Система возбуждения для синхронного компенсатора Советский патент 1980 года по МПК H02P9/14 

Описание патента на изобретение SU729809A1

1

Изобретение относится к элект- ротехнической промьшшенности и может быть использовано в системах возбуждения синхронных электрических машин , преи(ущественно в системах возбуждения для синхронных компенсаторов.

Известно устройство для возбуждения синхронной электрической машины с продольной и поперечной обмотками возбуждения, в котором процольная обмотка возбуждения питается через неуправляемый выпрямитель от якорных обмоток возбудителя, а поперечная включена между средней точкой двух последовательно соединенных тиристоров, подключенных параллельно выходу выпрямителя, и нулевой точкой якорной обмотки возбудителя 1 .

Однако у этого устройства отсутствует реверс тока в обмотках возбуждения, что снижает диапазон регулирования и уменьшает эффективность гашения поля.

Наиболее близкой по техническому решению к прсдлаг-аемой является система возбужл ния для синхронной электрической машины, содержащая поперечную и продсхпьную обмотки

возбуждения и два тиристорных трехфазных выпрямителя, подключенных к одной и той же ё оричной обмотке силового трансформатора с выведенным нулем 2.

Недостатком известного устройства является необходимость четырех контактных колец для питания обмоток возбуждения, что приводит к ус1Cложнению конструкции и снижению надежности, а также отсутствие реверса тока в продольной обмотке возбуждения.

Целью изобретения является упро15щение конструкции и повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что в систему возбуждения введен дополнительный резистор, причем

20 обмотки возбуждения соединены между собой последовательно, а плюсовой вывод первого выпрямителя соединен с минусом второго, при этом общая точка соединения обмоток воз25буждения подключена к г-мнусу первого выпрямителя и через указанный тиристор к нулевому ВЫВО.ДУ вторичной обмотки трансформатора, вывод поперечной обмотки возбуждения соединен с плюсом второго выпрямителя

а вывод продольной обмотки возбуждения подключен к обшей точке соединения выпрямителей.

На чертеже представлена принципиальная электрическая схема системы возбуждения, выполненная согласно данному изобретению.

Система возбуждения для синхронного компенсатора состоит из продольной обмотки 1 возбуждения и поперечной обмотки 2 возбуждения, тиристоркого выпрямитешя 3 и тиристорного выпрямителя 4 с анодной группой 5 тиристоров и катодной группой 6 тиристоров, вторичной обмотки 7 трансформатора, вспомогательного тиристора 8 и разрядного сопротивления 9.

Система возбуждения работает слеующим образом.

з режиме выдачи и частично1О потребления реактивной мощности (ток

в продольной обмогке возбуждения Т О ) в проводящем состоянии находится .трехфазный мостовой выпряитель 3; тиристор 8 и выпрямитель 4 ток не проводят. Таким образом, обмотка 2 в этом режиме находится

в обесточенном состоянии. Вспомогаельный тиристор 8 выполняет здесь ишьзащитную функцию.

При переводе компенсатора в реим глубокого потребления реактивной мощности (ток в обмотке 1 отриательный , Х О ) , выпрямитель 3 переводится в инверторный режим (для быстрого уменьшения тока в оботке 1 до нулевого значения), даее при запертых тиристорах выпрямителя 3 импульсы управления подаются на Ti-ристоры анодной группы 5 выпрямителя 4 и на вспомогательный тиристор 8. Вследствие этого в обмотке 1 начинает протекать ток в направлении, обратном предыдущему.

Для полной загрузки компенсатора в режиме потребления реактивной мощности максимальное значение тока в обмотке 1 составляет 50% от номинального его значения. В связи с этим питание обмотки указанным выше образом не завышает установленную мощность трансформатора. Помимо этого уменьшаются прямые и обратные напряжения на тиристорах устройства. Оба указанных фактора приводят к уменьшению стоимости сиетемы возбуждения, ее веса и габаритов.

Известно, что при определенных значениях отрицательного тока.возбуждения в обмотке 1 нарушается устойчивая работа компенсатора. Для удержания его в устойчивом состоянии используется поперечная обмотка 2 возбуждения. Согласно сигналам обратных связей в открытое состояние переводятся тиристоры катодной группы 6 выпрямителя 4.

Для улучшения переходных процессов компенсатора иногда возникает потребность реверсировать ток так- же в поперечной обмотке 2 возбуждения. Это можно достичь, если встречно-параллельно каждому тиристору катодной группы 6 выпрямителя 4 включить дополнительно тиристор.

f. Во время пуска компенсатора в обмотках 1 и 2 наводятся переменные токи, которые замыкаются через соответствующие части разрядного сопротивления 9. Последнее выполняет также фунсцию пускового сопротивле5 ни я.

Для уменьшения пульсации тока в поперечной обмотке возбуждения катодную группу 6 тиристоров выпрямителя 4 желательно подсоединять к

0 низковольтным отводам вторичной обмотки 7 трансформатора.

Применение указанной системы возбуждения уменьшает количество контактных колец до трех, что упрощает конструкцию и повышает надежность контакта щеточного узла.

Формула изобретения

Система возбуждения для синхронного компенсатора, содержащая поперечную и продольную обмотки возбуждения и два тиристорных мостовых трехфазных выпрямителя, подключенных ко вторичной обмотке силового трансформатора с выведенным нулем, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, в систему воз0 буждения введен дополнительный тиристор, причем обмотки возбуждения соединены между собой последовательно, плюсовой вывод первого выпрямителя соединен с минусовым выводом

второго, а общая точка соединения обмоток возбуждения подключена к минусовому выводу первого выпрямителя и через указанный тиристор к нулевому вывбду вторичной обмотки

Q трансформатора, вывод поперечной обмотки возбуждения соединен с плюсовым выводом второго выпрямителя, а вывод продольной обмотки возбуждения подключен к общей точке .соединения выпрямителей.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 433595, кл. Н 02 К 9/12, 1972. 02. Авторское свидетельство СССР

№ 556540, кл. Н 02 Р 9/14, 1972 (прототип).

Похожие патенты SU729809A1

название год авторы номер документа
Выпрямитель для возбуждения синхронных электродвигателей 2018
  • Минаев Геннадий Михайлович
  • Артаев Николай Александрович
RU2699082C2
Система возбуждения асинхронизированной электрической машины 2016
  • Довганюк Иван Яковлевич
  • Сокур Павел Вячеславович
  • Плотникова Татьяна Васильевна
  • Шакарян Юрий Гевондович
RU2642488C1
УСТРОЙСТВО ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННЫХ МАШИН 1996
  • Галиновский А.М.
  • Ленская Е.А.
  • Жирнов А.В.
  • Ивко А.Т.
  • Матросов В.И.
RU2095934C1
Двухдвигательный электропривод 1979
  • Абдулкадиров Абдула Илясович
  • Али-Заде Эльдар Мамед Оглы
  • Расулов Музафар Мамедович
SU797044A1
Устройство для возбуждения синхронной машины 1977
  • Панат Вера Павловна
  • Яковчук Борис Владимирович
SU678624A1
ИСТОЧНИК ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВ С ДВУМЯ ЗАПИТЫВАЮЩИМИ ВВОДАМИ (ВАРИАНТЫ) 1993
  • Шмырев Владислав Васильевич
RU2068215C1
Генераторный источник электроэнергии 1987
  • Костырев Михаил Леонидович
  • Штанов Александр Николаевич
  • Мотовилов Николай Васильевич
  • Карицкий Владимир Иванович
SU1467734A1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Клименко Юрий Иванович
  • Варегин Юрий Андреевич
  • Перфильев Константин Степанович
  • Суркова Елена Геннадьевна
RU2364526C1
Преобразователь переменного токаВ пОСТОяННый 1978
  • Руденский Владимир Владимирович
  • Соколов Сергей Дмитриевич
  • Добровольскис Теодорос Пранцишкович
SU817926A1
Автономный трехфазный инвертор 1973
  • Шукалов Владислав Федорович
SU514407A1

Иллюстрации к изобретению SU 729 809 A1

Реферат патента 1980 года Система возбуждения для синхронного компенсатора

Формула изобретения SU 729 809 A1

SU 729 809 A1

Авторы

Абдулкадиров Абдула Илясович

Расулов Музаффар Мамед Ага Оглы

Даты

1980-04-25Публикация

1976-07-21Подача