I
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов, в которых предъявляются повышенные требования к динамике разъединения валов, например металлорежуш,их станков.
Известны конструкции фрикционных многодисковых муфт 1.
Такие муфты обеспечивают быстрое расслабление пакета дисков и спадание момента муфты при ее отключении.
Известна фрикционная многодисковая муфга, имеющая наружные диски, выполненные из отдельных сегментов, которые, чередуясь с внутренними дисками, нанизываются на пальцы или выступы поводка 2. Для ускорения отключения муфты используются центробежные силы, возникающие в сегментах при ее вращении. Для этого пальцы или выступы поводка имеют наклонную к оси муфты поверхность, причем угол наклона направлен в сторону перемещения дисков при отключении муфты. При отключении муфты сегменты наружных дисков под действием центробежных сил перемещаются одновременно в радиальном и аксиальном направлениях, что способствует
расслаблению всего пакета дисков и соответственно ускорению спадания момента муфты.
Однако эта конструкция не позволяет уменьшить время спадания момента при 5 низких частотах вращения. Кроме того, угол наклона поверхности выступов поводка приходится выполнять достаточно большим, чтобы использовать аксиальную составляющую центробежной силы сегмента, которая невелика, а это приводит к ухудшению 10 условий включения муфты, так как возрастают силы сопротивления сжатого пакета дисков при ее включении. Кроме того, существенно возрастает остаточный вращающий момент отключенной муфты, так как диски за счет постоянно действующей аксиальной сопоставляющей центробежной силы скапливаются у нажимного элемента и поджимаются к нему.
Наиболее близкой к изобретению является муфта, содержащая втулку с установленными на ней внутренними дисками и поводок с наружными дисками, установленными на его выступах, имеющих скосы на боковых поверхностях, направленные в сторону пеотключении муфремещенияты 3. Недостатками этой муфты так же является большое время спадания момента при отключении, большая величина остаточного вращаюш,егося момента и наличие сопротивления включению муфты. Целью изобретения является уменьшение времени спадания момента при отключении величины остаточного врашающегося момента и улучшение начальных условий включения. Цель достигается тем, что скосы выполнены по всей длине выступов, а поводок снабжен плоскими пружинами, закрепленными консольно, расположенными вдоль боковых поверхностей выступов и имеюпдими жесткость, превышаюш,ую окружное усилие, создаваемое остаточным враш,аюш,им моментом муфты. На фиг. 1 изображена фрикционная многодисковая муфта, общий вид; на фиг. 2 - наружный диск, частичный вид. Фрикционная многодисковая муфта содержит втулку 1 с установленными на ней внутренними дисками 2 и поводок 3 с установленными в его сужающихся выступах 4 пружинными дисками 5. На боковых поверхностях выступов установлены консольные пружины 6. Чтобы наружные диски, находясь в более узком сечении выступов, не касались втулки, их центрируют по посадочному диаметру D. Поскольку при перемещении вдоль выступов диски поворачиваются относительно поводка, для достижения контакта их с выступами в пределах середины глубины их пазов боковая поверхность пазов дисков имеет скругленные кромки. Выполнение выступов поводка клинообразными при передаче муфтой момента нагрузки создает условия для возникновения аксиальных составляющих окружной силы, воздействующих на каждый отдельный диск. Это способствует скорейшему перемещению и расслаблению пакета осевому перемещению и р.асслаблению пакета дисков при отключении муфты. Боковые поверхности плоских консольных пружин 6 в отключенном состоянии муфты параллельны ее оси, а при включенном прижимаются к боковым поверхностям выступов поводка за счет окружного усилия от момента нагрузки. Жесткость пружин 6 выбрана так, что она больше окружности усилия от остаточного вращаюшего момента, поэтому при отключении муфты диски 5 под действием пружин 6 равномерно распределяют по выступам 4 поводка, чем обеспечивается устранение остаточного вращающего момента. При включении муфты момент ее нарастает лишь после притяжения якоря, т. е. после окончания сжатия дисков, поэтому диски перемещаются вдоль пружин до их деформации, не испытывая дополнительного сопротивления, чем обеспечиваются стабильные начальные условия включения муфты. Формула изобретения Фрикционная многодисковая муфта, содержащая втулку с установленными на ней внутренними дисками и поводок с наружными дисками, установленными на его выступах, имеющих скосы на боковых поверхностях, направленные в сторону перемещения дисков при отключении муфты, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения времени спадания момента при отключении, величина остаточного вращающегося момента и улучшения начальных условий включения, скосы выполнены по всей длине выступов, а поводок снабжен плоскими пружинами, закрепленными консольно, расположенными вдоль боковых поверхностей выступов и имеющими жесткость, превышающую окружное усилие, создаваемое остаточным вращающим моментом муфты. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Татур О. Н. Конструкции управляемых муфт за рубежом, М., ЦИНТИАМ, 1963. 2.Патент ФРГ № 1208127, кл. 47 с. 11, 1966. 3.Патент ФРГ № 1073249, кл. 47 с. 15, 1950 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электромагнитная зубчатая муфта | 1978 |
|
SU898165A1 |
Гайковерт | 1981 |
|
SU954204A1 |
Устройство для гнутья листового стекла | 1980 |
|
SU895936A2 |
Реверсивная муфта свободного хода | 1971 |
|
SU418115A1 |
ДИСКОВЫЙ СИНХРОНИЗАТОР | 1996 |
|
RU2137956C1 |
Многодисковая фрикционная муфта | 1979 |
|
SU868172A1 |
ДВОЙНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ТРАНСМИССИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2017 |
|
RU2670340C1 |
Многодисковая фрикционная муфта А.В.абдуллаева | 1984 |
|
SU1278519A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗДВИГАНИЯ В СВОБОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ДИСКОВ ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ | 2018 |
|
RU2678638C1 |
МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 2005 |
|
RU2308623C2 |
Авторы
Даты
1980-05-15—Публикация
1978-07-07—Подача