Коробка передач транспортного средства Советский патент 1980 года по МПК B60K17/06 

Описание патента на изобретение SU734027A1

1

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств.

Известны коробки передач автомобилей и тракторов, служащие для преобразования и передачи крутящего момента, создаваемого двигателем. Коробка передач содержит картер, входной и выходной валы, зубчатую передачу, механизм управления. Кроме того, в ряде случаев, коро-бка передач имеет упругие элементы для , уменьшения динамического крутящего момента, доДствуюшего в трансмиссии, в данной конструкции упругим выполнен венец зубчатого колеса, что обеспечивает демпфирование высокочастотных колебаний трансмиссии и распределение передаваемого крутящего момента между несколькими зубьями зубчатой передачи 1). Однако такая конструкция практически не оказывает влияния на величины максимальных динамических нагрузок трансмиссии, возникающих при трогании и переключении передач транспортного средства, так как обладает невысокими податливостью, демпфирующими свойствами и энергоемкостью, величины которых ограничены размерами зубчатого колеса. Кроме того, изготовление вен цов зубчатых колес тяжелонагруженных узлов автомобильной или тракторной трансмиссии из упорного неметаллического материала является неприемлемым конструктивным решением из-за малой долговечности и надежности таких зуЬчатых колес.

Известна двухступенчатая коробка передач -(увеличитель крутящего момента) в виде трехзвенного планетарного механизма, реактивное звено которого соединено с барабаном нормально замкнутой ФЕЖКЦИОННОЙ

15 муфты, предназначенной для сцепления реактивного звена с другим звеном механизма. При этом планетарный ме санизм снабжен выполненным со шкивом роликом, установленным

20 на рычаге напротив барабана фрикционной муфты, пружинами, соединяющими рдчаг и шкив ролика с корпусом механизма, и тягами, связывгбощимй рычаг с механизмом разкнкания фрикционной муфты 2,

В данной конструкции для снижения динамических нагрузок использовано увеличение податливости реактивной связи механизма, К недостат30 jtaM конструкции следует отнести

Сольшо® количество дополнительных элементов и передачу крутящего момента, деформирующего упругое реактивное звено через фрикционный кон.такт барабана фрикционной муфты и ролика/ что делает всю систему демпфирования динамического крутящего MdvseHTa громоздкой и ненадежной. Кроме того, такая конструкция не может быть использована в много™ ступенчатых коробках передач.

Известна также коробка передач транспортного средства, содержащая разъемный картер, в верхней части которого размещен механизм управления, а в нижней части - редуктор, входной и выходной валы которого расположены соосно, и упругие эле менты, соединенные с рамой транспортного средства 3.

Недостатком этой коробки передач является.малая ее надежность.

Целью изобретения является повышение надежности путем Снижения максимальных динамических нагрузок в переходных процессах при трогании с места и переключении передач.

Указанная цель достигается тем, что коробка снабжена опорами, связанными с рамой транспортного средства и расположенными соосно входному валу, при этом в указанных опорах установлена нижняя часть разъемного картера коробки передач с возможностью углового перемещения упругие элементы соединены с нилсней частью картера для демпфирования реактивного момента, а верхняя часть картера связана с рамой транспортного средства.

В предлагаемой коробке передачиспользовано уменьшение реактивного момента инерции коробки передач за счет отделения коробки передач от

двигатель-сцепление

блока

или

от блока двигатель-гидротрансформатор (в случае гидромеханической коробки передач), Кроме того, применение упругих элементов, установленных между картером и рамой, повышает общую податливость трансмиссии и ведет к снижению динамических нагрузок.

На фиг. 1 схематично изображена предлагаемая коробка передач; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б фиг. 1, ,

Коробка передач установлена на раме 1 транспортного средства и содержит соосно расположенные входной 2 и выходной 3 валы, механизм управления 4, нижнюю подвижную часть 5 картера на подшипниковых опорах б, верхнюю часть 7 картера, жестко закрепленную на раме 1. Герметизирующая прокладка 8 расположена между верхней 7 и нижней 5 частями картера, а упругие элементы, выполненные в виде рессор 9, установлены

между нижней 5 частью картера и рамой 1.

При трогании с места, переключении передач, движении транспортного средства по неровной дороге в трансмиссии возникает динамический крутящий момент, в результате чего нижняя часть 5 картера под действием реактивного момента поворачивается в подшипниковых опорах 6 около оси входного 2 и выходного 3 валов. Поворот нижней части 5 картера,сопровождающийся деформацией рессор 9, обеспечивает демпфирование динамического крутящего момента трансмиссии.

Установка дополнительной рессоры между рамой 1 и нижней частью 5 картера с зазором обеспечивает ее подключение к работе при нарастании момента трансмиссии до определенного уровня, что дает нелинейную упругую характеристику и более эффективное демпфирование динамического момента трансмиссии.

Установка амортизатора между нижней частью 5 картера и рамой 1, действующего при повороте нижней части картера относительно рамы, обеспечивает быстрое затухание колебательного процесса трансмиссии.

Особенностью демпфирования динамических нагрузок трансмиссии при помощи реактивных элементов, установленных между картером коробки передач и рамой, является то, что работа упругих элементов происходит в момент трогания, переключения передач и при движении транспортного средства на промежуточных передачах При движении на прямой передаче, а этот режим эксплуатации является преобладающим для автомобиля, картер коробки передач практически не подвергается действию реактивного крутящего момента, а реактивные упругие элементы остаются ненагруженными. Кроме того,установка упрУ гих элементов между картером и ра мой позволяет использовать конструкцию упругого элемента с повышенной податливостью, долговечностью и энергоемкостью, например рессору, пружину, резиновый буфер, что обеспечивает дольше срок службы и эффективность упругих элементов по сравнению с известными вариантами их расположения между активными деталями трансмиссии.

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содержащая разъемный картер, в верхней части которого размещен механизм управления, а в нижней части - редуктор, входной и выходной валы которого расположены со.

Похожие патенты SU734027A1

название год авторы номер документа
Ведущий мост транспортной машины 1982
  • Котовсков Анатолий Васильевич
  • Сапрунов Александр Владимирович
SU1054113A1
Трансмиссия транспортного средства 1983
  • Промзалев Юрий Сергеевич
  • Абдурахманов Абдулмумин Абдулкадырович
  • Савельев Геннадий Степанович
  • Пейсахович Борис Иосифович
  • Прилуцкий Юрий Назарович
  • Усков Владимир Афанасьевич
SU1134416A1
Транспортное средство и внутритрубный движитель динамического типа для него 2017
  • Ахияртдинов Эрик Минисалихович
RU2668367C1
Внутритрубный колёсный движитель динамического типа для подвижного состава высокоскоростной вакуумно-трубопроводной магистрали 2019
  • Ахияртдинов Эрик Минисалихович
  • Ахияртдинов Анвар Эрикович
RU2706850C1
ПЛАНЕТАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С РЕГУЛИРУЕМОЙ ЖЁСТКОСТЬЮ УПРУГОГО ЭЛЕМЕНТА 2014
  • Нехорошев Дмитрий Дмитриевич
  • Кузнецов Николай Григорьевич
  • Нехорошев Дмитрий Артёмович
  • Нехорошева Вера Ивановна
RU2568532C1
Конечная передача транспортного средства 1979
  • Дьяченко Владимир Алексеевич
  • Ефимов Алексей Дмитриевич
  • Асябрик Иван Михайлович
  • Афанасьев Николай Иванович
SU895736A1
ГИБРИДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2018
  • Нисида Хидеюки
RU2699745C1
ПЛАНЕТАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С БЕССТУПЕНЧАТЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ЖЕСТКОСТИ УПРУГОГО ЭЛЕМЕНТА 2014
  • Кузнецов Николай Григорьевич
  • Нехорошев Дмитрий Дмитриевич
  • Нехорошев Дмитрий Артёмович
  • Нехорошева Вера Ивановна
RU2568531C1
СИЛОВОЙ БЛОК САМОХОДНОГО ПАРОМА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО КРЕПЛЕНИЯ 2009
  • Бескупский Владимир Брониславович
  • Днепровский Октябрь Афанасьевич
  • Кошкин Виктор Владимирович
  • Ляхова Елена Юрьевна
  • Шумаков Игорь Константинович
  • Щукина Альбина Октябревна
RU2392172C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2007
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Семенов Александр Владимирович
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Каменсков Вадим Юрьевич
  • Калинин Сергей Евгеньевич
RU2344947C2

Реферат патента 1980 года Коробка передач транспортного средства

Формула изобретения SU 734 027 A1

SU 734 027 A1

Авторы

Цитович Игорь Сергеевич

Митин Борис Ефимович

Стайченко Евгений Степанович

Альгин Владимир Борисович

Артамонов Павел Иванович

Кутай Лидия Александровна

Даты

1980-05-15Публикация

1975-08-25Подача