Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Советский патент 1980 года по МПК B60K41/06 

Описание патента на изобретение SU737259A1

той полостей КО.риуса .селектора у правлекния равна удвоенному рабочем) ходу зоотника, paccTOHHiiie между второй и третьей шейками золотника селектора управлеия - удаоенн.01му рабочему ходу этого зоотника, а раостояике между остальными лейками - утроенному рабочему ходу золотника.

Талое расположение полостей в корпусе -шеек в золотн1И1ке, а также указанное .сочетание их размеров обеспечивает однозначную последовательность лспользоваяля четырех режимов работы селектора: экономический режим Э, дина мический режим Д, фиксацию любой ступени .в .коробке переач Ф, принудительное включение .низшей ступени Я.

На чертеже П0:каза.на гидрамеханйческая траномиссия с системой упр:авлеп1ия.

Она содержит гидротрансформатор /, фрикциолную муфту 2 его блак1ИровК|И, корус 3, которой связан с валам 4 двигателя (не показан), коробку передач 5 € фр1Бкционными элэманта-ми 6 и 7, корпус 8 которых Связан с валом 9 туроннного колеса Ю гидротрансформатора /.

Система управления, показанная в позиции Д .включенного динамического режима, .содержгит источник // давления рабочей жидкости, клалан 12 пер еключения .фрикционных элементов 6 и 7 ступеягей коробки передач 5, .клапана 13 блокировки гидротра1нсфор:матора d, датчик 14 нагрузки двигателя, датчик 15 скорост1И транспортного средства и селектор 16 управления.

На чертеже показан одпн клапан автоматического переключения |Ступеней, хотя их количество зависит от числа ступеней в автоматической коробке передач; /С(/г-1).

Источник // даз.ления соединен .каналом /7 через жиклер iS :С рабочей камерой 19 датчика 15 скорости, каналом 20 с .клапанам 12, каналом 21 с клаланом 13 блокировки гидротрансформатора л каналом 22 с

ВХОДО.М 23 датчика 14 нагрузки двигателя. )

Клапан 12 переключения фр.икциояиых элементов 6 и 7 и .клапан 13 блокировки гидротрансформатора представляет собой двухпозициоЕные го.лотниковые распределители да.влен|ия гидротрансфор:матора 1, золотники которых .находятся под воздействием протийоположно направленных усилий СО стороны датчиков .14 и 15 и могут свободно 1перемеш;ать:ся в крайние положения, фиксируемые пружинными упорами.

Клапа.н 12 каналом 24 сообщен .с фрикционным элементом 6 включения прямой ступени, причем о.дновременно ра-бочая поло:сть 25 фр.ик ционного элемента 7 включения понижающей ступени ка.налом 26 через клапан 12 сообщается с гадробаком. Ра-бочая полость 27 фрикционного элемента

2 каналом 28 сообш;ается через клапан 13 с источником / и с гидробаком.

Датчик 14 нагрузки двигателя содержит кор:пус 29 с подпружин-енным золотником 30.1л при1мыкаюш,им к .нему силовым элементом 31, размещенным в полости 32. Полость 33 выходного давления датчика 14 каналом 34 сообщается с селектором 16, каналом 35 с полостью 32 силового элемента 31, каналом 36 с клапа.ном 12 и каналом 37 с .клалаиОМ 13.

Селектор 16 Содержит корпус 38 с золотником 39, имеющим четыре полол ен.ия Э, Д, Ф. Н..

На золотнике 39 выполнены пять шеек 40-44, а в корпусе 38 семь полостей 45- 51, причем полости 45, 48 и 51 сообщены с гидробаком. Полость 46 сообщена с гидробако:м, а каналом 52 - с полостью 53 перед

торщом золотника 30 датч1ика 14 .нагрузки двигателя. Датчик /5 скорости каналом 54 сообщен с полостью 50 корпуса 38 селектора 16, каналом 5i5 f кла.паном 12 .и каналом 56 через полость 4.9 селектора 16, с .клаланом 13 блокировки гидротрансфорчматора. Положения золотника селектора фиксируются шарииками 57, с пружинами 58, контактирующими с каи1авка1ми 59 золотника. 39.

Гидромеханическая трансмиссия работает следую.щим образом.

При вращении вала 4 крутящий момент передается через кор.пус -3 .на гидротрансформатор / и с турбннного колеса ilO на вал

5 и корпус 8 фрикционных элементов 6 и 7. При включении фрикционного элемента понижающей ступени силовой поток передается через коробку передач к ведущим колесам, и транспортное средство трогается

с места.

При ддительном движ.ении ло хор.ошей дороге должен быть обеспечен эконо.мический режим переключения золотН|Ик.а 39 селектора 16, т. е. его левое крайнее положеиие. Включение экаиамического режима производится дибо вручную, либо автоматически по сигналу давления источника /, действующего на золотник 39 селектора при включении высшей - прямой ступени в коробке передач. В позиции Э шейка 41 разобщает канал 52 от гидробака и давление датч|Ика 14 нагрузки двигателя через каналы 34, полости 46 и 47 и канал 52 поступает в полость 53, воздействуя на золотник

30 и обеспечивая тем самым необходимую характеристику переключений ступеней вверх и вниз при отнооителыно низких скоростях движения на каждой ступени.

Одновременно шейка 43 золотника 39

селектора разобщает канал 55 с гидробаком и давление .датчика /5 .скорости подводится к клапану 13, чем обеспечивается возможность блокировки г,идротрансформатора, т. е. достин ение высо.ких эконснмичесйих по.казателей машины.

В случае необходимости интенсивного .pasroiHa .или при зхудшении условий движения водитель вручную включает следующее лоложение селектора - переводит его в позицию Д, показанную на чертеже сплошны- 5

ми ЛИ1НИЯ:МИ.

При этом полость 53 сообщается с пидробаком, ,и выходное давление датчика 14 нагрузки двигателя воздействует на силовой элемент 31, обеспечивая иную, чем на Ю экономическом .режиме, характеристику переключений ступеней как .кверх, так и йниз - при более высоких скоростях дв иженйя, что способствует .повышению динамических показателей машины, например, увеличению средних скоростей движения. Одновременно датчик 15 скорости разобщается с клапанОМ 13 блокировки гидротрансформатора, а лолость 49 сообщается с гидробаком, чем достигается постоянная 20 разблокировка гидротрансформатора на динамическом режиме. Использоваиие гидротра.нсформатора в тяжелых дорожных условиях позволяет получить оптимальное сочетание динамичесних .и экономических пока- 25 зателей транспортного средства.

В случае появления дикличиостп в условиях резко переменного сопротивления движению водитель устанавливает селектор B положение Ф, вьшлючая автоматику и 30 фиксируя ту пли иную ступень в коробке передач.

Такое положение позво.ляет ему лодоб:рать олтимальный скоростной режим движения без переключений, соответствующий 35 определенным условиям. В лолол ении Ф оба датчика 14 и 15 сообщаются с гидробаком: лр.и этом лолости 46 м 49 селектора 16 стаются соединенными с гадробаком.

Вследствие отсутствия оигиалое давле- 40 ия обоих датчиков силовое воздействие ;на клапаны 12 и 13 прекращается, и оди остаются в положениях, которые были зафдак- . сированы в момент перевода золотника 39 селектора 16 в положение Ф.45

В особо условиях движения, ри преодолении препятствий и в других случаях движения с малой скоростью, водитель переводит селектор в правое крайнее положение Я,, при котором принудительно 50 включается низшая ступень в коробке передач. При правом крайнем положении золотика 39 селектора 16 датчик 15 скорости стается сообщенным с гидробаком, а датик 14 нагрузки двигателя разобщается с 55 гидробаком.

Одно.временио канал 52 р.азобщается с идробаком шейкой 40 золотника 39 селектора. Вследствие этого выходное давление датчика 14 каналом 34 через .полости 4,6 я 60 7-ц канал 52 соо бщается с полостью 55, обеспечивая силовое одиостораппее воздействие на клапа.ны 12 и 13, в результате которо.го произойдет включение низшей ступени в коробке передач.65

При переводе селектора из правого крайнего положения в левое крайнее все фуикпии будут обеспечены в обратном по|ряДкё. В предлагаемо м устройстве получение двух дополнительных функций осуществлено без существенного усложнения конструкции селектора, поскольку кол ичество полостей в корпусе не увеличилось .по срав.Нению с селектором, обеспечивающим только д:за стациояарных режима переключения ступеней, т. е. динамический и эконом|ический режимы. Такое решение оказалось возможным вследстаие при1нятой последовательности подключ1еН|ИЯ датчиков к селектору и клапанам управления фрикционными элементами, а также за счет определенного соотношения ширины рабочих полостей селектора, а также шеек его золо тника. Послед.чее услов|Ие состоит в том, что ширина полостей 4S и 50 корпуса 38 селектора 16 управления ра:вна удвоенному рабочему ходу золотника 39, расстояние между шейками 41 м 42 золотника 39 .селектора - удвоенному рабочему хо.ду золотника, а расстояние между остальными шейка1ми - утроенному рабочему ходу золотника.

Формула и 3 о б .р е т е и и я

Гидромеханическая -трансмиссия транспортного средства, содержащая ги.дротран.сформатор с фрикционной .муфтой его блокировки, коробку .передач с фрикционными элементами и систему управления, состоящую из клапанов автама-тического переключения ступеней .коробки передач и блокировки гидротрансформатора, сообщенных с источникомдавления рабочей жидкости, датчика скорости транспортного средства, датчика нагрузки .двигателя, сообщенного своим вхо.дам с источником давления рабочей жидкости .и имеющего силовой элемент, контактирующий с подпружиненным золотником, И селектора управления, вылоляенного в виде золотнвка с пятью лоследователыно раслоложенными шейками, установленного в корпусе, имеющем, по крайней мере, семь лоследовательно расположенных полостей, из которых первая, четвертая и седьмая сообщены с гидробаком, вторая и третья сообщены соответственно с полостью перед золотником и выходом датчика нагрузки двигателя, причем ширина первой, .второй, третьей, пятой и седьмой полостей ко-рпуса и всех шеек золотника селектора равна его рабочему ходу, о т л .и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности работы путел обеспечения ф.иксации любой ступени в коробке передач и возможности принудительного включения низшей ст пенн, в систаме управления золотник селектора управления установлен в корпусе в .возмол ностью перекрытия своей пер.вой шейкой первой полости корпуса.

Похожие патенты SU737259A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1977
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU740547A1
Устройство для двухпрограммного управления фрикционными элементами транспортной машины 1976
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU616169A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1981
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU965815A1
Устройство для автоматического управления фрикционными элементами гидромеханической передачи 1976
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU680924A1
Гидромеханическая трансмиссияТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1979
  • Лаврентьев Владимир Борисович
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU852648A1
Система автоматического управления трансмиссией транспортного средства 1966
  • Красневский Леонид Григорьевич
SU887286A1
Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства 1983
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1094767A1
Устройство автоматического управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства 1984
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1191325A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1980
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Соболев Юрий Иванович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Шестопалов Владимир Васильевич
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU971686A1
Трансмиссия транспортного средства 1979
  • Шурлапов Юрий Серафимович
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
SU787202A1

Реферат патента 1980 года Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

Формула изобретения SU 737 259 A1

SU 737 259 A1

Авторы

Соколовский Владимир Исаакович

Шурлапов Юрий Серафимович

Даты

1980-05-30Публикация

1977-09-30Подача