1
Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств.
Известны коробки передач автомобилей и тракторов, служащие для преобразования и передачи крутящего момента, создаваемого двигателем. Коробка передач содержит картер, входной и выходной валы, зубчатую передачу, механизм управления. Кроме того, в ряде случаев, коро-бка передач имеет упругие элементы для , уменьшения динамического крутящего момента, доДствуюшего в трансмиссии, в данной конструкции упругим выполнен венец зубчатого колеса, что обеспечивает демпфирование высокочастотных колебаний трансмиссии и распределение передаваемого крутящего момента между несколькими зубьями зубчатой передачи 1). Однако такая конструкция практически не оказывает влияния на величины максимальных динамических нагрузок трансмиссии, возникающих при трогании и переключении передач транспортного средства, так как обладает невысокими податливостью, демпфирующими свойствами и энергоемкостью, величины которых ограничены размерами зубчатого колеса. Кроме того, изготовление вен цов зубчатых колес тяжелонагруженных узлов автомобильной или тракторной трансмиссии из упорного неметаллического материала является неприемлемым конструктивным решением из-за малой долговечности и надежности таких зуЬчатых колес.
Известна двухступенчатая коробка передач -(увеличитель крутящего момента) в виде трехзвенного планетарного механизма, реактивное звено которого соединено с барабаном нормально замкнутой ФЕЖКЦИОННОЙ
15 муфты, предназначенной для сцепления реактивного звена с другим звеном механизма. При этом планетарный ме санизм снабжен выполненным со шкивом роликом, установленным
20 на рычаге напротив барабана фрикционной муфты, пружинами, соединяющими рдчаг и шкив ролика с корпусом механизма, и тягами, связывгбощимй рычаг с механизмом разкнкания фрикционной муфты 2,
В данной конструкции для снижения динамических нагрузок использовано увеличение податливости реактивной связи механизма, К недостат30 jtaM конструкции следует отнести
Сольшо® количество дополнительных элементов и передачу крутящего момента, деформирующего упругое реактивное звено через фрикционный кон.такт барабана фрикционной муфты и ролика/ что делает всю систему демпфирования динамического крутящего MdvseHTa громоздкой и ненадежной. Кроме того, такая конструкция не может быть использована в много™ ступенчатых коробках передач.
Известна также коробка передач транспортного средства, содержащая разъемный картер, в верхней части которого размещен механизм управления, а в нижней части - редуктор, входной и выходной валы которого расположены соосно, и упругие эле менты, соединенные с рамой транспортного средства 3.
Недостатком этой коробки передач является.малая ее надежность.
Целью изобретения является повышение надежности путем Снижения максимальных динамических нагрузок в переходных процессах при трогании с места и переключении передач.
Указанная цель достигается тем, что коробка снабжена опорами, связанными с рамой транспортного средства и расположенными соосно входному валу, при этом в указанных опорах установлена нижняя часть разъемного картера коробки передач с возможностью углового перемещения упругие элементы соединены с нилсней частью картера для демпфирования реактивного момента, а верхняя часть картера связана с рамой транспортного средства.
В предлагаемой коробке передачиспользовано уменьшение реактивного момента инерции коробки передач за счет отделения коробки передач от
двигатель-сцепление
блока
или
от блока двигатель-гидротрансформатор (в случае гидромеханической коробки передач), Кроме того, применение упругих элементов, установленных между картером и рамой, повышает общую податливость трансмиссии и ведет к снижению динамических нагрузок.
На фиг. 1 схематично изображена предлагаемая коробка передач; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б фиг. 1, ,
Коробка передач установлена на раме 1 транспортного средства и содержит соосно расположенные входной 2 и выходной 3 валы, механизм управления 4, нижнюю подвижную часть 5 картера на подшипниковых опорах б, верхнюю часть 7 картера, жестко закрепленную на раме 1. Герметизирующая прокладка 8 расположена между верхней 7 и нижней 5 частями картера, а упругие элементы, выполненные в виде рессор 9, установлены
между нижней 5 частью картера и рамой 1.
При трогании с места, переключении передач, движении транспортного средства по неровной дороге в трансмиссии возникает динамический крутящий момент, в результате чего нижняя часть 5 картера под действием реактивного момента поворачивается в подшипниковых опорах 6 около оси входного 2 и выходного 3 валов. Поворот нижней части 5 картера,сопровождающийся деформацией рессор 9, обеспечивает демпфирование динамического крутящего момента трансмиссии.
Установка дополнительной рессоры между рамой 1 и нижней частью 5 картера с зазором обеспечивает ее подключение к работе при нарастании момента трансмиссии до определенного уровня, что дает нелинейную упругую характеристику и более эффективное демпфирование динамического момента трансмиссии.
Установка амортизатора между нижней частью 5 картера и рамой 1, действующего при повороте нижней части картера относительно рамы, обеспечивает быстрое затухание колебательного процесса трансмиссии.
Особенностью демпфирования динамических нагрузок трансмиссии при помощи реактивных элементов, установленных между картером коробки передач и рамой, является то, что работа упругих элементов происходит в момент трогания, переключения передач и при движении транспортного средства на промежуточных передачах При движении на прямой передаче, а этот режим эксплуатации является преобладающим для автомобиля, картер коробки передач практически не подвергается действию реактивного крутящего момента, а реактивные упругие элементы остаются ненагруженными. Кроме того,установка упрУ гих элементов между картером и ра мой позволяет использовать конструкцию упругого элемента с повышенной податливостью, долговечностью и энергоемкостью, например рессору, пружину, резиновый буфер, что обеспечивает дольше срок службы и эффективность упругих элементов по сравнению с известными вариантами их расположения между активными деталями трансмиссии.
Формула изобретения
Коробка передач транспортного средства, содержащая разъемный картер, в верхней части которого размещен механизм управления, а в нижней части - редуктор, входной и выходной валы которого расположены со.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ведущий мост транспортной машины | 1982 |
|
SU1054113A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1983 |
|
SU1134416A1 |
Транспортное средство и внутритрубный движитель динамического типа для него | 2017 |
|
RU2668367C1 |
Внутритрубный колёсный движитель динамического типа для подвижного состава высокоскоростной вакуумно-трубопроводной магистрали | 2019 |
|
RU2706850C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С РЕГУЛИРУЕМОЙ ЖЁСТКОСТЬЮ УПРУГОГО ЭЛЕМЕНТА | 2014 |
|
RU2568532C1 |
Конечная передача транспортного средства | 1979 |
|
SU895736A1 |
ГИБРИДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2018 |
|
RU2699745C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С БЕССТУПЕНЧАТЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ЖЕСТКОСТИ УПРУГОГО ЭЛЕМЕНТА | 2014 |
|
RU2568531C1 |
СИЛОВОЙ БЛОК САМОХОДНОГО ПАРОМА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО КРЕПЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2392172C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2007 |
|
RU2344947C2 |
Авторы
Даты
1980-05-15—Публикация
1975-08-25—Подача