Гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства Советский патент 1980 года по МПК B60K20/14 

Описание патента на изобретение SU734029A1

(54) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в коробках передач транспортных средств.

Известна гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства, содержащая электроуправляемый клапан включения передач заднего хода, сообщенный с одной стороны с источником рабочей жидкости, а с другой стороны - с муфтой включения передачи заднего хода, и элемент блокировки, связанный с датчиком скорости выходного вала коробки передач 1.

Недостатком такой системы является ненадежная работа фиксатора, предотвращающего случайное включение передачи заднего хода. При переключении передач водитель из-за невнимательности или неопытности может включить передачу заднего хода при движении транспортного средства вперед, при этом создаются значительные динамические нагрузки на трансмиссию, приводящие к поломкам деталей и аварийной ситуации, связанной с внезапной блокировкой ведущих колес. Кроме того, в эксплуатации имеют место случаи неправильного присоединения электропроводов к клеммам пульта управления переключением передач.

Недостатком известной системы является также и то, что кожух с рабочей жидкостью трубки Пито устанавливается на валу обособленно от других деталей, что приводит к увеличению продольных габаритов и J веса коробки передач.

Целью изобретения является повышение надежности, упрощение конструкции и повышение компактности.

Цель достигается тем, что система снабжена кольцевым кожухом, заполненным рабочей жидкостью, связанным с выходным валом коробки передач, датчик скорости выходного вала коробки передач выполнен в виде трубки Пито, а элемент блокировки установлен в электроцепи управления электромагнитом клапана и выполнен в виде переклюisчателя, связанного трубкой Пито, при этом последняя расположена в упомянутом кожухе, а также за счет того, что упомянутый кожух установлен в полости шестерни низшей передачи выходного вала коробки пето редач.

На фиг. 1 изображена система управления коробкой передач транспортного средства; на фиг. 2 - выходной вал с ведомой шестерней понижающего диапазона, в полости которой расположен кожух с рабочей жидкостью трубки Пито.

Гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства состоит из трубки Пито 1 (фиг. 1,2), кольцевого кожуха 2 с рабочей жидкостью, установленного на выходном валу 3 коробки передач в полости шестерни 4 низшей передачи, переключателя 5 с гидроприводом, пульта 6 управления переключением передач, электроуправляемого клапана 7 включения передачи заднего хода и клапанов включения фрикционных муфт переднего хода, электромагниты которых подключаются к пульту 6 управления посредством проводов 7 (клапаны включения фрикционных муфт переднего хода на фиг. 1 не изображены). Переключатель 5 установки в электроцепи электромагнита 9 действует на пилот 10 управления клапаном 7 включения передачи заднего хода. Гидропривод переключателя 5 подключен к гидролинии 11 трубки Пито 1. К гидролинии 12 клапана 7 присоединяется муфта включения передачи заднего хода.

При движении транспортного средства на передачах переднего хода контакты переключателя 5, включенные последовательно в электроцепь электромагнита 9, размыкаются под действием давления рабочей жидкости трубки Пито 1. При этом даже при переводе рычага пульта б управления переключением передач в положение включенной передачи заднего хода предотвращается включением муфты передачи заднего хода.

Передачу заднего хода можно включить после остановки транспортного средства, когда выходной вал 3 и кольцевой кожух 2 с рабочей жидкостью не вращаются. В гидролинии И гидропривода переключателя 5 давление рабочей жидкости трубки Пито отсутствует и контакты его замыкаются.

При включении передачи заднего хода замыкаются контакты 13 пульта 6 управления переключения передач и вкл1бчается электромагнит 9. Якорь 14 электромагнита 9 перемещает пилот 10 вправо, сообщая гидролинии 15 и 16. Под действием давления рабочей жидкости, поступающей в полость 17, золотник 18 перемещается вправо, сообщая гидролинии 19 и 12. Рабочая жидкость из картера коробки передач через маслоприемник 20 гидронасосом 21 нагнетается по гидролиниям 22, 23, 19 и 12 в бустер муфты включения передачи заднего хода и

одновременно - в полость 17 клапана 7, удерживая золотник 18 в правом крайнем положении. Муфта включения передачи заднего хода включается.

При выключении передачи заднего хода контакты 13 пульта 6 размыкаются, электромагнит 9 выключается, пилот 10 под действием пружины 24 перемещается влево, сообщая полость 17 гидролиниями 16 и 25 со сливом. Золотник 18 под действием пружины 26 перемещается влево, сообщая бустер муфты включения передач заднего хода гидролиниями 12 и 27 со сливом. Муфта включения передач заднего хода выключается.

Благодаря предотвращению случайного включения передачи заднего хода повышается надежность, срок службы коробки передач и безопасность движения.

Установка кожуха с рабочей жидкостью в полость ведомой щестерни понижающего диапазона сокращает габариты и вес коробки передач.

Формула изобретения

. Гидравлическая система управления корюбкой передач транспортного средства, содержащая электроуправляемый клапан включения передач заднего хода, сообщенный с с одной стороны с источником рабочей жидкости, а с другой стороны - с .муфтой включения передачи заднего хода, и элемент блокировки, связанный с датчиком скорости выходного вала коробки передач, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности и упрощения конструкции, она снабжена кольцевым кожухом, заполненным рабочей жидкостью, связанным с выходным валом

J коробки передач, датчик скорости выходного вала коробки передач выполнен в виде трубки Пито, а элемент блокировки установлен в электроцепи управления электромагнитом клапана и выполнен в виде переключателя, связанного с трубкой Пито, при

этом последняя расположена в упомянутом кожухе.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения компактности, упомянутый кожух установлен в плоскости щестерни низщей передачи выходного вала коробки передач.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Книга «Автомобили ЗИЛ-111 и ЗИЛ111А М., Машгиз, 1961, с. 65-70.

Похожие патенты SU734029A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1976
  • Шейнкер Израиль Гильевич
  • Красневский Леонид Григорьевич
  • Каган Ефим Айзикович
  • Меленцевич Владимир Петрович
  • Минаев Георгий Федорович
  • Третьяк Валерий Михайлович
  • Иванов Леонид Петрович
SU653148A1
Транспортное средство 1979
  • Черный Анатолий Григорьевич
  • Гулиа Нурбей Владимирович
  • Гвелесиани Лили Леонидовна
  • Нагорняк Георгий Андреевич
  • Старинский Александр Дмитриевич
SU905131A1
Транспортное средство 1989
  • Черный Анатолий Григорьевич
SU1652115A1
Устройство для переключения ступеней в коробке передач 1977
  • Корейво Вацлав Янович
  • Митяев Альберт Федорович
  • Гурленя Валерий Николаевич
  • Знак Иван Александрович
SU734030A2
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией 1990
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Крутолевич Сергей Константинович
  • Халько Николай Иванович
  • Андрияненко Юрий Анатольевич
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
  • Антипенко Григорий Леонидович
SU1763257A2
Сельскохозяйственный трактор 1981
  • Шкрабак Владимир Степанович
  • Вьюгин Александр Михайлович
  • Калюжный Илья Григорьевич
  • Ли Геннадий Васильевич
SU931506A1
Гидромеханическая коробка передач 1987
  • Кочинян Генрих Джумшудович
  • Налбандян Гарник Беникович
SU1652705A1
Устройство управления блокировкой дифференциала 2017
  • Маньковский Василий Владимирович
RU2652860C1
Самоходная машина для распределения материала 1990
  • Кушель Вадим Юрьевич
  • Чешун Владимир Степанович
SU1790845A1
Коробка передач транспортного средства 1981
  • Красневский Леонид Григорьевич
SU1009824A1

Иллюстрации к изобретению SU 734 029 A1

Реферат патента 1980 года Гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства

Формула изобретения SU 734 029 A1

SU 734 029 A1

Авторы

Митяев Альберт Федорович

Ковалев Алексей Филиппович

Волоско Виктор Дмитриевич

Даты

1980-05-15Публикация

1978-03-02Подача