54) УСТАНОВКА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА В ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ установке дополнительно повышается эффективность ее работы за счет утилизации тепла от двигателя внутреннего сгорания. Указанная цель достигается введе нием в установку распределительных устройств, состоящих из параллельно соединенных между собой обратного .клапана и капиллярной трубки, разме денных в трубопроводе соединения теплообменников между собой, ресиве расположен между этими устройствами ,а теплообменники соединены с компрессором установки через многоходовой вентиль. Установка снабжена дополнительным регулятором температуры воздуха, установленный параллельно основному регулятору температуры. Кроме того, установка снабжена и дополнительным кожухом, охватывающим двигатель транспортного средств причем этот кожух соединен с основным кожухом теплообменника при помо щи воздуховода, в котором выполнены окна с регулируемыми заслонками. На чертеже схематично представле на установка кондиционирования возд ха. Установка состоит из парокомпрес сионной машины, включающей компрессор 1, который посредством трубопро вода 2 связан с теплообменником 3, заключенном в основной кожух 4. В свою очередь теплообменник 3 трубопроводом 2 соединен с распределительными устройствами, каждое из которых образовано из параллельно соединенных между собой обратных клапанов соответственно 5 и 6 и капиллярных трубок 7 и 8. Между распределительными устройствами, распо ложенными последовательно, установлен ресивер 9. Распределительные устройства соединены с теплообменни ком 10, которьой через многоходовой вентиль 11 соединен с компрессором 1 и трубопроводом 2. На валу 12, соединенным коленчатым валом двигателя 13 внутреннего сгорания установлена гидромуфта 14 переменного наполнения со встроенным ни ней вентилятором 15. С помощью соединительной магистрали 16 гидромуфта 14 соединена с системой смазки двигателя 13. Между основным кожухом 4 и дополнительным кожухом 17, охватывающим двигатель 13, установлен воздуховод 18. Кожух 4 и воздуховод 18 снабжены окнами 19 и 20, оборудованными раздвижными пружинными заслонками 21 и 22, связанными с од ной стороны со скручивающимися пруI жинами 23 и 24, а с другой стороны соединенными при полющи поводков 25 и тяги 26 с блочным механизмом 27, снабженным рукояткой 28 и фиксатором 29. Для направления движения поводков в требуемом направлении установлены ролики 30. Исполнительный механизм 31 и основной датчик 32 температуры воздуха являются элементами пропорционального регулятора, управляющего установкой в режиме охлаждения. На соединительной магистрали 16 параллельно с исполнительными механизмом 31 установлен исполнительный механизм 33,соединенный с дополнительным датчиком 34 температуры воздуха расположенным аналогично датчику 32 в кабине 35. Исполнительный механизм 33 и датчик 34температуры являются элементами дополнительного пропорционального ; регулятора, управляющего работой . установки в режиме отопления. Для обдува двигателя 13 установлен вентилятор 36, а для теплообменника 10 - вентилятор 37. . ,,.. Установка работает следующим образом. В режиме охлаждения мног(ходовой вентиль- 11 установлен в положение, при котором хладагент нагнетается компрессором 1 в теплообменник 3, далее через обратный клапан 5 к ресиверу 9, капиллярной трубке Вив теплообменник 10. Пары хладагента через вентиль 11 отсасываются компрессором 1, при этом в теплообменнике 10 создается низкое давление, за счет чего тепло на испарение хладагента отбирается от проходящего через теплообменник 10 воздуха который охлаждает кабину 35..Привод компрессора 1 осуществляется от двигателя 13 через гидромуфту 14, на ведомом валу которой вращается вентилятор 15, обдувающий теплообменник 3. Подача масла в гидромуфту 14 происходит от системы смазки двигателя 13 по соединительной магистрали 16. Датчик 32 температуры, диапазон температуры которого находится в пределах 22-28 С, в зависимости от температуры воздуха в кабине 35, подает импульс на исполнительный механизм 31/ который изменяет количество масла, подаваемого гв рабочую полость гидромуфты 14, тем самым целенаправленно изменяя частоту вращения компрессора 1 и вентилятора 15 обдува теплообменника 3. При этом соответственно изменяется холодопроизводительность установки. Исполнительный механизм 33,датчик температуры 34 которого настроен на диапазон температур 14-22С не работает, так как при устанавливаемой и контролируемой температуре воздуха в кабине 35свыше он закрыт. Рукоятка 28 блочного механизма 27 установлена в положение, при котором фиксатор 29 отпускает блочный механизм 27, тягу 26 и поводки 25, при этом за счет скручивания пружин 23 и 24 заслонки 21 и 22 скручивают&я, тем самым открывая окна 19 и 20 Этим обеспечивается забор наружного воздуха в окно 19 для озслаждения теплообменника 3 и выброс нагретого при охлаждении двигателя 13 воздуха наружу через окно 20.
В режим отопления многоходовой вентиль 11 установлен в положение при котором хладагент нагнетается компрессором 1 в теплообменник 10, далее через обратный клапан 6 к ресиверу 9, капиллярной трубке 7 в теплообг.енник 3. Из теплообменника 3 JnapH хладагента через вентиль 11 отсасываются компрессором 1 и нггнетаются под высоким давлением при j соответствующей высокой температуре в теплообменник 10, где происходит нагрев внутрикабинного воздуха. Привод компрессора 1 и вентилятора 15 осуществляется также от двигателя 13 через гидромуфту 14, подача масла в которую происходит от системы смазки двигателя 13 по соединительной магистрали 16.В данном случае датчик температуры 34, диапазон температуры которого находится в пределах 14-22°С, взависимости от температуры воздуха в кабине 35, подает импульс на исполнительный механизм 33 , который изменяет количество масла, подаваемого в гидромуфту 14, тем самым изменяя частоту вращения кЪмпрессора 1 и вентилятора 15, а, следовательно, и теплопроизводительность установки. Исполнительный механизм 31, датчик температуры 32 которого настроен на диапазон 22- 28С,не работает, так как при устанавливаемой и контролируемой температуре воздуха в кабине 35 ниже он закрыт.
Рукоятка 28 блочного механизма 27 тяга 26 наматывается на блок 27, тем самым с помощью поводков 25 заслонки 21 и 22 раскручиваются, преодолевая усилие пружин 23 и 24,пр этом заслонки 21 и 22 перекрываю окна 19 и 20. При полном закрытии окон блочный механизм стопорится фиксатором 29. Этим обеспечивается подача нагретого в двигателе 13 воздуха к теплообменнику 3,тем самым утилизируется тепло двигателя 13 внутреннего сгорания.
Формула изобретения
1.Установка кондиционировани воздуха в транспортном средстве, содержащая компрессор с приводом от вала отбора мощности двигателя транспортного средства через гидравлическую муфту с переменной степенью наполнения, связанную с масляным насосом системы смазки двигателя посредством соединительной магистрали, теплообменники, последо0вательно соединенные трубопроводом между собой и с компрессором, установленные перед теплообменниками вентиляторы, расположенный в соединительной магистрали основной ре5гулятор температуры воздуха, ресивер и охватывающий один из теплообменников основной кожух, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона температурных
0 режимов эксплуатации установки путем обеспечения возможности ее работы
IB режиме теплового насоса при одновременном обеспечении плавного регулирования теплопроизводительности в зависимости от изменения нагрузки,
5 она снабжена распределительными устройствами, состоящими каждое из параллельно соединенных между собой обратного клапана и капиллярной трубки, размещенными в трубопроводе их
0 соединения теплообменников между собой, ресивер расположен между этими устройствами, а теплообменники соединены с компрессором через многоходовой вентиль.
5
2.Установка по п.1, о т л ичающаяся тем, что, она снабжена дополнительным регулятором температуры воздуха, установленным парешлельно основному регулятору
0 .температуры воздуха и дополнитель- я
нь№1кожухом, охватывакнцим двигатель транспортного средства, причем оба кожуха соединены воздуховодом, в котором выполнены окна с регулируемыми заслонками.
5
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Авторское свидетельство СССР № 472828, кл. В 60 Н 3/00, 1973.
2.Авторское свидетельство СССР
0 № 532540, кл. В 60 Н 3/00, 1973 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Установка для кондиционирования воздуха для транспортных средств | 1973 |
|
SU532540A1 |
Способ обработки воздуха дляТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА и уСТАНОВКАдля ОСущЕСТВлЕНия СпОСОбА | 1979 |
|
SU821236A1 |
Система кондиционирования воздухадля ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1978 |
|
SU799972A1 |
Система кондиционирования воздуха для транспортного средства | 1981 |
|
SU1017523A1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1980 |
|
SU918466A1 |
Устройство для обогрева и охлаждения кабины транспортного средства | 1980 |
|
SU882784A1 |
КОНДИЦИОНЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2504485C2 |
СПОСОБ РАБОТЫ КОНДИЦИОНЕРА И КОНДИЦИОНЕР | 2001 |
|
RU2185574C1 |
ХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 1999 |
|
RU2150640C1 |
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2017 |
|
RU2682758C1 |
Авторы
Даты
1981-01-23—Публикация
1978-11-17—Подача