(54) ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИЛЫ ТРЕНИЯ
СКОЛЬЖЕНИЯ МЕЖДУ ШИНОЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
И ПОВЕРХНОСТЬЮ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для оп)еделения силы трения скольжения между Шиной транспортного средства и поверхностью дорожного покрытия. По основному авт. св. № 494666 известен прибор для определения силы трения скольжения между шиной транспортного средства и поверхностью дорожного покрытия, содержащий устанавливаемую на поверхности дорожного покрытия станину, вертикально установленньш на станине вал с закрепленной на нем перпендикулярно его оси штангой, динамометр для измерения силы трения с записываюшим- устройством, укрепленный на свободном конце штанги держатель образца материала шины, механизм нагружения в процессе разгона, корпус, скрепленный с динамометром и установленный с возможностью перемещения в плоскости вращения штанги в направлении, перпендикулярном радиусу установки образца, и направляющие для перемещения корпуса, жестко скрепленные со штангой. Держатель образца и механизм нагружения смонтированы в корпусе, причем нагружение осуществляется с помощью винтовой нагрузочной пружины. Кроме ТОГО, прибор содержит приспособление для блокировки динамометра в процессе разгона 1 . Недостатком этого прибора является низкая точность измерения сильг трения, что обусловлено влиянием неровностей дорожного покрытия при скольжении по нему исследуемого образца. При вертикальном перемещений держателя с образцом изменяется нагрузка на контакт вследствие изменения осадка нагрузочной пружины, поэтому сила трения оказывается непостоянной. Целью изобретения является повышение точности измерения силы трения. Указанная цель достигается тем, что прибор снабжен П-образной скобой, установленной с возможностью перемещения вдоль тяги и расположенной между пятой и держателем образца, роликами, закрепленными на концах скобы с возможностью перекатывания по дорожному покрытию, и прижимной пружиной, размещенной между скобой и пятой. - .-. ,-.. ... .... , ,,....,,,, На фиг. 1 изображен предлагаемый прибор, общий вид; на фиг. 2 - измерительнонагрузочное устройство, вид с торца штанги с разрезом по оси держателя образца-, на
иг. 3 - то же, вид слева с разрезом по си держателя образца вдоль оси штанги.
Прибор состоит из станины 1, вертикально установленного в ней вала 2, привода для разгона вала, содержащего пружины 3, разонный треугольник 4 и блокирующее устройство 5. На валу 2 перпендикулярно его оси закреплена штанга 6, свободный конец которой выполнен в виде вилки, несущей на концах измерительно-нагрузочное устройство, состоящее из корпуса 7, внутри которого размещены прижимная цилиндричесая пружина 8 с регулировочной пятой 9. Внутри прижимной пружины 8 размещена П-образная скоба 10, имеющая на концах ролики 11, внутри скобы 10 размещена нарузочная пружина 12 с регулировочной пяой 13, опирающаяся на держатель 14. Кроме того, прибор содержит подвижную пяту 15 и измерительную пружину 16. Пята 15 щарнирно соединена рычагом 17 с держателем 14, а рычаг 18 соединяет пяту 15 с концами скобы 10.
Внутри корпуса 7 установлена тяга 19, жестко соединенная с держателем 14, выполняющая роль направляющей для держателя 14 и скобы 10. Фиксатор 19 положения тяги во взведенном состоянии и корпуса 7 во время разгона выполнен в виде подпружиненной защелки 20..
Записывающее устройство включает карандаш 21 с грузиком 22, пружину 23 и бумажную ленту 24, закрепляемую на столике 25.
Прибор работает следующим образом.
Сначала подготавливают прибор путем регулировки положения пяты 13, задавая необходимую величину осадки пружины 12, обеспечивающую заданную нагрузку на поверхность дорожного покрытия, а также регулировки величины усилия пружины 8 с помощью пяты 9 (в рабочем положении ее усилие должно быть на 10% больще, чем у нагрузочной пружины 12), предварительного сжатия пружин 8 и 12 до достижения фиксации тяги 19 защелкой 20 и растяжения пружины 3 привода для разгона вала 2 с треугольником 4 и щтангой 6 вручную до срабатывания блокирующего устройства 5, установки прибора на поверхности дорожного покрытия и фиксации его от перемещений по дорожному покрытию, осуществляемой за счет веса оператора, встающего при этом на опорные площадки станины.
Оператор нажимает спусковую кнопку блокирующего устройства. Под действием Крутящего момента, вызываемого растянутыми пружинами 3, треугольник 4 с валом 2 и щтанга 6 с измерительно-нагрузочным устройством начинают разгоняться, поворачиваясь относительно станины 1. После достижения заданной скорости специальный упор (на чертеже не показан) на станине 1 поворачивает защелку 20 и освобождает тягу 19..
Прижимная пружина 8 прижимает к испытуемому покрытию скобу 10 с роликами 11,
которые перекатываются по покрытию. На-. грузочная пружина 12 пятой 13 и скобой 10 прижимает держатель образца 14 к поверхности покрытия с требуемым усилием, величина которого при скольжении образца 26
по неровностям покрытия не изменяется, так как ролики 11 следуют по всем этим неровностям, приподнимая или опуская скобу 10 и сохраняя постоянной величину осадки пружины 12. В результате взаимодействия об разца 26 с покрытием возникает сила трения, действующая через рычаг 17 на подвижную пяту 15 и сжимающая измерительную пружину 16 на величину, пропорциональную силе трения. При вращении измерительно-нагрузочного устройства 6 возникает центробежная сила , под действием которой грузик 22 перемещается по направляющим (на чертеже не показаны), прижимая пружину 23. Карандащ 21 при этом скользит по бумажной ленте 24, вычерчивая график изменения силы трения в зависимости от скорости
скольжения, который затем расшифровывают с помошью трафарета, отградуированного в величинах коэффициента сцепления. После расшифровки записи передвигается бумажная лента 24 в столике 25, и цикл подготовки и проведения испытаний повторяется.
Формула изобретения
Прибор для определения силы трения скольжения между шиной транспортного средства и поверхностью дорожного покрытия по авт. св. № 494666, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения силы трения, он снабжен П-образной
скобой, установленной с возможностью перемещения вдоль тяги и расположенной между пятой и держателем образца, роликами, закрепленными на концах скобы с возможностью перекатывания по дорожному покрытию, и прижимной пружиной, размещенной между скобой и пятой.
19
/
2D
11
Авторы
Даты
1980-06-05—Публикация
1977-01-10—Подача