Устройство для двухпрограммного управления фрикционными элементами транспортной машины Советский патент 1978 года по МПК B60K41/06 

Описание патента на изобретение SU616169A1

ровки гидротрансформатора, а пориень клапаца переключения имеет большую рабочую плопадь, чем поршень клапана локиро.вки гидротрансформатора.

Кроме того, с целью упрощения конструкции устройства, канал подачи жидкости от датчика нагрузки двигателя ожет быть постоянно соединен с поостью перед плунжером этого датчика.

На чертеже приведена схема устройства. :

Устройство для двухпрограммного правления фрикционными элементами состоит из источника 1 рабочей жидкости, клапана 2 перекшочения ступеней фрикционных.элементрв 3 и 4 {ступеней коробки передач), клапана 5 блокировки гидротрансформатора 6, сцепения 7. блокировки гидротрансформатора с фрикционным элементом 8, датчика 9 нагрузки двигателя, датчика 10 скорости машины и селектора 11.

Источник 1 рабочей жидкости соединен каналом 12 через жиклер 13 с рабочей камерой 14 датчика скорости, каналом 15 с клапаном 2 переключения ступеней, каналом 16 с клапаном 5 блокировки гидротрансформатора и каналом 17 с датчиком 9.нагрузки двигателя.

Клапан переключенияiступеней содержит корпус 18, распределительный золотник 19, поршень 20, находя1дийся под воздействием датчика скорости, поршень 21 включения высаией ступени элемента 3 и плунжер 2-2 включения низшей ступени элемента 4, а также пружину 23, размещенную между неподвижным упором 24, закрепленным на хвостовике 25 золотника 1§, и стенкой 26 корпуса 18.

Клапан 5 блокировки гидротрансформатора содержит корпус 27 с размещенрым внутри него золотником 28, к одно1«1у из концов которого примыкает поршень 29 j находящийся под воздействием датчика скорос1;и, а к противоположному концу х ршень 30 и плунжер 31элемента 8.

Датчик 9 нагрузки двигателя состоит из корпуса 32, золотника 33 с пружиной 34, размещенной внутри подвижной втулки 35, находящейся под воздействием толкателя 36, связанного кинематической цепью с педалью подачи топлива к двигателю, а также плуН жера 37, примыкающего к золотнику 33 и размещенного в корпусе 38, заглушенном крышкой 39.

Селектор 11 содержит корпус 40, в котором подвижно установлен двух-позиционный золотник 41, рабочую полость 42, соединенную каналом 43 с датчиком скорости и смежные секции (44 и 45, одна из которых соединена каналом 46 с рабочей камерой 47 поршня клапана переключения ступеней, а другая секция - каналом 48 с рабочей камерой 49 поршня клапана блокировки гидротрансформатора, причем секция 45 имеет соседнюю с ней секцию 50, соединенную со сливом.

Датчик 9 нагрузки двигателя соединен каналом 51 с секцией 52 селектора 11, а смежная с ней секция 53 соединена каналом 54 с полостью 55 перед торцем золотника- 33 датчика. Полость 56 выходного давления датчика 9 .соединена каналом 57 с полостью 58 перед плунжером 37, каналом 59 с полостью перед плунжером 31 и каналом

5 60. с полостью перед плунжером 22.

Клапан 5 блокировки гидротрансформатора содержит полость 61, находящуюся под воздей-ствиём источника 1 рабочей жидкости и имеющую соседнюю

0 с ней полость 62, соединенную каналом 63 со сцеплением 7 блокировки гидротрансформатора, причем смежная с ней полость 64 соединена со сливом.

g :клапан 2 переключения фрикционных элементов содержит полость 65, находящуюся под воздействием источника 1 рабочей жидкости, а также смежную с ней полость 66, которая каналом 67 сое,динена с элементом 3 включения высшей ступени, и смежную полость 68, которая каналом 69 соединена с элементом 4 включения низшей ступени.

Полости 65 и 68 имеют смежные полости 70, соединенные со сливом. С коленчатым валом 71 двигателя связано насосное колесо 72 гидротрансформатора б,а вал 73 турбины 74 гидротрансформатора связан с фрикционным элементом сцепления 7 блокировки гидротрансформатора и с корпусом 75 элементов 3 и 4, на котором размещена камера 14 датчика сксфости. Плунжер 37 датчика нагрузки двигателя имеет меньшее сечен1|.е, чем золотник

33 этого датчика. Плунжер 31 выключения элемента 8 имеет большое сечекие, чем плунжер 22 вк вочения элемента 4, поршень 30 включения элемента 8 имеет меньшее сечение, чем поршень 21 включения элемента 3, а поршни 20 и 29 выполнены по сечеиию одинаковыми.

. Устройство работает следующим образом. При правом крайнем положении (показано на чертеже, сплсшнымш линиями.) золотника 41 селектора 11, которое устанавливается при длительном движении машины в тяжелых дорожных условиях, например, на бездорожьег полость 56 выходного давления датчика 9 нагрузки двигателя соединена каналом 57 с полостью 58.перед плунжером 37. При этом выходное давление датчика 9 имеет характеристику, обеспечивающую при воздействии давления этого датчика на плунжер 22 или

поршень 21 клапана переключения ступеней программу переключения, соответствующую получению оптимальных динамических показателей машины. Одновременно с этим секция 45 разобщена от полости 42 шейкой золотника 41, вследствие чего в камере 49 клапана блокировки гидротрансформатора давление отсутствует и, сутедовательно, золотник 28 этого клапана находится в правом крайнем положении. При этом сцепление 7 блокировки сообщено со сливе и гидротрансформатрр на этом режиме постоянно разблокирован, что при движении в тяжелых дорожных условиях является необходимым условием для повьшения средних скоростей движения и проходимости мацшны на местности. Сдвигая золотник 41 селектора 11 в левое крайнее положение (показано на чертеже штрих-пунктирными линиями), что соответствует длительному движению машины по хорошей дороге, полость 56 выходного давления датчика 9 нагрузки двигателя каналом 51 через секции 52 и 53 селектора 11 и каналом 54 сообщается с полостью 55 перед торцам золотника 33, иметаего болылую , чем плунжер 37 этого датчика. Щж этом характеристика выходного давления становится иной и обеспечивает при воздействии этого давления через каНсШ 60 на плунжер 22 или поршень 21 клапана переключения ступеней программу переключения, соответствующую получению оптимальных экономических показателей транспортной машины.

Одновременно с этим при левом положении золотника 41 селектора Давление датчика скорости через канал 43 и рабочую полость 42 селектора сообщается с секцией 45 и далее каналом 48 с камерой 49 поршня 29 клапана 5, создавая возможность блокировки гидротрансформатора на режиме работы автоматического управления.

Поскольку рабочие камеры клапанов 2 и 5, ыаходяциеся под воздействием. датчика 10 скорости, выполнены одинакового сечения а плунжер 31 по сечению больше, ч&л плунжер 22, Фо разблокировка гидротрансформатора пр замедлении машины произойдет раньше, включится понижающая ступень в коробке передач.

Соответственно из-за того, что пошень 2.1 больше поршня 30, блокировка гидротрансформатора произойдет раньш чем включится повышающая передача в коробке передач. Заданная последовательность работы клапана переключени ступеней и клапана блокировки гидротрансформатора позволяет, подбирая

соотнсшение площадей плунжера и поршней, получить оптимальное сочетание динамических и экономических показателей при длительном движении машины по хорсйцей дороге.

Формула изобретения

1.Устройство для двухпрограммного управления фрикционными элементами транспортной мгипины, содержащее кла10пАн переключения ступеней, имеющий плунжер и сообщающий их гидравлические цилиндры по заданным программам с источником рабочей жидкости и со сливом по сигналам давления от дат15чика скорости машины и датчика нагрузки двигателя, имеющего плунжер для взаимодействия с подпружиненным золотником, упор пружины, связанный кинематически с педалью подачи топли0ва к двигателю, а также подвижно установленный двухпозиционный селектор, отличающееся тем,чта7С целью получения оптимальных топливноэкономических показателей машины с

5 гидромеханической трансмиссией, оно снабжено клапаном блокировки гидротрансформатора с плунжером и поршнем, а селектор выполнен с четырьмя допрлнигельйыми рабочими полостями, пер0вая из которых соединена каналом с датчиком скорости, дведругие, смежные с ней, сообщены соответственно

с клапаном переключения ступеней с плунжером и поршнем и клапаном блокировки гидротрансформатора, а чет5вертая - со сливом.

2.Устройство ПОП.1, отличающееся тем, что размеры

рабочих полостей всех клапанов, на0ходящихся под давлением датчика скорости выполнены одинаковыми, при этомплунжер клапана переключения ступеней имеет меньшую рабочую площадь, чем плунжер клапана блокировки

5 гидротрансфсч матора, а поршень клапана йереключени я имеет большую рабочую площадь, «ем поршень клапана блокировки гидротрансформатора.

0

3.Устройство ПОП.1, отличающееся тем, что, с целью упр адения конструкции, канал подачи жидкости от датчика нагрузки двигателя постоянно соединен с полостью

5 перед плунжером этого датчика.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1.Стенин С.П., Яковенко Е.А. Гидродинамические передачи, М., Машиностроение , 1973, с.208-209.

2.Авторское свидетельство СССР 393135, кл. В 60 К 21/06, 1973.

Похожие патенты SU616169A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1977
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU740547A1
Устройство для автоматического управления фрикционными элементами гидромеханической передачи 1976
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU680924A1
Система автоматического управления трансмиссией транспортного средства 1966
  • Красневский Леонид Григорьевич
SU887286A1
Система управления переключением ступеней трансмиссии транспортного средства 1978
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU753690A1
Устройство автоматического управления фрикционным элементам многоступенчатой гидромеханической трансмиссии с трехступеннчатой коробкой передач и демультипликатором 1975
  • Лаврентьев Владимир Борисович
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Чередниченко Юрий Иванович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU551206A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1977
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU737259A1
Система управления полуавтоматической трансмиссией транспортного средства 1976
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU608674A1
Устройство автоматического управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства 1984
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1191325A1
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией 1989
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
SU1801804A1
Система управления переключением ступеней трансмиссии транспортного средства 1982
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1046131A1

Иллюстрации к изобретению SU 616 169 A1

Реферат патента 1978 года Устройство для двухпрограммного управления фрикционными элементами транспортной машины

Формула изобретения SU 616 169 A1

SU 616 169 A1

Авторы

Соколовский Владимир Исаакович

Шурлапов Юрий Серафимович

Даты

1978-07-25Публикация

1976-04-09Подача