Изобретение относится к электрически машинам и может найти широкое применение при принудительном охлаждении электрических машин, работающих в тяжелых режимах, например в режиме многократного включения в единицу времени в условиях тропического климата, т, е. во всех, случаях, когда возникает-необходимость в охлаждении для расширения функциональных возможностей использова ния электрической машины и обеспечения электрической прочности изоляции пр водов, токосъемных узлов и других элементов. Известна электрическая машина, в которой в качестве теплообменных элементов использованы термоэлементы, в частности элементы Пепьтье Ij. Известна также электрическая машина, содержаш.ая станину с окнами, тепло- обменные элементы с радиаторами, установленные в окнах станины, кожух,.венти ляторы, один из которых установлен внутри станины для обдува раэмещенйых внутри станины радиаторов, упом5шутых элементов, а другой - между ствю1ной н кожухом для обдува радиаторов, размещенных снаружи станины, и якорь 2. Однако известные устройства не обеспечивают необходимое охлаждение в различнь1х режимах работы. Цель изобретения - расширение области примене ия электрической машины, Это- достигается тем, что в качестве теплообменных элементов использованы термоэлектробатареи с электрическими выводами, включенными в цепь якоря. На фиг. 1 изображена электрическая машина, продольное сечение; на фиг, 2 то же, поперечное сечение; .на фиг.- 3 - схема включений электрических выводов термоэлектробатвреи;зна фиг, 4 - кривая холодопропзводительности; на фиг, 5 - характеристика электрической машинь. Электрическая машина состоит кз станины 1 со сквозными OKHRK-SH 2, в которых установлены термоэлектробатареи
3. Термоэлектробатареи снабжены радиаторами 4, поглощающими тепло, и радааторами 5, выделяющими тепло. Вентиля- тс 6 установлен на валу эпектродвига- теля и служит для продувки воздуха
внутри электродвигателя, а также обеспечивает интенсивный теплообмен между поступающим воздухом и теплопоглошающими радиаторами 4 термоэлектробатареи, охлажденным воздухом и греющимися частями электродвигателя. Вентилятор 7, установленный между станиной и кожухом 8, является вентилятором теплопроводящих радиаторов термоэлектроба- тареи и отводит тепло в окружающую
среду.
На валу электродвигателя установлен также якорь 9, а .кожух 8 образует воз-н духовод 10.
Электрические выводы 11 термоэлектробатареи 3 соединены с якорем 9 и сериесной обмоткой 12.
При работе электрической машины часть мощности выделяется внутри ее в виде тепла - этой мощност составляет около 10% от мощности на валу и в тяжелых режимах работы может привести к превышению допустимого перегрева электромашины.
Тепло из внутреннего объема алектро двигателя поглощается на радиаторах 4, перекачивается термоэлектробатареями 3 на тепловыделяющие радиаторы 5 и , отводится в окружающую срейу потоком воздуха с помощью вентилятора 7, Воз- дух, продуваемый внутри электродвигател вентилятором б, обеспечивает интенсивный теплосъем с радиаторов 4 термоэлектробатареями и тем самым улучшает теплообмен между греющимися частями электродвигателя и охлажденным воздухом
Режим работы термоэлектробатарей выбирается на восходящем участке кривой холодопроизводительности, а .сами электробатареи включены последовательно в электрическую цепь якоря электрической машины, при этом электрическая машина, ток которой пропорционален нагрузке, имеет рабочую точку а. Холод производительность QQ термоэлектробатарей и употребляемая электрическая мо ,HOCTb-lJ - связана следующей зависимостью:
/(e-tO--QQ -Q,
где
Ofl- холодопроизводительность термо- электробатарей
С( - тепло на радиаторах 5; потребляемая электрическая мощность термоэлектробатарей; , - холодильный коэффициент.
При малых разностях температур на спаях термоэлектробатарей холодильный коэффициент равен 5-20, следовательно затраты дополнительной мощности на охлаждение незначительны.
При. работе через обмотки якоря, се- риесную обмотку и термобатареи протекает ток, пропорциональный лагрузке.
При изменении нагрузки на валу электродвигателя или появлении других причин, вызывающих его повышенный перегрев, например, при режиме многократHbiXвключений, ток через термоэлек1 о- батареи увеличивается.
Термоэлектробатарея имеет рабочую точку Г-экстремальное значение холодопроизводительности.
Ввиду того, что рабочая точка термоэлектробатарей выбрана на восход51щем участке кривой зависимости холодопроизводительности от тока, автоматически с увеличением нагрузки (тока) растет холодопроизводительность термоэлектробатарей и улучшаются условия охлаждения.
Предложенное устройство разработано испытано, и использовано в условиях производства предприятия-заявителя и показало положительные результаты, Дальней шее использование этого устройства запланировано на Московском заводе Динамо.
Формула изобретения
Электрическая машина, содержащая стнину с окнами, теплообменные элементы с радиаторами, установленные в окнах станины, кожух, вентиляторы, один из которых установлен внутри станинь для обдува размещенных внутри станины радиаторов упомянутых элементов, а другой мез5сду станиной и кожухом для обдува радиаторов, размещенных, станины, н якорь, отличающаяся тем, что, с целью расширения области ее применения, в качестве теплообменных элементов использованы термоэлектробатареи с электрическими выводами, включeннEJ /lи в цепь якоря.
Источнику информации,
пршгатые во внимание ттри экспертизе
1.Патент ФРГ № 1166929, Ю1. 21 d 55/01, 1969.
2.Авторское свидетельство СССР № 443442, кл. Н 02 К 9/18, 1972 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛОКАЛЬНАЯ СИСТЕМА ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ЗОНЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ ОПЕРАТОРОВ МОБИЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ВООРУЖЕНИЙ | 2010 |
|
RU2430310C1 |
Самовентилируемое теплообменное устройство электрической машины | 1981 |
|
SU997185A1 |
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ КОНДИЦИОНЕР | 2012 |
|
RU2529045C2 |
Вентиляторный кожух электрической машины | 1978 |
|
SU720626A1 |
Термостат | 1976 |
|
SU582504A1 |
Двигатель внутреннего сгорания транспортного средства | 1988 |
|
SU1686201A1 |
Термоэлектрический интенсификатор теплопередачи, преимущественно для отвода тепла от элементов радиоэлектроники большой мощности | 1991 |
|
SU1824681A1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА С САМОРЕГУЛИРУЮЩЕЙСЯ СИСТЕМОЙ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ТЕРМООБРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ОХЛАЖДЕННЫХ И ЗАМОРОЖЕННЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ | 2012 |
|
RU2493506C1 |
Установка кондиционирования воз-дуХА B ТРАНСпОРТНОМ СРЕдСТВЕ | 1978 |
|
SU797919A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1996 |
|
RU2089033C1 |
h. (oS/Hu }
IdSue
Фиг. 5
Авторы
Даты
1980-05-05—Публикация
1976-06-08—Подача