(54) КАТУШКА ОБМОТКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ Изобретение отнсюится к электромаши ностроению, в частности к конструкции обмотки возбуждения преимущественно яв нопопюсной машины с жидкостным охлаждением. Известна катушка обмотки возбуждения, непосредственно охлаждаемая жидкостью Щ. Катушка содержит секции, которые выполнены из нескольких много- витковых сттирально намотанных из полого проводника плоских дисков, спа5шных твердым припоем, концевые вьтоды кагтушки - начало и конец крайних секций соединены электрически и гидравлически с напорным и сливным токове ущими коллекторами соответственно, а все ее секции соединеныпри помощи тройников и изолирующих трубчатых элементов элек трически последовательно и гидравлически параллелыю таким образом, что вся цепь катушки имеет непосредственное жи костное охлаждение. Недостатком такой катушки является сложность ее изготовления и ремонта. Известна также катушка обмотки воэбуждения, выполненная из полых проводников, содержащая соединенные между собой электрически последовательно и гидравлически параллельно секции, на торцах которых расположены полувитки их концевых частей 2, Секции катушки не схгдержат паяных соединений, а выполнены из единого полого проводника, причем вит ки одной секции размещены между витками другой. Технология изготовления такой катушки сложна, так как при намотке одной секции необходимо оставлять определенные зоны для размещения в них витков секции, и намотка второй севший затруднена иэ-за наличия уже намотанной секции. Из известных конструкций наиболее близкой к изобретению 5голяется вторая. Цель изобретения - упрощение изготовления катушки и ее ремонта, Это достигается тем, что секции катушки состыкованы торцами с размеш ни- ем иолувитков с противоположных сторон. На фиг, I и 2 представлена прелла- гаемая катушка, вид сверху; на фиг. 3 4 то же, вид слева;на 4мг. 5 и 6 - секции катушки с размещением полув ич. ков с противоположных сторон, вид спра ва: на фиг. 7 - то же, вид сверху; на фиг. 8 - то же, вид слева; «на фиг. 9 катушки из двух состыкованных торцами секций, вид справа;, на фиг. 10 - то же вид сверху;на фиг. 11 - то же, вид слева; на фиг. 12 - двухслойная катушк вид справа.Катушка обмотки возбуждения с винтовыми витками, непосредственно охпаж даеман жидкостью, вьтолнена из пол;ых. проводников.и содержит секции 1 и 2, на противоположных сторонах которых расположены их концевые части 3-6. В витках намотанной секции выпреосовьтаются междувитковые перегибы: пр водника. Витки при этом становятся пло кими, а в следствие того, что концевые части 4 и 6 вьтедены с противоположных сторон, на одном торце катушки он образуют полувиток 7. Другой торец секции образован полным плоским витком, причем торцовая плоскость перпендикулярна к оси катут лки. зо Такое конструктивное вьтолнение поэволяет увеличить коэффициент использования материала проводника и, кроме ТОГО, улучшает технологичность кат;|Тики, так как при ее монтаже на роторе электрической машины отпадает необход)мость в установке торцовых клиновидных прокладок.
При сборке секции 1 и 2 устанавливаются соосно. Сторона секции 1, имеющая концевые части, располагается напротив стороны секции 2, не имеющей концевых частей. В результате сборки все стороны катушки содержат одинаковое количество проводников.
При эксплуатации катушки охлаж, жидкость подается с одной ее сл роны, например через концевые части 3 и 5, двумя параллельными потоками, а сливается с другой стороны через кон- 50 цевые части 4 и 6. Таким образом, длина параллельньос гидравлических трактов соответствует длине проводника каждой из секций. При необходимости уменьшения длины гидравлического тракта катушку,- можно собрать из любого четного числа секций. С увеличением числа секций при заданном общем числе витков ка
к другой к середине стороны катушки спаяны мeж собой и объединены общими наконечниками для подачи и слива охлаждающей жидкости.
При эксплуатации катушки охлаждающая жидкость подается с одной ее стороны например, через концевые части 9, 11, 14, 16 в четыре параллельные ветви, а ели-
вается с другой стороны катушки через концевые части Ю, 12, 15, 17.
При необходимости уменьшения длины гидравлического тракта, как у однослойной, так и у /щухслойной катушек катуш-
ку можно собрать из любого четного числа секций.
Секции вьтопняются по одному и тому же технологическому циклу, упрощается технология изоляции.. секции, при выхоторцами с размещением полувитков с противоположных сторон упрощает изготовление и ремонт катушек обмотки возбуждения электрической машины.
Формула изобретения
Катущка обмотки возбуждения, преимущественно 5ШНОПОЛЮСНОЙ машины с жи№714тушки соответственно уменьшается число витков в каждой из секций и длина параллельных гидравлических трактов. Электрически секции соединяются последовательно. В секцию 1 электрический ток подается через концевую часть 3. Для электрического соединения концевые части 4 и 6 могут быть подогнуты одна к другой, к середине стороны катушки и спаяны или соединены перемычкой без их изгиба. В двухслойной катушке второй слой образуется иб коаксиально расположенньк внутренних секций 8 с концевыми 9-12 и наружных секций 13 с концевыми частями 14-17. При сборке концевые части 9-12, внутренних секций подгибаются внутрь, после установки они отгибаются в рабочее положение. В остальном сборка двухслойной катушки аналогична- сборке однослойной, и все стороны катушки имеют одинаковое количество проводников по высоте. Электрически секции соединяются последовательно с помощью перемычек 18, 19 и 20. Конструкция двухслойной кafyшки может быть и без перемычек, для чего концевые части катушки, соединенные перемычками, должны быть подогнуты одна Д® из строя отдельной секции она заменяется. Таким образом, стыковка секций костным охлаждением, выполненная из полых проводников, содержащая соединенные межру собой электрически последовательно и гидравлически параллельно секции, на торцах которых расположены полу витки их концевых частей, отличи-, ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения изготовления и ремонта, указанные секции состыкованы торцами с разме- 7 271 Щением полувиткоб с противоположных сторон, Мсточники информации, принятые во внимание ;при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 332540, кл. Н 02 К 3/22, 1970. 2.Патент Великобритании № 1203251, кл. Н 2 А (Н 02 К 3/22), 1970.
JL
Фиг. f
31
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротор явнополюсной электрической машины | 1982 |
|
SU1092653A1 |
Ротор электрической машины | 1976 |
|
SU616690A1 |
БЕСКОЛЛЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2013 |
|
RU2533886C1 |
Катушка обмотки возбуждения явнополюснойМАшиНы | 1975 |
|
SU853741A1 |
БЕСКОЛЛЕКТОРНЫЙ ДВУХРОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2013 |
|
RU2531029C1 |
Петлевая обмотка ротора турбогенератора с жидкостным охлаждением | 1990 |
|
SU1735969A1 |
ГЕНЕРАТОР ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2014 |
|
RU2556642C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБМОТКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ИЛИ ГЕНЕРАТОРА | 1992 |
|
RU2120174C1 |
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2054781C1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОКА | 2010 |
|
RU2521715C2 |
Риг.}
Pui.
Фиг. 5
Pus. 6
Vuz.l
1 П
Х-Х.,
/
20Щ
f/
J1 18 /4
-М-Л
X
9и. 10
/5
77 /
74
ff-.
75 10
фцг.11
Vus. 12
Авторы
Даты
1980-05-25—Публикация
1977-02-16—Подача