Изобретение относится к приборам, предназиченным для оценки скользкости дорожных и аэродромных покрытий, и может быть использовано службами строительства и эксплуатации автомобильных дорог, аэродромов и ГАИ Известен прибор для определения силы трения между скользящей шиной повозки и поверхностью дорожного покрытия, включающий станину с валом, на котором закреплена штанга с контактирующими баапиакамн, которые под действием пружин скользят по дорожному покрытию с постоянной вертикальной нагрузкой 1 . Известный прибор, вследствие незначительной по сравнению с зоной контакта шины площади имитатора, не модулирует процесс сколь женил шины по поверхности покрытия, поэтому п казатели, получаемые данньгм прибором на большинстве типов дорожных покрытий, не соответствуют действительным характеристикам скользкости поверхности. Из известных приборов, наиболее б.пизок по технической сути прибор, включающий резяновый имитатор, шарнирно связанный с тягой, нагрузочное и измерительное приспособления 2. К недостаткам прибора относятся его конструктивная сложность н невысокая точность измерений. Цель изобретения - повышение точности измерений. Это достагае1аЕ тем, что прибор для изЕ жрения скользкости дорожных покрытий, включающий резиновый имитатор, шарнирно связанный с тягой, нагрузочное и измерительное приспособления, снабжен опорной штангой с подвижной муфтой, дополнительным имитатором с тягой, а нагружающее приспособление вьшолнено в виде свободно скользящего по штанге груза, причем тяги имитаторов шарнирно связаны с подвижной муфтой. На чертеже изображена принципиальная схема прибора. Прибор состоит из резиновых имитаторов 1, Еирниров 2, соединяющих толкающие тяги 3 с резиновыми имитаторами и подвижной муфтой 4, опорной штанги 5, в верхней части которой закреплено устройство 6, сбра 37 сывающее подвижный груз 7, резистрируншдей пружинной шайбы 8, а также стягивающих пружин 9. Для измерения скользкости покрытия резиновые имитаторы 1 устанавливают на поверхности покрытия, подвижный груз 7 при помощи устройства 6 закрепляется на направляющей пгганге 5 на требуемой высоте, а регистрирующую шайбу 8 поднимают до упора в подвижную муфту. При нажатии на рычаг сбрасываннцего устройства 6 груз 7 падает вниз и ударяется в подвижную муфту 4, которая при по|мощи щарниров 2 и толкающих тяг 3 заставляет имитаторы 1 скользить по дорожному покрытию. В начальньш момент скольжения на имитаторы 1 воздействует значительная по величине вертикальная нагрузка, которая с увеличением угла уменьшается, достигая в конце процесса скольжения минимальной величины. Величина конечного перемещения имитаторов, х рактеризукнцая скользкости покрытия, фиксируется передвижной регистрируняцей шайбой 8, сдвигаемой муфтой 4 по опорной штанге 5, которая оборудована измерительной шкалой Щ Тесная корреляция между показателями прибора и характеристиками скользкости, получаемыми при скольжении автомобильного колеса, достигает ся подбором высоть падения груза и его массы, размеров резиновых имитаторов, а также углом сочленения конструктивных элементов прибора. Стягивающие пружины 9 при работе на очень скользких покрытиях препятствуют полной раздвижке имитаторов 1 и, кроме того, при подъеме груза 7 пружины 9, сдвигая имит торы 1 приводят прибор в рабочее положение. Применение прибора позволяет с большой точностью определять сцепные качества дорожного покрытия ; во всем эксплуатационном диапазоне скоростей движения. Формула изобретения Прибор для измерения скользкости дорожных покрьггий, включаннций резиновый имитатор, шарнирно связанный с тягой, нагрузочное и измерительное приспособления, отличающийся тем, что, с целью повыпюния точности измерений, прибор снабжен опорной щтангой с подвижной муфтой, дополнительным имитатором с тягой, а нагружающее приспособление вьшолнено в виде свободно скользящего по штанге груза, причем тяги имитаторов шарнирно связаны с подвижной муфтой. Источники информации, принятыево внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 221965, кл. G 01 N 19/02, 1968. 2.Авторское свидетельство СССР № 294102 кл. G 01 N 19/02, 1969.
Авторы
Даты
1980-04-25—Публикация
1978-06-15—Подача