого элемента умножения на постоянный коэфф1Щие)1т каждого контура, выход элемента умножения через сумматор связан с одним из входов эпемента сравнения, другой вход которого соединен с элементом памяти, а выход - с элементом слежения; логический переключатель содержит усилитель, реле времени и пол$ ризованное реле для переключения контуров регулирования, при этом элемент

слежения связан с элементом памяти через контакты реле времени.

Источники информации, принять1е во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2161059/28-13, кл. А 01 К 79/ОО, 29 июля 1975 г. (прототип).

Похожие патенты SU728809A1

название год авторы номер документа
Система управления орудием лова 1975
  • Владимиров Станислав Андреевич
  • Герасимов Владимир Александрович
  • Кувшинов Геннадий Евграфович
  • Купцов Олег Васильевич
  • Михалев Александр Сергеевич
SU644432A1
Система управления орудием лова 1982
  • Герасимов Владимир Александрович
  • Кувшинов Геннадий Евграфович
  • Малеев Игорь Гельмисович
  • Усольцев Валерий Константинович
SU1083995A1
Радиолокационный тренажер 1980
  • Когон Марк Георгиевич
  • Цуранов Владимир Александрович
SU875437A1
Устройство для определения изменения длины ваеров 1983
  • Герасимов Владимир Александрович
  • Кувшинов Геннадий Евграфович
  • Новик Юрий Дмитриевич
  • Усольцев Валерий Константинович
SU1250233A1
Устройство управления пелагическим тралом 1983
  • Каценельсон Наум Владимирович
  • Хасиев Владимир Михайлович
SU1194345A1
Тренажер судоводителя 1978
  • Когон Марк Георгиевич
  • Кульченко Константин Афанасьевич
  • Петелин Валерий Павлович
  • Шпилевой Виктор Матвеевич
  • Хандрос Олег Михайлович
SU696522A2
Способ и устройство контроля ведения промысловых работ с использованием трала при осуществлении мониторинга судов рыбопромыслового флота 2017
  • Гришин Алексей Владимирович
  • Зимин Игорь Борисович
  • Кошманов Владимир Федорович
RU2666170C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ГЛУБИНЫ ХОДА И НАВЕДЕНИЯ РАЗНОГЛУБИННОГО ТРАЛА 1965
SU176463A1
Оснастка трала 1988
  • Дедов Владимир Герасимович
  • Привалов Петр Арсентьевич
  • Кореньков Александр Иванович
  • Господарев Леонид Степанович
  • Кудрявцев Николай Михайлович
  • Хизовец Георгий Титович
SU1600658A1
Система управления главными двигателями судовой силовой установки и винтом регулируемого шага 1981
  • Богданов Алексей Иванович
  • Былин Александр Георгиевич
  • Прохоренков Александр Михайлович
  • Фрейдзон Исаак Рубинович
SU990587A2

Реферат патента 1980 года Устройство для наведения разноглубинного трала на глубину залегания косяка

Формула изобретения SU 728 809 A1

SU 728 809 A1

Авторы

Ольховский Владимир Евгеньевич

Яковлев Владимир Иванович

Даты

1980-04-25Публикация

1975-12-09Подача