Радиолокационный тренажер Советский патент 1981 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU875437A1

(54) РАД1ЮЛОКАЦИОНР1ЫЙ ТРЕНАЖЕР

Похожие патенты SU875437A1

название год авторы номер документа
Тренажер судоводителя 1978
  • Когон Марк Георгиевич
  • Кульченко Константин Афанасьевич
  • Петелин Валерий Павлович
  • Шпилевой Виктор Матвеевич
  • Хандрос Олег Михайлович
SU696522A2
Тренажер судоводителя 1972
  • Когон Марк Георгиевич
  • Петелин Валерий Павлович
  • Хандрос Олег Михайлович
SU484124A1
Тренажер судоводителя промыслового судна 1980
  • Истомин Валерий Николаевич
  • Путистин Владимир Петрович
  • Алексеев Владимир Александрович
  • Стариков Александр Викторович
SU902050A1
Устройство для наведения разноглубинного трала на глубину залегания косяка 1975
  • Ольховский Владимир Евгеньевич
  • Яковлев Владимир Иванович
SU728809A1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ ГИДРОАКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 2008
  • Алтунин Владимир Константинович
  • Рисунков Виталий Борисович
  • Семеновых Владимир Вячеславович
RU2408079C2
Система управления орудием лова 1982
  • Герасимов Владимир Александрович
  • Кувшинов Геннадий Евграфович
  • Малеев Игорь Гельмисович
  • Усольцев Валерий Константинович
SU1083995A1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ГРУППОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СТАНЦИЙ 2009
  • Алтунин Владимир Константинович
  • Рисунков Виталий Борисович
RU2419164C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАЛА ОТНОСИТЕЛЬНО КОСЯКОВ РЫБЫ В ПРОЦЕССЕ ТРАЛЕНИЯ 1992
  • Кудрявцев В.И.
RU2061369C1
Устройство для определения изменения длины ваеров 1983
  • Герасимов Владимир Александрович
  • Кувшинов Геннадий Евграфович
  • Новик Юрий Дмитриевич
  • Усольцев Валерий Константинович
SU1250233A1
КОМПЛЕКСНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 2002
  • Елисеев Александр Викторович
RU2267163C2

Иллюстрации к изобретению SU 875 437 A1

Реферат патента 1981 года Радиолокационный тренажер

Формула изобретения SU 875 437 A1

I

Изобретение относится к тренаж : рам, в частности к устройствам для обучения судоводителей промыслового флота..

Известен радиолокационный тренажер , содержащий посты обучающего- ся и инструктора через вычислительное устройство, связанные с индикатором радиолокатора 13

Однако этот тренажер не позволяет

эффективно обучать судоводителей про мыслового флота, так как не учитывает специфики вождения рыболовного судна. . .

Цель изобретения - повышение эффективности обучения.

Поставленная цель достигается тем, что радиолокационный тренажер, содержащий посты обучающегося и инструктора, через вычислительное устройство связанные с индикатором радиолокатора, имеет имитаторы тралового зонда, гидролокатора, подводных объектов и траловой лебедки, соединенные с вычислительным устройством, при этом пост обучающегося соединен со входом имитатора траловой лебедки и первым входом имитатора гидролокатора,вход имитатора тралового зонда и второй вход имитатора гидролокатора соединены с выходом вычислительного устройства, вход которого соединен с выходами имитаторов подводных объектов и траловой лебедки.

10

На чертеже изображена блок-схема предлагаемого тренажера.

Тренажер содержит посты обучающегося 1 и инструктора 2, соединенщ 1е через вычислительное устройство, 3 с

IS индикатором 4 радиолокатора, имитатором 5 тралового зонда и имитатором 6 гидролокатора. Второй выход поста обучающегося 1 соединен непосредственно с имитатором 6 гидролокатора,а

20 через имитатор 7 траловой лебедки с вычислительным устройством 3. Имитатор .8 подводшах объектов соединен со входом вычислительного устройства 33Тренажер работает следующим обра зом. Начальные условия тренинга задаются инструктором, который с поста 2вводит в вычислительное устройств 3сигналы, определяющие скорости и курсы судна, которым управляет обучаюпщйся, и судов-целей, дистанции между ними, длину вытравленных ваеров, глубины дна, масштабы изображения подводных объектов. В вычислительном устройстве 3 в результате решения уравнений, описывающих моделируемую среду, формируются сигналы, характеризующие текудяе значения курсов и скоростей движения собственного судна (управляемого обучающимся и судов-целей, дистанции между ними, размеры косяков и неровностей рельефа дна, положение судна и трапа относительно друг друга. В результате поступления сигналов из вычислительного устройства 3 на индикаторе радиолок тора 4 формируется изображение надводной обстановки относительно собственного судна, а имитатор 8 подво ных объектов генерирует сигналы о косяках и рельефе дна, которые поступают в вычислительное устройство 3 со скоростью определяемую движени собственного судна. После переработ ки в вычислительном устройстве 3 сигналы о размерах и относительных положениях косяков и неровностей рельефа дна поступают в имитаторы 5и 6 гидролокатора и тралового зон да. Кроме TorOj в имитатор 5 тралового зонда поступает сигнал о. глу бине (горизонте) движения трала. Эти сигналы формируют на показываюлрх приборах икштатора 6 гидролокатора изображение подводной обстанов ки впереди и по бортам судна, если имитатор 6 работает в режиме горизо тальной локации, и под килем судна, если имитатор 6 работает в режиме вертикальной локации. На показывающих приборах имитатора 7 тралового зонда формируется изображение подводной обстановки под верхней подборой трала. Пользуясь показания ми индикатора 4 радиолокатора и по казывакяцих приборов имитаторов 5 и 6гидролокатора и тралового зонда, в составе которых предусмотрены соо ветственно формирователи квазиотраженных радиолокационных и гидроакустических сигналов, обучающийся 7 оценивает надводную и подводную обстановки. При поиске косяка он устанавливает имитатор 6 гидролокатора в режим горизонтальной локации и с поста 1 управляет наклоном и поворотом вибратора гидролокатора. Сигналы о задаваемом положении вибратора поступают с поста I в имитатор 6 гидролокатора. В тот момент, когда направление локации, определяемое положением вибра-. тора, совпадает с запрограммированным местом нахождения косяка (косяк оказался на пути луча гидролокатора , ма показывающих приборах имитатора 6 гидролокатора появляется изображение косяка. Обучающийся определяет курсовой угол и дистанцию до кося ка, оценивает надводную обстановку по показада1ям индикатора радиолокатора, принимает решение об очередном маневре. С целью вывода судна на обнаруженг ный косяк, который находится в стороне от курса движения судна, обучакмиийся с поста изменяет курс судна. Сигнал об этом поступает в вычислительное устройство 3, по командам которого начинает меняться изображение на инда каторе 4 радиолокатора. Поддерживая контакт с косяком, при помощи имитатора 6 гидролокатора, обучающийся наблюдает за меняющейся надводной обстановкой по индикатору 4 радиолокатора. В ходе наблюдения обучающийся по меткам, изображающим на индикаторе 4 радиолокатора суднацели, определяет скорости и курсы этих судов и прогнозирует опасность столкновения. Для предотвращения опас: ности столкновения снижают скорость судна. В результате поступления этой команды с поста I в вычислительное устройство 3 формируются сигналы, которые на индикаторе 4 радиолокатора создают новый вариант надводной обстановки. Одновременно на показывающих приборах имитатора 5 тралового зонда видно как трап начинает опускаться на дно. При возникновении опасности посадки трала, обучающийся должен предпринять действия по его выборке. Дпяэтого с поста он управляет .имитатором 7 траловой лебедки. С выхода этого имитатора в вычислительное устройство 3 поступают сигналы, характеризующие режим работы иьштатора 7 (выборка трала) и величину вытравленных ваеров, В вычислительном устройстве 3 под действием этих сигналов формируется новое, уменьшенное значение скорости судна. Поступление этого сигнала в индикатор 4 радиолокатора вновь изменяет надводную обстановку. Одно временно из имитатора 8 подводных объ ектов сигналы, характеризующие подводную обстановку, поступают в замедленном темпе. Пусть в результате этих действий обучающемуся удалось избежать столкно вения. Если при этом он потерял кося то надо вновь приступать к его поиску. Если контакт с косяком сохранился , то обучающийся продолжает маневр вывода судна на косяк. Если суда-цели не мешают этому, то через определенное время на показывающих приборах имитатора 6 гидролокатора, переведенного в режим вертикальной локации, должен появиться косяк, находящийся под килем судна. Если этЬму ма- невру вновь помещают суда-цели, то обучающийся должен предпринимать новые маневры с целью избежания столк новения, при этом он может изменять как курс, так и скорость собственного судна. После обнаруже(шя косяка под килем судна, обучающийся опредёляет глубину залегания и расположение его относительно неровностей рельефа дна, не прерывая при этом наблюдения за меняющейся надводной обстановкой по индикатору А радиолокатора. Затем обучающийся приступает к прицельному наведению трала на косяк. Изменяют г6риз(Л1Т движения трапа, что может быть достигнуто как изменением скорости судна,так и длины вытравлен ных ваеров. Изменение длины вытравленных ваеров производится имитатором 7 траловой лебедки, что в свою очеред также приводит к изменению скорости собственного судна. Результатом это го является новое изменение надводной обстановки. Если в процессе всех мани пуляций с трапом угрозы столкновения нн возникает и вСе операции выполнены 76 правильно, то Ъбучающийся видит на показывающих приборах имитатора 5 тралового зонда заход косяка в трал, Если опасность столкновения появляется, то процесс наведения трала на косяк должен быть скорректирован или отменен и одновременно предприняты дейсд-вия, обеспечивающие безопасное расхождение с судами-целями. Сравнительный анализ показаний индикатора 4 радиолокатора и показывающих- приборов имитаторов 5 и 6 гидролокатора и тралового зонда позволяют обучающемуся оценить свои действия и сформировать алгоритм оптимального их выполнения. Предпагаёмый тренажер существенно повышает эффективность обучения оператора.. Формула изобретения Радиолокацион1Ш1й тренажер, содержащий посты обучающегося и инструктора, через вычислительное устройство связанные с индикатором радиолокатора, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он имеет имитаторы тралового зонда, гидролокатора, подводных объектов и траловой лебедки, соединенные с вычислительньм устройством, при этом пост обучающегося cor единен со входом имитатора траловой лебёдки и первым входом имитатора гидролокатора, вход имитатора тралового зонда и второй вход имитатора гидролокатора соединены с выходом вычислительного устройства,вход которого соединен с выходами имитаторов подводных объектов и траловой лебедки. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе I. Тренажеры для обучения специалистов морского фпота. Обзорная информация. Сер, Судовождение и связь, йинморфлот, СССР, ЦБНТИ, 1974,

3

SU 875 437 A1

Авторы

Когон Марк Георгиевич

Цуранов Владимир Александрович

Даты

1981-10-23Публикация

1980-02-05Подача