ровки гидротрансформатора, а пориень клапаца переключения имеет большую рабочую плопадь, чем поршень клапана локиро.вки гидротрансформатора.
Кроме того, с целью упрощения конструкции устройства, канал подачи жидкости от датчика нагрузки двигателя ожет быть постоянно соединен с поостью перед плунжером этого датчика.
На чертеже приведена схема устройства. :
Устройство для двухпрограммного правления фрикционными элементами состоит из источника 1 рабочей жидкости, клапана 2 перекшочения ступеней фрикционных.элементрв 3 и 4 {ступеней коробки передач), клапана 5 блокировки гидротрансформатора 6, сцепения 7. блокировки гидротрансформатора с фрикционным элементом 8, датчика 9 нагрузки двигателя, датчика 10 скорости машины и селектора 11.
Источник 1 рабочей жидкости соединен каналом 12 через жиклер 13 с рабочей камерой 14 датчика скорости, каналом 15 с клапаном 2 переключения ступеней, каналом 16 с клапаном 5 блокировки гидротрансформатора и каналом 17 с датчиком 9.нагрузки двигателя.
Клапан переключенияiступеней содержит корпус 18, распределительный золотник 19, поршень 20, находя1дийся под воздействием датчика скорости, поршень 21 включения высаией ступени элемента 3 и плунжер 2-2 включения низшей ступени элемента 4, а также пружину 23, размещенную между неподвижным упором 24, закрепленным на хвостовике 25 золотника 1§, и стенкой 26 корпуса 18.
Клапан 5 блокировки гидротрансформатора содержит корпус 27 с размещенрым внутри него золотником 28, к одно1«1у из концов которого примыкает поршень 29 j находящийся под воздействием датчика скорос1;и, а к противоположному концу х ршень 30 и плунжер 31элемента 8.
Датчик 9 нагрузки двигателя состоит из корпуса 32, золотника 33 с пружиной 34, размещенной внутри подвижной втулки 35, находящейся под воздействием толкателя 36, связанного кинематической цепью с педалью подачи топлива к двигателю, а также плуН жера 37, примыкающего к золотнику 33 и размещенного в корпусе 38, заглушенном крышкой 39.
Селектор 11 содержит корпус 40, в котором подвижно установлен двух-позиционный золотник 41, рабочую полость 42, соединенную каналом 43 с датчиком скорости и смежные секции (44 и 45, одна из которых соединена каналом 46 с рабочей камерой 47 поршня клапана переключения ступеней, а другая секция - каналом 48 с рабочей камерой 49 поршня клапана блокировки гидротрансформатора, причем секция 45 имеет соседнюю с ней секцию 50, соединенную со сливом.
Датчик 9 нагрузки двигателя соединен каналом 51 с секцией 52 селектора 11, а смежная с ней секция 53 соединена каналом 54 с полостью 55 перед торцем золотника- 33 датчика. Полость 56 выходного давления датчика 9 .соединена каналом 57 с полостью 58 перед плунжером 37, каналом 59 с полостью перед плунжером 31 и каналом
5 60. с полостью перед плунжером 22.
Клапан 5 блокировки гидротрансформатора содержит полость 61, находящуюся под воздей-ствиём источника 1 рабочей жидкости и имеющую соседнюю
0 с ней полость 62, соединенную каналом 63 со сцеплением 7 блокировки гидротрансформатора, причем смежная с ней полость 64 соединена со сливом.
g :клапан 2 переключения фрикционных элементов содержит полость 65, находящуюся под воздействием источника 1 рабочей жидкости, а также смежную с ней полость 66, которая каналом 67 сое,динена с элементом 3 включения высшей ступени, и смежную полость 68, которая каналом 69 соединена с элементом 4 включения низшей ступени.
Полости 65 и 68 имеют смежные полости 70, соединенные со сливом. С коленчатым валом 71 двигателя связано насосное колесо 72 гидротрансформатора б,а вал 73 турбины 74 гидротрансформатора связан с фрикционным элементом сцепления 7 блокировки гидротрансформатора и с корпусом 75 элементов 3 и 4, на котором размещена камера 14 датчика сксфости. Плунжер 37 датчика нагрузки двигателя имеет меньшее сечен1|.е, чем золотник
33 этого датчика. Плунжер 31 выключения элемента 8 имеет большое сечекие, чем плунжер 22 вк вочения элемента 4, поршень 30 включения элемента 8 имеет меньшее сечение, чем поршень 21 включения элемента 3, а поршни 20 и 29 выполнены по сечеиию одинаковыми.
. Устройство работает следующим образом. При правом крайнем положении (показано на чертеже, сплсшнымш линиями.) золотника 41 селектора 11, которое устанавливается при длительном движении машины в тяжелых дорожных условиях, например, на бездорожьег полость 56 выходного давления датчика 9 нагрузки двигателя соединена каналом 57 с полостью 58.перед плунжером 37. При этом выходное давление датчика 9 имеет характеристику, обеспечивающую при воздействии давления этого датчика на плунжер 22 или
поршень 21 клапана переключения ступеней программу переключения, соответствующую получению оптимальных динамических показателей машины. Одновременно с этим секция 45 разобщена от полости 42 шейкой золотника 41, вследствие чего в камере 49 клапана блокировки гидротрансформатора давление отсутствует и, сутедовательно, золотник 28 этого клапана находится в правом крайнем положении. При этом сцепление 7 блокировки сообщено со сливе и гидротрансформатрр на этом режиме постоянно разблокирован, что при движении в тяжелых дорожных условиях является необходимым условием для повьшения средних скоростей движения и проходимости мацшны на местности. Сдвигая золотник 41 селектора 11 в левое крайнее положение (показано на чертеже штрих-пунктирными линиями), что соответствует длительному движению машины по хорошей дороге, полость 56 выходного давления датчика 9 нагрузки двигателя каналом 51 через секции 52 и 53 селектора 11 и каналом 54 сообщается с полостью 55 перед торцам золотника 33, иметаего болылую , чем плунжер 37 этого датчика. Щж этом характеристика выходного давления становится иной и обеспечивает при воздействии этого давления через каНсШ 60 на плунжер 22 или поршень 21 клапана переключения ступеней программу переключения, соответствующую получению оптимальных экономических показателей транспортной машины.
Одновременно с этим при левом положении золотника 41 селектора Давление датчика скорости через канал 43 и рабочую полость 42 селектора сообщается с секцией 45 и далее каналом 48 с камерой 49 поршня 29 клапана 5, создавая возможность блокировки гидротрансформатора на режиме работы автоматического управления.
Поскольку рабочие камеры клапанов 2 и 5, ыаходяциеся под воздействием. датчика 10 скорости, выполнены одинакового сечения а плунжер 31 по сечению больше, ч&л плунжер 22, Фо разблокировка гидротрансформатора пр замедлении машины произойдет раньше, включится понижающая ступень в коробке передач.
Соответственно из-за того, что пошень 2.1 больше поршня 30, блокировка гидротрансформатора произойдет раньш чем включится повышающая передача в коробке передач. Заданная последовательность работы клапана переключени ступеней и клапана блокировки гидротрансформатора позволяет, подбирая
соотнсшение площадей плунжера и поршней, получить оптимальное сочетание динамических и экономических показателей при длительном движении машины по хорсйцей дороге.
Формула изобретения
1.Устройство для двухпрограммного управления фрикционными элементами транспортной мгипины, содержащее кла10пАн переключения ступеней, имеющий плунжер и сообщающий их гидравлические цилиндры по заданным программам с источником рабочей жидкости и со сливом по сигналам давления от дат15чика скорости машины и датчика нагрузки двигателя, имеющего плунжер для взаимодействия с подпружиненным золотником, упор пружины, связанный кинематически с педалью подачи топли0ва к двигателю, а также подвижно установленный двухпозиционный селектор, отличающееся тем,чта7С целью получения оптимальных топливноэкономических показателей машины с
5 гидромеханической трансмиссией, оно снабжено клапаном блокировки гидротрансформатора с плунжером и поршнем, а селектор выполнен с четырьмя допрлнигельйыми рабочими полостями, пер0вая из которых соединена каналом с датчиком скорости, дведругие, смежные с ней, сообщены соответственно
с клапаном переключения ступеней с плунжером и поршнем и клапаном блокировки гидротрансформатора, а чет5вертая - со сливом.
2.Устройство ПОП.1, отличающееся тем, что размеры
рабочих полостей всех клапанов, на0ходящихся под давлением датчика скорости выполнены одинаковыми, при этомплунжер клапана переключения ступеней имеет меньшую рабочую площадь, чем плунжер клапана блокировки
5 гидротрансфсч матора, а поршень клапана йереключени я имеет большую рабочую площадь, «ем поршень клапана блокировки гидротрансформатора.
0
3.Устройство ПОП.1, отличающееся тем, что, с целью упр адения конструкции, канал подачи жидкости от датчика нагрузки двигателя постоянно соединен с полостью
5 перед плунжером этого датчика.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Стенин С.П., Яковенко Е.А. Гидродинамические передачи, М., Машиностроение , 1973, с.208-209.
2.Авторское свидетельство СССР 393135, кл. В 60 К 21/06, 1973.
Авторы
Даты
1978-07-25—Публикация
1976-04-09—Подача