Универсальный шарнир Советский патент 1980 года по МПК F16D3/24 

Описание патента на изобретение SU734447A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к карданным передачам, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где требуе ся обеспечить соединение валов тяжело нагруженных машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях изменяющихся углов перекоса осей. Известен универсальный шарнир много рядной конструкции, содержащий соединенные с сопряженными валами охватываемый и охватывающий элементы и установленные между ними с интервалом по окружности поворотные вкладыши, выполненные с радиальными гнездами и связанные с одним из упомянутых элементов посредством щипов, закрепленных на этом элементе, и роликоподшипников, ас другим элементом - с помощью шариков, размещенных в кольпевых канавках, выполненных на сопряженных поверхностях вкладыша и данного элемента. Шарики подпружинены с обеих сторон далсдой кольцевой канавки и закрыты упо рами. Каждый поворотный вкладыш выполнен с тангенциальной упорной поверхностью, взаимодействующей с ответной поверхностью одного из элементов. Шар-. нир позволяет в щироких пределах варьировать количеством рабочих тел, одновременно участвующих в передаче нагрузок, благодаря чему уровень действующих в щарнире напряжений не превышает заданных величин l. Недостатком данного щарнира является то, что центр тяжести роликоподшипника и суммарный центр шариков каждого вкладыша расположёны на различном расстоянии от центра шарнира, и поэтому при передаче крутящегося момента воз1Ш- кает перекос вкладыша относительно шипа, который вызывает неравномерное распределение нагрузки по длине роликов и значительные радиальшле усилия на упорной поверхности вкладыша. Не.равномерное распределение нагрузок по длине роликов повышает удельные контактные давления на концах роликов, а радиальные усилия приводят к ускорению износа трущихся поверхностей сопряженных деталей. Отмеченные недостатки снижают надежность и долговечность шарнира. Цель изобрете1шя - повышение надежности и .долговечности шар1шра. Это достигается тем, что один нз элементов (охватыв1ающий или охватываемый) предлагаемого шарнира выпол- .ней с продольными прямоугольными пазами, в которых установлены поворотные вкладыши, а кольцевые канавки расположены на боковых поверхностях вкладышей и пазов, при этом суммарный цент тяжести шариков, лежаших с каждой стороны вкладыша, и центр тяжести ра икоподшипника расположешя на прямой, перпевдикулярной к оси шипа. На фиг. 1 изображен универсальный шарнир, поперечный разрез; на фиг. 2 вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг.. 1. Универсальньп шарнир содержит головку 1, соединенную с валом 2, поворотные вкладыши 3 и обойму 4, снабженную отверстиями с резьбой 5 для соединения с другим валом. . На головке шаровой формы выполнены равномерно расположенные по окружност прямые продольные пазы 6. На боковых поверхностях 7 пазов выполнены полуцилиндричеркие канавки 8. Для удобства изготовления канавки могут быть выполнены на отдельных щеках с последующим жестким закреплением их в пазах головки. Полуциливдрические канавки выполнены вдоль пазов по дуге. окружности. Таких эквидистантно расположенных канавок на каждой поверхности может быть несколько. Головка может быть изготовлена заодно с валом, жестко крепиться к нему или соединяться посредством шлице в. .В пазах установлены смонтированные на шипах 9 обоймы через ролики Ю поворотные вкладыши, на боковых поверх ностях крторых также выполнены продольные Полуциливдрические канавки 11, образующие с такими же канавками в пазах голсеки цилиндрические каналы .для шариков 12. Число поворотных вкладышейсоответствует количеству пазов головки. л аждый поворотный вкладыш имеет наружную поверхность 13 и центральную радиальную расточку (гнездо), стенки которой служат наружным кольцом (стаканом) роликоподшипника. Форма 7 74 и количество полуцилиндрических канавок вкладыша соответствует ответным канавкам пазов головки. Кольцевые канавки головки и вкладышей образуют беговые дорожки, в которые уложены шарики, подпружиненные с обеих сторон дорожки пружинами 14 и закрытые упорами 15.- Упоры жестко закреплены на головке. Обойма имеет цилиндрическую форму .с радиальными расточками, в которых установлены и закреплены шипы. Количество Щ1шов соответствует числу поворотных вкладышей. Между шипами и стенками гнезд вкладышей установлены ролики, торцы которых с одной стороны упираются в шайбу 16, ас другой - в упорный поясок вкладыша. Для удобства монтажа в шарнире предусмотрены разрез1вые кольца 17, фиксирующие поворотные вкладыши на шипах обоймы. Внутренняя полость обоймы заполняется смазкой, для предупреждения утечки которой обойма с одной стороны закрыта глухой крышкой 18, ас другой крышкой 19 и эластигчным кожухом 20. Стешси внутреннего конического отверстия крышки 19 ограничивают угол поворота вала 2 в рабочем состоянии. Другим примером кошсретного исполнения может служить конструкция шарнира, у которого головка выполнена с шипами, а обойма с пазами. Приведенная конструкция шарнира обеспечивает равномерное распределение нагрузки по длине роликов и исключает радиальное давление на спорную поверхность вкладыша, в результате чего резко снижаются контактные напряжения в роликах и сопряженных с ними деталях и износ, деталей от действия радиальных сил, что значительно повышает надежность и долговечность шарнира. Формула изобретения Универсальный ишрнир, содержащий охватываемый и охватывающий элементы и установленные между ними с интервалом по окружности поворотные вкладыши, выполненные с радиальными гнездами и связанные с одним на упомянутых элементов посредством шипов, закрепленных на этом элементе, и роликоподшипников, .а с другим элементом - с помошью шариков, размещенных в кольцевых канавках, выполненных на сопряженных поверхнсхггях вкладыша и данного элемента, отличающийся теМ, что, с целью повышения надежности и долговечности, один из элементов выполнен е продольными прямоугольными пазами, в которых установлены поворотные вкладыши, а кольцевые канавки расположены на боковых поверхностях вкладышей и пазов, при этом суммарный центр тяжести шариков, лежащих с каждой стороны .вкладыша, и центр тяжести роликоподшипника расположены на. прямой, перпендикулярной к оси шипа.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 551454, кл. F 16 D 3/24, 1975.

Похожие патенты SU734447A1

название год авторы номер документа
Универсальный шарнир 1977
  • Дмитриев Александр Семенович
SU985501A1
Универсальный шарнир 1975
  • Дмитриев Александр Семенович
  • Андронов Михаил Михайлович
SU551454A1
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Мозоров С.Д.
RU2182241C2
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Мозоров С.Д.
  • Мозоров Д.С.
  • Мозоров И.Д.
RU2115810C1
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВУХТАКТНЫЙ ДИЗЕЛЬ 1997
  • Мозоров С.Д.
  • Мозоров И.Д.
RU2128774C1
ВИНТОШАРОВОЙ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2007
  • Мозоров Сергей Дмитриевич
RU2347088C1
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Мозоров С.Д.
RU2211344C1
Карданный шарнир равных угловых скоростей 1972
  • Миронов Владимир Андреевич
  • Баронов Александр Сергеевич
  • Малахов Анатолий Михайлович
  • Фиттерман Борис Михайлович
SU516851A1
ШАРИКОВАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Панин А.А.
  • Шумилов В.П.
  • Литвяк В.А.
RU2184289C2
Аксиально-поршневая гидромашина 1982
  • Шубенков Борис Иванович
  • Козлов Юрий Васильевич
  • Син Михаил Александрович
  • Васильченко Виктор Александрович
  • Буланов Александр Анатольевич
SU1064041A1

Иллюстрации к изобретению SU 734 447 A1

Реферат патента 1980 года Универсальный шарнир

Формула изобретения SU 734 447 A1

10 ff

SU 734 447 A1

Авторы

Дмитриев Александр Семенович

Андронов Михаил Михайлович

Кондрахов Владимир Анатольевич

Даты

1980-05-15Публикация

1977-01-03Подача