той полостей КО.риуса .селектора у правлекния равна удвоенному рабочем) ходу зоотника, paccTOHHiiie между второй и третьей шейками золотника селектора управлеия - удаоенн.01му рабочему ходу этого зоотника, а раостояике между остальными лейками - утроенному рабочему ходу золотника.
Талое расположение полостей в корпусе -шеек в золотн1И1ке, а также указанное .сочетание их размеров обеспечивает однозначную последовательность лспользоваяля четырех режимов работы селектора: экономический режим Э, дина мический режим Д, фиксацию любой ступени .в .коробке переач Ф, принудительное включение .низшей ступени Я.
На чертеже П0:каза.на гидрамеханйческая траномиссия с системой упр:авлеп1ия.
Она содержит гидротрансформатор /, фрикциолную муфту 2 его блак1ИровК|И, корус 3, которой связан с валам 4 двигателя (не показан), коробку передач 5 € фр1Бкционными элэманта-ми 6 и 7, корпус 8 которых Связан с валом 9 туроннного колеса Ю гидротрансформатора /.
Система управления, показанная в позиции Д .включенного динамического режима, .содержгит источник // давления рабочей жидкости, клалан 12 пер еключения .фрикционных элементов 6 и 7 ступеягей коробки передач 5, .клапана 13 блокировки гидротра1нсфор:матора d, датчик 14 нагрузки двигателя, датчик 15 скорост1И транспортного средства и селектор 16 управления.
На чертеже показан одпн клапан автоматического переключения |Ступеней, хотя их количество зависит от числа ступеней в автоматической коробке передач; /С(/г-1).
Источник // даз.ления соединен .каналом /7 через жиклер iS :С рабочей камерой 19 датчика 15 скорости, каналом 20 с .клапанам 12, каналом 21 с клаланом 13 блокировки гидротрансформатора л каналом 22 с
ВХОДО.М 23 датчика 14 нагрузки двигателя. )
Клапан 12 переключения фр.икциояиых элементов 6 и 7 и .клапан 13 блокировки гидротрансформатора представляет собой двухпозициоЕные го.лотниковые распределители да.влен|ия гидротрансфор:матора 1, золотники которых .находятся под воздействием протийоположно направленных усилий СО стороны датчиков .14 и 15 и могут свободно 1перемеш;ать:ся в крайние положения, фиксируемые пружинными упорами.
Клапа.н 12 каналом 24 сообщен .с фрикционным элементом 6 включения прямой ступени, причем о.дновременно ра-бочая поло:сть 25 фр.ик ционного элемента 7 включения понижающей ступени ка.налом 26 через клапан 12 сообщается с гадробаком. Ра-бочая полость 27 фрикционного элемента
2 каналом 28 сообш;ается через клапан 13 с источником / и с гидробаком.
Датчик 14 нагрузки двигателя содержит кор:пус 29 с подпружин-енным золотником 30.1л при1мыкаюш,им к .нему силовым элементом 31, размещенным в полости 32. Полость 33 выходного давления датчика 14 каналом 34 сообщается с селектором 16, каналом 35 с полостью 32 силового элемента 31, каналом 36 с клапа.ном 12 и каналом 37 с .клалаиОМ 13.
Селектор 16 Содержит корпус 38 с золотником 39, имеющим четыре полол ен.ия Э, Д, Ф. Н..
На золотнике 39 выполнены пять шеек 40-44, а в корпусе 38 семь полостей 45- 51, причем полости 45, 48 и 51 сообщены с гидробаком. Полость 46 сообщена с гидробако:м, а каналом 52 - с полостью 53 перед
торщом золотника 30 датч1ика 14 .нагрузки двигателя. Датчик /5 скорости каналом 54 сообщен с полостью 50 корпуса 38 селектора 16, каналом 5i5 f кла.паном 12 .и каналом 56 через полость 4.9 селектора 16, с .клаланом 13 блокировки гидротрансфорчматора. Положения золотника селектора фиксируются шарииками 57, с пружинами 58, контактирующими с каи1авка1ми 59 золотника. 39.
Гидромеханическая трансмиссия работает следую.щим образом.
При вращении вала 4 крутящий момент передается через кор.пус -3 .на гидротрансформатор / и с турбннного колеса ilO на вал
5 и корпус 8 фрикционных элементов 6 и 7. При включении фрикционного элемента понижающей ступени силовой поток передается через коробку передач к ведущим колесам, и транспортное средство трогается
с места.
При ддительном движ.ении ло хор.ошей дороге должен быть обеспечен эконо.мический режим переключения золотН|Ик.а 39 селектора 16, т. е. его левое крайнее положеиие. Включение экаиамического режима производится дибо вручную, либо автоматически по сигналу давления источника /, действующего на золотник 39 селектора при включении высшей - прямой ступени в коробке передач. В позиции Э шейка 41 разобщает канал 52 от гидробака и давление датч|Ика 14 нагрузки двигателя через каналы 34, полости 46 и 47 и канал 52 поступает в полость 53, воздействуя на золотник
30 и обеспечивая тем самым необходимую характеристику переключений ступеней вверх и вниз при отнооителыно низких скоростях движения на каждой ступени.
Одновременно шейка 43 золотника 39
селектора разобщает канал 55 с гидробаком и давление .датчика /5 .скорости подводится к клапану 13, чем обеспечивается возможность блокировки г,идротрансформатора, т. е. достин ение высо.ких эконснмичесйих по.казателей машины.
В случае необходимости интенсивного .pasroiHa .или при зхудшении условий движения водитель вручную включает следующее лоложение селектора - переводит его в позицию Д, показанную на чертеже сплошны- 5
ми ЛИ1НИЯ:МИ.
При этом полость 53 сообщается с пидробаком, ,и выходное давление датчика 14 нагрузки двигателя воздействует на силовой элемент 31, обеспечивая иную, чем на Ю экономическом .режиме, характеристику переключений ступеней как .кверх, так и йниз - при более высоких скоростях дв иженйя, что способствует .повышению динамических показателей машины, например, увеличению средних скоростей движения. Одновременно датчик 15 скорости разобщается с клапанОМ 13 блокировки гидротрансформатора, а лолость 49 сообщается с гидробаком, чем достигается постоянная 20 разблокировка гидротрансформатора на динамическом режиме. Использоваиие гидротра.нсформатора в тяжелых дорожных условиях позволяет получить оптимальное сочетание динамичесних .и экономических пока- 25 зателей транспортного средства.
В случае появления дикличиостп в условиях резко переменного сопротивления движению водитель устанавливает селектор B положение Ф, вьшлючая автоматику и 30 фиксируя ту пли иную ступень в коробке передач.
Такое положение позво.ляет ему лодоб:рать олтимальный скоростной режим движения без переключений, соответствующий 35 определенным условиям. В лолол ении Ф оба датчика 14 и 15 сообщаются с гидробаком: лр.и этом лолости 46 м 49 селектора 16 стаются соединенными с гадробаком.
Вследствие отсутствия оигиалое давле- 40 ия обоих датчиков силовое воздействие ;на клапаны 12 и 13 прекращается, и оди остаются в положениях, которые были зафдак- . сированы в момент перевода золотника 39 селектора 16 в положение Ф.45
В особо условиях движения, ри преодолении препятствий и в других случаях движения с малой скоростью, водитель переводит селектор в правое крайнее положение Я,, при котором принудительно 50 включается низшая ступень в коробке передач. При правом крайнем положении золотика 39 селектора 16 датчик 15 скорости стается сообщенным с гидробаком, а датик 14 нагрузки двигателя разобщается с 55 гидробаком.
Одно.временио канал 52 р.азобщается с идробаком шейкой 40 золотника 39 селектора. Вследствие этого выходное давление датчика 14 каналом 34 через .полости 4,6 я 60 7-ц канал 52 соо бщается с полостью 55, обеспечивая силовое одиостораппее воздействие на клапа.ны 12 и 13, в результате которо.го произойдет включение низшей ступени в коробке передач.65
При переводе селектора из правого крайнего положения в левое крайнее все фуикпии будут обеспечены в обратном по|ряДкё. В предлагаемо м устройстве получение двух дополнительных функций осуществлено без существенного усложнения конструкции селектора, поскольку кол ичество полостей в корпусе не увеличилось .по срав.Нению с селектором, обеспечивающим только д:за стациояарных режима переключения ступеней, т. е. динамический и эконом|ический режимы. Такое решение оказалось возможным вследстаие при1нятой последовательности подключ1еН|ИЯ датчиков к селектору и клапанам управления фрикционными элементами, а также за счет определенного соотношения ширины рабочих полостей селектора, а также шеек его золо тника. Послед.чее услов|Ие состоит в том, что ширина полостей 4S и 50 корпуса 38 селектора 16 управления ра:вна удвоенному рабочему ходу золотника 39, расстояние между шейками 41 м 42 золотника 39 .селектора - удвоенному рабочему хо.ду золотника, а расстояние между остальными шейка1ми - утроенному рабочему ходу золотника.
Формула и 3 о б .р е т е и и я
Гидромеханическая -трансмиссия транспортного средства, содержащая ги.дротран.сформатор с фрикционной .муфтой его блокировки, коробку .передач с фрикционными элементами и систему управления, состоящую из клапанов автама-тического переключения ступеней .коробки передач и блокировки гидротрансформатора, сообщенных с источникомдавления рабочей жидкости, датчика скорости транспортного средства, датчика нагрузки .двигателя, сообщенного своим вхо.дам с источником давления рабочей жидкости .и имеющего силовой элемент, контактирующий с подпружиненным золотником, И селектора управления, вылоляенного в виде золотнвка с пятью лоследователыно раслоложенными шейками, установленного в корпусе, имеющем, по крайней мере, семь лоследовательно расположенных полостей, из которых первая, четвертая и седьмая сообщены с гидробаком, вторая и третья сообщены соответственно с полостью перед золотником и выходом датчика нагрузки двигателя, причем ширина первой, .второй, третьей, пятой и седьмой полостей ко-рпуса и всех шеек золотника селектора равна его рабочему ходу, о т л .и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности работы путел обеспечения ф.иксации любой ступени в коробке передач и возможности принудительного включения низшей ст пенн, в систаме управления золотник селектора управления установлен в корпусе в .возмол ностью перекрытия своей пер.вой шейкой первой полости корпуса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1977 |
|
SU740547A1 |
Устройство для двухпрограммного управления фрикционными элементами транспортной машины | 1976 |
|
SU616169A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1981 |
|
SU965815A1 |
Устройство для автоматического управления фрикционными элементами гидромеханической передачи | 1976 |
|
SU680924A1 |
Гидромеханическая трансмиссияТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU852648A1 |
Система автоматического управления трансмиссией транспортного средства | 1966 |
|
SU887286A1 |
Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1094767A1 |
Устройство автоматического управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства | 1984 |
|
SU1191325A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1980 |
|
SU971686A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1979 |
|
SU787202A1 |
Авторы
Даты
1980-05-30—Публикация
1977-09-30—Подача