Двигатель внутреннего сгорания Советский патент 1980 года по МПК F02B37/00 

Описание патента на изобретение SU731007A1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройству двигателей с нагнетателями, приводимых в действие энергией выхлопа и снабженных системой разомкнутого высокотемпературного охлаждения. Известны двигатели внутреннело сгорания с газотурбинным наддувом, содержащие газовую турбину, снабженную разделенным лопаточным сопловым аппаратом с несколькими газоподводящими улитками (от 2 до 4), а также контур циркуляции охлаждающей жидкости двигателя 1, 2. Существенным недостатком указанных дв-игателей является необходимость автоматического управления сложными регулирующими устройствами турбокомпрессора для улучшения характеристик двигателя за счет совершенствования воздухоснабжения. Применение регулирования турбины приводит, как правило, к снижению ее КПД. Известен также двигатель внутреннего сгорания, содержащий турбокомпрессор, снабженный по меньщей мере двумя газоподводящими улитками, охватывающими сопловой аппарат турбины и подключенными к выхлопному коллектору двигателя, паросепаратор, установленный в -контуре циркуляции охлаждающей жидкости двигателя, и смеситель подаваемых в турбоко мпрессор отработавщих газов с паром из паросепаратора 3. В известном двигателе турбина выполнена нерегулируемой, что упрощает конструкцию турбины и позволяет сохранить ее КПД неизменным. В то же время ко.пичество пара, вырабатываемого в паросеиараторе и подаваемого на смещение с выпускными газами перед турбиной, пропорционально мощности двигателя, что способствует некоторому увеличению 1мощности турбины, давления и расхода наддувочного воздуха вместе с ростом нагрузки на двигатель. Однако в указанном двигателе подача пара в выпускной коллектор приводит к возрастанию давления в коллекторе и ухудп ению газообмеиа в цилиндрах двигателя, а также к увеличению расхода парогазовой смеси, росту потерь давления в проточной части до турбины и уменьшению эффективности наддува. Кроме того, для подачи пара в выпускной коллектор двигателя его давление в паросепараторе необходимо установить большим, чем давление газов в коллгкторе иа величину потерь напора в паропроводе. Так, при давлении наддува 0,2- 0,3 МПа температура воды в паросепараторе (иа входе в двигатель) должна поддержпваться в пределах 120-135° С, что может

привести -к значительному возрастанию теплонапряженности деталей цилиндро-порш1 евой группы двигателя.

Целью настоящего изобретения является повышение эконодгачности и снижение теплонапряженности деталей двигателя.

Указанная цель достигается тем, что смеситель совмещен с улитками и выполнен в виде их конечных участков, охватываю цих 15-25% сопел соплового аппарата.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема описываемого двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 - корпус турбины с двумя газоиодводящими улитками.

Двигатель 1 снабжен турбюкомпрессором наддува, состоящим из центробежного компрессора 2 и импульсной газовой турбины 3.

Основными элементамп разомкнутой системы высокотемпературного охлаждения двигателя / являются контур циркуляции охлаждаюЩей воды двигателя (не показан) с napocenapaTOipOM 4 и цир куляционным насосом 5. Конечные участки 6 двух газоподводящих улиток 7 в корпусе турбины 3 сообщены с паросепаратором 4 паропроводами 8.

Конечные участки 6 улиток 7 являются смесителем подаваемых в турбокомпрессор отработавщих газов е паром из паросепаратора 4. Длины конечных участков 6 выбраны таким образо м, что эти участки охватывают 5-25% сопел соплового аппарата 9 турбипы 3, подключенной к выхлопному коллектору 10 двигателя 1.

Работа описываемого двигателя внутреннего сгорания осуществляется следуюидим образом.

Нагретая в контуре циркуляции охлаждающей жидкости двигателя 1 вода поступает в паросепаратор 4, откуда после охлаждения за счет своего частичного испарения (давление воды в паросепараторе ниже давления воды на входе в него) насосом 5 снова подается в полости охлал деиия дви ателя /. Пар из иароеепаратора 4 по паоопроводам 8 направляется к конечным участкам 6 улиток 7 корпуса турбипы 3 и тмеете с выпускными газами, поступивщиМП из выхлопного коллектора 10, подается 3 сопловой аппарат 9 турбины 3. Турбина, :5аботающая на парогазовой смеси, приводит в движение вал компрессора 2, пюдающего воздух в цилиндры двигателя /. Количеетво пара, направляемого в турбипу, автоматически возрастает с увеличением нагрузки на двигатель, что сиособствует по1 ышению мощности турбины, а также давления ,и расхода наддувочного воздуха.

Расчеты и сравнительные испытания предлагаемого и известных двигателей показали, что применение изобретения позволяет увеличить весовой расход воздуха через двигатель на 8-11%, его давление после компрессора на 5-7% и уменьшить темги) газов па выходе из цилиндров на

40-80° С. Одновременно может быть снижена температура воды в пароеепараторе па 5-6° С. В целом это может привести к повышению экономичности и снижению теплопапряженности деталей двигателя.

Фор м (у л а изобретен и я

Двигатель внутреннего сгорания, содержащий турбокомпрессор, снабженный по меньшей мере двумя газоподводящими улитками, охватываюшими сопловой аппарат турбины и подключенными к выхлопному коллектору двигателя, паросепаратор, устаповлепкый в контуре циркуляции охлажлак11 чей жидкости двигателя, .и смеситель подаваемых в турбокомпрессор отработавших газов с паром из паросепаратора, о тл и ч а ю щ и и с я тем, что, е целью повып;е; и.я экопомичности и снижения теплонап.ряжсииости деталей двигателя, смеситель еовмещеп с улитками и выполнен в виде их конечных участков, охватывающих 15-

25% сопел соплового аппарата.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1.Агрегаты воздухоенабжепия комбинированных двигателей внутреннего сгорания.

Под ред. Круглова М. Г., М., «Машиностроение, 1973, с. 211, рис. 140.

2.Байков Б. П. и др. Турбокомпрессоры для наддува дизелей. Справочное пособие. Л., «Машиностроение, 197р, с. 101,

рис. 69.

3.Авторское свидетельство СССР .Y 189243, кл. F 02 В 39/04, 1966.

Похожие патенты SU731007A1

название год авторы номер документа
Двигатель внутреннего сгорания 1982
  • Кривов Валентин Гаврилович
  • Синатов Станислав Александрович
  • Орлов Александр Николаевич
  • Гулин Степан Дмитриевич
  • Дружинин Петр Владимирович
  • Мусатов Александр Федорович
SU1071788A2
Двигатель внутреннего сгорания 1987
  • Гулин Степан Дмитриевич
  • Кривов Валентин Гаврилович
  • Львов Юрий Владимирович
  • Орлов Александр Николаевич
  • Поляков Александр Алексеевич
  • Синатов Станислав Александрович
SU1455002A2
Четырехтактный дизель с газотурбинным наддувом 1986
  • Ерощенков Станислав Аркадьевич
  • Курдюков Александр Петрович
  • Пелепейченко Владимир Игоревич
  • Гапон Владимир Васильевич
  • Линник Андрей Валентинович
SU1370274A1
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 1983
  • Борецкий Борис Маркович
  • Соколов Сергей Сергеевич
SU1138529A1
Радиальная турбина для наддува двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Шурипа Виталий Арсентьевич
SU1746008A2
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1995
  • Весенгириев Михаил Иванович
  • Серебренникова Наталья Михайловна
  • Весенгириев Андрей Михайлович
RU2095589C1
Двигатель внутреннего сгорания 1977
  • Кривов Валентин Гаврилович
  • Синатов Станислав Александрович
SU717382A1
ТРАНСПОРТНЫЕ ГАЗОТУРБИННЫЕ ДВУХВАЛЬНЫЙ И ТРЕХВАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛИ (ВАРИАНТЫ) 1997
  • Весенгириев М.И.
  • Серебренникова Н.М.
  • Весенгириев А.М.
RU2126906C1
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 1983
  • Севрук Игорь Витальевич
  • Волошин Юрий Петрович
SU1137225A1
Устройство для подвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания турбокомпрессору наддува 1976
  • Ломов Сергей Иванович
SU663866A1

Иллюстрации к изобретению SU 731 007 A1

Реферат патента 1980 года Двигатель внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 731 007 A1

SU 731 007 A1

Авторы

Кривов Валентин Гаврилович

Синатов Станислав Александрович

Даты

1980-04-30Публикация

1978-10-25Подача