(54) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
1
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в коробках передач транспортных средств.
Известна гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства, содержащая электроуправляемый клапан включения передач заднего хода, сообщенный с одной стороны с источником рабочей жидкости, а с другой стороны - с муфтой включения передачи заднего хода, и элемент блокировки, связанный с датчиком скорости выходного вала коробки передач 1.
Недостатком такой системы является ненадежная работа фиксатора, предотвращающего случайное включение передачи заднего хода. При переключении передач водитель из-за невнимательности или неопытности может включить передачу заднего хода при движении транспортного средства вперед, при этом создаются значительные динамические нагрузки на трансмиссию, приводящие к поломкам деталей и аварийной ситуации, связанной с внезапной блокировкой ведущих колес. Кроме того, в эксплуатации имеют место случаи неправильного присоединения электропроводов к клеммам пульта управления переключением передач.
Недостатком известной системы является также и то, что кожух с рабочей жидкостью трубки Пито устанавливается на валу обособленно от других деталей, что приводит к увеличению продольных габаритов и J веса коробки передач.
Целью изобретения является повышение надежности, упрощение конструкции и повышение компактности.
Цель достигается тем, что система снабжена кольцевым кожухом, заполненным рабочей жидкостью, связанным с выходным валом коробки передач, датчик скорости выходного вала коробки передач выполнен в виде трубки Пито, а элемент блокировки установлен в электроцепи управления электромагнитом клапана и выполнен в виде переклюisчателя, связанного трубкой Пито, при этом последняя расположена в упомянутом кожухе, а также за счет того, что упомянутый кожух установлен в полости шестерни низшей передачи выходного вала коробки пето редач.
На фиг. 1 изображена система управления коробкой передач транспортного средства; на фиг. 2 - выходной вал с ведомой шестерней понижающего диапазона, в полости которой расположен кожух с рабочей жидкостью трубки Пито.
Гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства состоит из трубки Пито 1 (фиг. 1,2), кольцевого кожуха 2 с рабочей жидкостью, установленного на выходном валу 3 коробки передач в полости шестерни 4 низшей передачи, переключателя 5 с гидроприводом, пульта 6 управления переключением передач, электроуправляемого клапана 7 включения передачи заднего хода и клапанов включения фрикционных муфт переднего хода, электромагниты которых подключаются к пульту 6 управления посредством проводов 7 (клапаны включения фрикционных муфт переднего хода на фиг. 1 не изображены). Переключатель 5 установки в электроцепи электромагнита 9 действует на пилот 10 управления клапаном 7 включения передачи заднего хода. Гидропривод переключателя 5 подключен к гидролинии 11 трубки Пито 1. К гидролинии 12 клапана 7 присоединяется муфта включения передачи заднего хода.
При движении транспортного средства на передачах переднего хода контакты переключателя 5, включенные последовательно в электроцепь электромагнита 9, размыкаются под действием давления рабочей жидкости трубки Пито 1. При этом даже при переводе рычага пульта б управления переключением передач в положение включенной передачи заднего хода предотвращается включением муфты передачи заднего хода.
Передачу заднего хода можно включить после остановки транспортного средства, когда выходной вал 3 и кольцевой кожух 2 с рабочей жидкостью не вращаются. В гидролинии И гидропривода переключателя 5 давление рабочей жидкости трубки Пито отсутствует и контакты его замыкаются.
При включении передачи заднего хода замыкаются контакты 13 пульта 6 управления переключения передач и вкл1бчается электромагнит 9. Якорь 14 электромагнита 9 перемещает пилот 10 вправо, сообщая гидролинии 15 и 16. Под действием давления рабочей жидкости, поступающей в полость 17, золотник 18 перемещается вправо, сообщая гидролинии 19 и 12. Рабочая жидкость из картера коробки передач через маслоприемник 20 гидронасосом 21 нагнетается по гидролиниям 22, 23, 19 и 12 в бустер муфты включения передачи заднего хода и
одновременно - в полость 17 клапана 7, удерживая золотник 18 в правом крайнем положении. Муфта включения передачи заднего хода включается.
При выключении передачи заднего хода контакты 13 пульта 6 размыкаются, электромагнит 9 выключается, пилот 10 под действием пружины 24 перемещается влево, сообщая полость 17 гидролиниями 16 и 25 со сливом. Золотник 18 под действием пружины 26 перемещается влево, сообщая бустер муфты включения передач заднего хода гидролиниями 12 и 27 со сливом. Муфта включения передач заднего хода выключается.
Благодаря предотвращению случайного включения передачи заднего хода повышается надежность, срок службы коробки передач и безопасность движения.
Установка кожуха с рабочей жидкостью в полость ведомой щестерни понижающего диапазона сокращает габариты и вес коробки передач.
Формула изобретения
. Гидравлическая система управления корюбкой передач транспортного средства, содержащая электроуправляемый клапан включения передач заднего хода, сообщенный с с одной стороны с источником рабочей жидкости, а с другой стороны - с .муфтой включения передачи заднего хода, и элемент блокировки, связанный с датчиком скорости выходного вала коробки передач, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности и упрощения конструкции, она снабжена кольцевым кожухом, заполненным рабочей жидкостью, связанным с выходным валом
J коробки передач, датчик скорости выходного вала коробки передач выполнен в виде трубки Пито, а элемент блокировки установлен в электроцепи управления электромагнитом клапана и выполнен в виде переключателя, связанного с трубкой Пито, при
этом последняя расположена в упомянутом кожухе.
2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения компактности, упомянутый кожух установлен в плоскости щестерни низщей передачи выходного вала коробки передач.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Книга «Автомобили ЗИЛ-111 и ЗИЛ111А М., Машгиз, 1961, с. 65-70.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1976 |
|
SU653148A1 |
Транспортное средство | 1979 |
|
SU905131A1 |
Транспортное средство | 1989 |
|
SU1652115A1 |
Устройство для переключения ступеней в коробке передач | 1977 |
|
SU734030A2 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1990 |
|
SU1763257A2 |
Сельскохозяйственный трактор | 1981 |
|
SU931506A1 |
Гидромеханическая коробка передач | 1987 |
|
SU1652705A1 |
Устройство управления блокировкой дифференциала | 2017 |
|
RU2652860C1 |
Самоходная машина для распределения материала | 1990 |
|
SU1790845A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1981 |
|
SU1009824A1 |
Авторы
Даты
1980-05-15—Публикация
1978-03-02—Подача