Устройство для управления электроприводом Советский патент 1980 года по МПК G05B11/00 G05B13/00 

Описание патента на изобретение SU731417A1

Р1зобретепие относится к технике автоматического управления, г именно к устройствам для управления электропр иводом при экстремально пзменяющемся моменте, нагрузки, например для управления электромеханическим -преобразователем частоты, обеспечиваюп; 1м питание магнитострпкционного электровибробура однофазным напряжением переменной частоты.

Существует ряд устройств - экстремальных регуляторов, которые осуществляют выведение объекта управления в экстремум функций качества.

Беспоиско;вые экстремальные регуляторы 1 обеспечивают исключение автоколебаний системы относительно экстремума.

Однако данные регуляторы не позволяют реализовать пропорциональное управление, что ведет к ограничению быстродействия.

Непрерывный и релейный автоколебательный регулятор 2 ,реалнзует алгоритм управления, что обеспечивает высокое быстродействие. Он содержит непреРЫВ.НОГО контроля изменения скорости, состоящий .из индикатора знака скорости, вход которого подключен к датчику скорости, а выход - к логическому органу, а также канал контроля изменения параметра показателя качества управления, состоящии ИЗ суммаюра. вход которого подключен к датчику контролируемого сигнала, а выход - к входу фазочувствителыюго усиллтеля, выход которого через блок определения знака контролируемого сигнала иодсоединен к уиомянутому логическому органу.

Указанный регулятор наиболее блнзок к описываемому Изобретению.

10

Однако он имеет суи;ественпые недостатки, а именно: низкую помехозащищенность, нал.ичне автоколебаний относительно экстремума, амплИтуда которых зависит не только от настройкп элементов .регу15лятора и динамичес1шх свойств системы, но и от вида функции качества.

Цель изобретения - создалпгс такого регулятора, который бы обеопеЧ|Ивал высокое быстродействие системы и исключал ее

20 автоколебания относительно экстремума отс тствии Бнеииних возмущений. Достижение этой пели способствует повышению точности системы и ее помехозащищенности при уменьщенпи потерь па поиск и

25 исключении потерь ,на рысканля.

Указанная цель достигается тем, что фазочувствительный усилитель выполнен д.вухлороговым, второй выход которого соединен с одним входом ключа комм та30цпи через интегрирующий элемент, причем

указанный усилитель заипнтирозаг; вторым .иктегрирующим элементом, осущсст:;ля10щим отрицательную обратную связь, а ;ггорой вход ключа коммутации соедшкч; с зыходом логического органа.

Ма фиг. 1 ириведена блок-схема предлагае.мого устройства; на фиг. 2, а, б иредставлены граф|ики. пояср Я10и1ие иринцип работы системы: M F(f) и (), где М - момент двигателя; / - частот; иитаюuiero .иаяряженпя.

Устройство содержит канал имиудьсного регулнрОВаНня, включающий з-аковын инднкато.р / скорости, к входу которого подсоедине; зы.ход датчика 2 скорости, з;{аковый элемент Sign Ai 3, вход ivOTOporo соединен с выходом двухзониого фазочузстзительиого усилителя 4 и логический оргаи 5, входы которого иодключены к выходам индикатора / и датчика 2. Выход догическОГО органа 5 соединен с входом ключа 6. Устройство содерЖИт также канал неирерывиого регулкровгыия, .и меющий орган 7 сравиения, один вход которого сзязал с зыходом .ка 8 момента, а выход - с двухзонным усилителем 4, второй выход кото)0ГО .соединен .с ключом 6 через иерзый интегрирующей элемент 9. Двухзонный усилитель 4 за1шунтирован вторым интеrpHpyiouuiM элементом 10, осуществляюЩим обратную отрицательную связь.

Фазочувствительный усилитель имеет зоны нечувствительности Л1 и Л2, нричем

: А 1 ;А2 .

Устройство работает следуюни1м обра3 о м.

При неподв,ижном двигателе электропривода выходные сигналы индикатора / и элемента 9 равны нулю. При ноявлеини сигнала с датчика 2 скоростн, ностуиаюн1его на канал .импульсного 1ег лирова:п и, двигатель р.аскручивается, иризодя з дейетвие электрический генератор.

На вход знавдвого индикатора / скорости noiCTynacT сиги-ал с датчика 2 екорости, а с выхода индикатора / на вход логического органа 5 проходит сигнал о знаке Лриращеиия скорости. Одновременно с этим увел.Нчивается выходной сигнал датчнка 8 момента, поступающий на вход органа 7 сравнения. Как только выходной сигнал с органа сравнения, ,равный разности выходных сигналов датчика 8 момента и интегрирующего элемента 10, превысит зону нечувствительности А1, двухзонный усилитель 4 через .второй свой выход воздействует на интегрирующие элементы 9 и 10, увеличивая их выходные сигналы, а следовательно, и сигиалы ,на входе индикатора / и органа 7 сравнения. По достижении минимальной скорости двигателя, скорость изменения сигнала датчика 8 увеличивается настолько, что входной сигнал усилителя 4 иревьь

пает вторую зону чувствительности А2. В этот MOMeiiT срабатывает знаковый элемент Sign Л 3 и ;;а второй вход органа 5 иоетунает сшнал о ириращешя момента М.

Логика работьг логического органа 5 представленс з таблице.

+ О

Из таблицы видно, чти ири двух иоложительных сигналах на входе логический оргаи 5 выдает выходной снгиал ;ia ключ 6. При этом на вход блока унравления скоростью Подается максимальный управляющцй сигнал, что является реализацией нмнульс1-;ого регулп;ювания.

При подходе момента к точке экстремума скорость нарастания момента у.меньшастся и входной сигнал фазочувствительного усилителя оказывается меньше А2, Sign Л1 и отключается лог ;ческим органом 5, В связи с чем на блок унравлспия скоростью иодается управляюпшй сигпал, меиьша1й чем максимальный.

Как только сигнал на в.ходе фазочувствнтельного усилителя становится меньше А, то фиксируется сигнал датчика 2 скорости и сигнал с ннтегпирующего элемента 10.

Однако в силу инерции система переходит через экстремум, пр.и этом величина момента пачи:нает уменьшаться. Когда выходной сигнал фазоч вствительного усилителя 4 повышает зеличИНу А, тогда, уменьшается выходной сигнал.

Наличие и.нерционности в системе обусловливает запаздывание снижения скорости, благода.ря чему сигнал на входе усилителя 4 превышает А2. срабатывает элемент Sign М 3, изменив знак на входе логического органа 5. Уменьшение скорости приводит также к ггзмепению знака на другом входе логического органа 5. Согласно логике работы, логический оргаи выдает команду на ключ 6, который подключает вход блока управления скоростью к максимальному управляющему напряжению обратного знака, что приводит к форсированному торможению. Переключение каналов регулирования осуществляется до тех пор, пока отклонения величины момента ие окажутся стабильно меньще А1. При этом система оказывается в установивщемся резонансном режиме.

Формула изобретен ii я

Устройство для управления электроприводом при экстремально изменяющемся моменте нагрузки, содержащее канал неирерывйого контроля изменения скорости, состоящий из индикатора знака скорост::, вход которого подключен к датчику скорости, а выход-к логическому органу, а также канал контроля изменения параметра показателя качества управления, состоящий из сумматора, вход которого подключен к датчику контролируемого сигнала, а выход - ко входу фазочувствительного усилителя, выход которого через блок определения знака контролируемого сигнала подключен к упомянутому логическому органу, о т л чающееся тем, что, с целью узел 1чен; я быстродейстВИЯ, указанный фазочувстзитгльный усилитель выполнен двухпороговым. второй выход которого соединен с одним входом ключа коммутацпп через интегрирующий элемент, причем указанный усилитель защунтпрозан вторым интегрирующим элементом, осуществляющим отрицательную обратную связь, а второй вход ключа комм таци: соединен с выходом поIicT04H iKi информации, принятые во :;;п мание при экспертизе:

1.Самонастраизающиеся системы. Справочник под общеГ| ред. проф. П. И. Чинаеза, Киев, «Наукова Думка, 1963, с. 118.

2.Самонастраивающиеся системы. Справочник под общей ред. проф. П. И. Чинаевг. Кпе.в. «Наукова Думка, 1963, с. 32- 22, рис. 116.

Похожие патенты SU731417A1

название год авторы номер документа
АДАПТИВНЫЙ РЕЛЕЙНЫЙ РЕГУЛЯТОР 2005
  • Вохрышев Валерий Евгеньевич
RU2284561C1
АДАПТИВНЫЙ РЕЛЕЙНЫЙ РЕГУЛЯТОР 2011
  • Вохрышев Валерий Евгеньевич
RU2462744C1
АДАПТИВНЫЙ РЕЛЕЙНЫЙ РЕГУЛЯТОР 2008
  • Вохрышев Валерий Евгеньевич
RU2369893C1
АДАПТИВНЫЙ РЕЛЕЙНЫЙ РЕГУЛЯТОР 2013
  • Вохрышев Валерий Евгеньевич
RU2531865C1
РЕЛЕЙНЫЙ РЕГУЛЯТОР С ПЕРЕМЕННОЙ СТРУКТУРОЙ 2015
  • Вохрышев Валерий Евгеньевич
  • Бакланов Александр Сергеевич
RU2606149C2
РЕГУЛЯТОР С РЕЛЕЙНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ 2005
  • Вохрышев Валерий Евгеньевич
RU2302029C1
АДАПТИВНЫЙ РЕЛЕЙНЫЙ РЕГУЛЯТОР 2008
  • Вохрышев Валерий Евгеньевич
RU2391691C1
ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ АВТОКОЛЕБАТЕЛЬНЫХ САМОНАСТРАИВАЮЩИХСЯ СИСТЕМ 1992
  • Вохрышев В.Е.
RU2032925C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗНЫМ КРЮКОМ И ДВИГАТЕЛЕМ ПРИ ПОСАДКЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ПАЛУБУ КОРАБЛЯ 1996
  • Кабачинский В.В.
  • Калинин Ю.И.
  • Сапарина Т.П.
RU2119440C1
Экстремальный регулятор режима обработки на металлорежущих станках 1980
  • Шапарев Николай Константинович
  • Водичев Владимир Анатольевич
SU1015338A1

Иллюстрации к изобретению SU 731 417 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для управления электроприводом

Формула изобретения SU 731 417 A1

SU 731 417 A1

Авторы

Всеволодов Борис Вадимович

Игнатьев Валерий Николаевич

Реннер Виктор Иванович

Вайхман Илья Александрович

Пузанов Вячеслав Николаевич

Даты

1980-04-30Публикация

1972-07-11Подача