включающего в себя жестко скрепленный с валом 4 треугольник 6, пружины 7, скрепленные с вершинами треугольника 6 и со станиной 1, фиксатора 8 для закрепления привода во взведенном состоянии иеред началом процесса разгона и измерительно-нагрузочного устройства 9, размещенного на свободном конце штаиги 5.
Свободный конец штанги 5 выполнен в виде вилки, образованной пластиной 10 и перпендикулярными ей выступами И.
Измерительно-нагрузочное устройство 9 включает в себя динамометр для измерения силы трения, выполненный в виде пружины 12, скрепленной с опорным выступом 13 на пластине 10, корпус 14 со смонтированными в нем механизмом нагружения в виде цилиндрической пружины 15 и держателем 16 образца 17 материала шины и записывающее устройство.
Корпус 14 установлен на направляющих в виде закрепленных на торцах выступов 11 роликов 18 для осуществления его перемещения относительно штанги 5 в плоскости ее вращения перпендикулярно радиусу 19 установки образца 17 и скреплен с подвижным относительно штаиги 5 концом пружины 12 при помощи опорной пластины 20, с которой через тягу 21 шарнирно соединен держатель 16 образца 17. Цилиндрическая пружина 15 механизма нагружения одним концом взаимодействует с держателем 16 образца 17, а другим опирается на пяту 22, установленную в корпусе 14 с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости вращения штанги 5, при помощи ввернутых в пяту регулировочных винтов 23, закрепленных в корпусе 14 с возможностью вращения без перемещения. Положение пяты 22 при перемещении фиксируется по шкале 24 иа корпусе 14. Держатель 16 образца 17 соединен шарнирно с тягой 25, пропущенной внутри пружины 15, через пяту 22 и центрирующее тягу 25 отверстие в стенке корпуса 14. Выступающий из корпуса конец 26 тяги 25 выполнен с возможностью скрепления с приспособлением для блокировки механизма иагружения и динамометра в процессе разгона, выполненными, например, в виде укрепленной на пластине 10 с возможностью поворота в плоскости, параллельной плоскости вращения штанги 5, собачки 27, взаимодействующей с проточкой на конце 26 тяги 25. В тяге 25 выполнен продольный паз 28, сквозь который пропущен скрепленный с корпусом болт 29 для ограничения перемещений тяги 25 с держателем 16 образца 17.
Записывающее устройство состоит из опорного столика 30 для размещения закрепляемой на нем пружинами бумаги, укрепленного на пластине 10 с возможностью поворота, а в плоскости, параллельной плоскости вращения штанги 5, пружины 31, закрепленной на пластине 10 и взаимодействующей со столиком 30 для чозвращения его в исходное
полол ение при повороте, и карандаша 32, укрепленного в кронштейне 33 корпуса 14 с возможностью перемещения под действием пружины 34 в направлении бумаги перпендикулярно ее поверхности.
Для предотвращения отделения нагрузочноизмерительного устройства 9 от штанги 5 в период транспортировки прибора и подготовки его к работе предусмотрена скрепленная
с пластиной 10 поддерживающая корпус 14 опора 35.
Прибор работает следующим образом. После подготовки прибора, заключающейся в установке путем регулировки положения
пяты 22 заданной нагрузки пружины 15, в предварительном сжатии вручную пружины 15, в блокировке ее и корпуса 14, а следовательно пружины 12, от перемещений относительно штанги 5 с помощью собачки 27, взаимодействующей с проточкой на конце 26 тяги 25, в растяжении пружин 7 привода для разгона путем поворота вала 4 с треугольником 6 и штангой 5 вручную до срабатывания бумаги на столике 30, в установке
прибора на поверхности дорожного покрытия и в фиксации его от перемещений по дорожному покрытию, осуществляемой за счет веса оператора, встающего при этом на опорные площадки станины 1 (на чертежах не
показаны), оператор нажимает спусковую кнопку фиксатора 8. Под действием крутящего момента, вызываемого растянутыми пружинами 7, треугольник 6 с валом 4 и штанга 5 с пагрузочно-измерительным устройством 9 начинают разгоняться, поворачиваясь относительно станины .
При этом механизм нагружения и динамометр для измерения силы трения неподвижны относительно штанги 5. После достижения нагрузочно-измерительным устройством 9 заданной скорости при повороте вала 4 со штангой 5 на 90° относительно исходного положения, специальный упор на станине 1 (на чертежах не показан) поворачивает собачку 27 и освобождает тягу 25. Пружина 15, воздействуя на держатель 16, поджимает испытуемый образец 17 к поверхности дорожного покрытия с заданным усилием, определяемым положением пяты 22 относительно
корпуса 14, которое фиксируется на шкале 24, предварительно проградуированной в единицах нагрузки. В результате взаимодействия образца 17 с поверхностью дорожного покрытия возникает сила торможения, пропорциональная силе трения, действующая через держатель 16 образца 17, тягу- 21, опорную пластину 20 и корпус 14 на пружину 12 динамометра, которая сл имается пропорционально величине силы трения. При
этом корпус 14 с кронштейном 33 перемещается относительно штанги 5 и столика 30 записывающего устройства, а карандаш скользит по бумаге, вычерчивая диаграмму изменения силы трения в процессе работы прибора.
Поскольку под действием центробежной силы столик 30 с бумагой, удерживаемый от поворота пружиной 31, поворачивается на угол, пропорциональный скорости скольжения образца 17, а последняя постепенно уменьшается вследствие торможения, то на бумаге в течение одного испытания получается график изменения силы трения в зависимости от скорости скольжения в пределах ее изменения от максимальной до нуля. После остановки вала 4 бумага снимается со столика 30 и описанный цикл подготовки прибора и проведение испытаний повторяется.
Расшифровка полученных диаграмм в единицах скорости скольжения и силы трения производится при помощи градуировки соответствующих измерительных устройств.
Предмет изобретения
1. Прибор для определения силы трения скольжения между щиной транспортного средства и поверхностью дорожного покрытия, содержащий устанавливаемую на поверхности дорожного покрытия станину, вертикально установленный в станине вал с закреплепной на нем перпендикулярно его оси щтангой, пр.ивод для разгона вала, динамо
J2J.
метр для измерения силы трения с записывающим устройством, укрепленный на свободном конце штанги, держатель образца материала шины, механизм нагружения образца, связанный с держателем, и приспособление для блокировки механизма нагружения в процессе разгона, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерений, он снабжен корпусом, скрепленным с динамометром и установленным с возможностью перемещения в плоскости вращения щтанги в направлении, перпендикулярном радиусу установки образца, и направляющими для перемещения корпуса, жестко скрепленными со штангой, а держатель и механизм нагружения образца смонтированы в корпусе.
2.Прибор по п. 1, отличающийся тем, что механизм нагружения выполнен в виде цилиндрической пружины.
3.Прибор по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным приспособлением для блокировки динамометра в процессе разгона.
4.Прибор по пп. 1-3, отличающийся тем, что свободный конец штанги выполнен в виде вилки, а направляющие - в виде роликов, установленных на концах вилки.
f1
1
//
И/
27
i
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Прибор для определения силы трения скольжения | 1978 |
|
SU748179A1 |
Прибор для определения силы трения скольжения | 1977 |
|
SU739379A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИЛЫ ТРЕНИЯ МЕЖДУ | 1968 |
|
SU221965A1 |
ИЗМЕРИТЕЛЬ СЦЕПНЫХ КАЧЕСТВ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ И ПНЕВМОКОЛЕСА В ЗОНЕ КОНТАКТА ПРИ ИЗМЕНЯЕМЫХ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ И УДЕЛЬНЫХ ДАВЛЕНИЙ НА ПОВЕРХНОСТЬ | 2005 |
|
RU2296979C1 |
Способ определения коэффициента трения смазочных материалов | 2021 |
|
RU2766943C1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ | 1991 |
|
RU2051022C1 |
Установка для испытания материалов на трение и изнашивание | 1988 |
|
SU1580222A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЙ | 2015 |
|
RU2601246C1 |
Прибор для исследования характеристик трения материалов | 1970 |
|
SU353611A1 |
Машина для определения усталостно-фрикционных свойств материалов | 2020 |
|
RU2743496C1 |
Авторы
Даты
1975-12-05—Публикация
1972-07-25—Подача