Изобретение относится к транспортной iTexHiiKe, Известна гидромеханическая трансмио сия транспортного средства, содержащая гидротрансформатор с фрикционной его блокировки, переключаемую вручную коробку передач с фрикционными элемента ми и систему отправления, имеющую -клапан автоматической блокировки гидротрансфор матора, подгслюченный к датчику скорости транспортного средства и гндробаку через золотниковый селектор управления блокировкой гидротрансформат(фа и нсточник рабочей жиркости , В такой гидромеханической трансмио сии обеспечены два режима управления фрикционной муфтой блокирошси гаяротрано форматора, причем на динамическом резки ме ги/зротрансформаторпостоянно вЕпю чей (разблокирован), а на экономическом режиме обеспечена возможность автоматической блокировки и разблокировки гкцротраноформатора по двум параметрам - ско рости двиясения транспортного средства к нагрузке .двигателя. Недостаток ус1ройства заключается в том, что переход с одного режима работы на другой щзоизводится звучную, что уо пожняет управление транск иссией и правильный выбор реяашов, особенно в тяжелых условиях движення, характерных, аащзимер, для бездорожья. Цель изобретения - упрошегше гсроцео са управления трансмиссией; при обеспечении силового воздействия на селектор управления в моменты переключения ступ ней в коробке передач. Поставле1шая цель достигается тем, . что система управления снабжена клапаном ручного уаравлення фршщиошшмн элем&тами коробки передач, имеющим подпружвненный золотник, установленный соосно золотн1шу селектора отправления для взаимодействия с ним, при этом источник давления рабочей жидкости сообщен с клапаном автоматической блокировки гидротрансформатора через клапан ручнсго управления. Золотник клапана ручного управления вьтолнен с упором на конце и размещен в корпусе клапана селектора управления, а его пружина установлена на золотнике между корпусом и упором, находящимся под воздействием нажимного элемента, связагшого кинематической цепью с орга ном управления в кабине водителя. На чертеже показана предлагаемая гид ромеханическая трансмиссия с системой управления, содержащая гидротрансформа-тор 1, фрикционную муфту 2 его блокиров ки, коробку 3 передач с выходным валом 4, фрикционный элемент 5 переключения ступеней. Ги фoтpaнcфopмaтop 1 жестко связан с валом 6 двигателя (не показан). Система управления содержит источник 7 рабочей жидкости, клапан 8 автомаг тического управления фрикционной му4)той 2 гидротрансформатора 1, датчик 9 скорости машины, датчик 10 нагрузки двигателя, ручной селектор 11 и клапан 12 ручного управления фрикционным элементом коробки 3 передач. Клапан 8 содержит корпус 13, подпру- жиненный золотник 14с примыкающими к нему порщнями 15 и 16 и плунжер 17, Селектор 11 содержит корпус 18с золотником 19, имеющим два фиксированных положения. Фиксация золотника 19 осуществляется при помощи нарезанных на золотнике канавок 20, шарика 21 и пружины 22. Золотник 23 клапана 12 ручного управ ления фрикционным элементом 5 расположен соосно золотнику 19 селектора 11 и размещен в корпусе 18 селектора 11, при этом хвостовик 24 золотника 23 нагходится под воздействием нажимного элемента 25,связанного кинематической цепью с органом управления в кабине водителя. Пружина 26 размешена между стенкой 27 корпуса 18 и упором 28, жестко Связанным с хвостовиком 24 золотника 2 Источник 7 рабочей жидкости соединен каналом 29 с полостью 30 клапана 12 ручного управления и через смежную полость 31 каналом 32 с клапаном 8 автоматического управления. Полость 31 каналом 33 сообщается с полостью 34 фрик ционного элемента 5 коробки передач. Дат чик 9 скорости каналом 35 сообщается с полостью 36 корпуса 18 селектора 11 и через смежную полость 37 каналом 38 с крайней полостью 39 клапана 12 ручног .го управления и каналом 40 с полостью 41 перед поршнем 15 клапана 8 автома тического управления. Полость 39 клапа|на 12 сообщается с гидробаком через смежную с ней полость 42, а полость 37 корпуса 18 селектора 11 сообщается с гидробаком через смежную с ней полость 3. Датчик 1О нагрузки двигателя сообщается каналом 44 с полостью 45 перед плунжером 17 и каналом 46 с полостью 47 перед поршнем 16 клапана 8 автоматического управления. . Клапан 8 автоматического управления каналом 48 сообщается с полостью 49 фрикциошой муфты 2. Турбинный вал 50 гидротрансформатора 1 жестко соединен-с корпусом S1 фрикционной муфты 5, разме щенной на входном валу 52 коробки 3 передач. Гидромеханическая трансмиссия работает следующим образом. При стоящем на месте транспортном средстве и работающем двигателе его вал . 6 вращает насосное колесо гидротрансформатора 1, и через турбинный вал 50 вра- щение передается на корпус 51 фрикционного элемента 5 коробки 3 передач Одновременно давление источника 7 рабочей ЖИД1СОСТИ каналами 29 и 33 через полости 30 и 31 ПОДВОДИТСЯ к фрикционному элементу 5. В результате этого начинает вращаться входной вал 52 трансмиссии, но автомобиль не трогается с места, так как рычаг управления коробкой передач находится Б нейтральном положении при котором вращение на выходной вал 4 коробки передач не передается. Для трогания с места водитель включает одну из пони кающих ступеней в коробке передач, для чего предварительно разрьшает силовой поток (разъединяет двигатель и трансмиссию) , воздействуя на золотник 23 клапана 12 с помощью нажимного элемента 25. При этом зожтник 23 из исходного правого крайнего положения перемещается в левое крайнее положение, при котором прекращается подвод давления источника 7 к фрикционному элементу 5, а его рабочая полость 34. сообщается с гидробаК.ОМ через полости 31 и 42 клапана 12 ручного переключения. Одно1 еменно при перемещении влево золотника 23 он воздействует на золотник 19 селектора 11, перемещая его в левое Kpaftiree положение, при котором датчик 9 скорости сообщается через полости 36 и 37 корпуса 18 селектора и канал 40 с рабочей полостью 41 поршня 15. клапана 8 автоматического управления. 574 По окончании включения низшей ступеШ1 в коробке передач воздействие на клапан 12 со стороны водителя прекращает ся, и его золотник 23 под действием irpyгашы 26 возвращается в правое крайнее положение, при котором давление источ ника 7 вновь подводится к фрикылонцому элементу S. Начинает вращаться выходной вал 4 1рансмиссии, и транспортное средство трогается с места. По мере разгона при определе1шом соотношегпш скорости движен1ш и положения, педали управления двигателем происходит автомати«ес кая блокировка гилфотрансформатора, при которой золотник 14 клапана 8 переходит в левое крайнее положение, а давление но точника 7 через каналы. 32 и 48 подводится к фрикционной муфте 2. Каждое последующее переключение сту пеней сопровождается перемещением золотника 23 клапана 12 ручного управления в левое крайнее положение, гфи котором происходит автоматическая разблоки ровка ги/фотрансформатора поскольку в левом крайнем положении давлехше датч&ка 9 скорости передается через полости 39 и 42 гидробаку. Вследствие этого золотник 14 под действием давления со сто роны датчика 10 нагрузки двигателя и пру )кины клапана 8 перемещается в правое крайнее положение. При этом подача давле ния источника 7 к фригщионной муфте 2 прекращается, а полость 49 муфты 2 сообщается с ги;дэобаком. При движении транспортного средства в тяжелых условиях, например при преодолении препятствий на понижак щнх ступенях трансмиссии, водитель принудительно -разблокирует ги фотрансфор- матор, для чего перемещает золотник 19 селектора 11 в правое крайнее положение, при котором датчик 9 скорости разобщается с клапаном 8 автоматического упра ления, а полость 49 фрикционной муфты 2 сообщается через полости 37 и 43 ко| пуса 18 с гидробаком. При этом золо-рник 14 клапана 8 переходит в правое край нее пололсение при котором полость 49 фрикциошюй муфты 2 сообщается с гидро баком-, и гидротрансформатор разблокирует ся. После преодоления трудного участка препятствия в случае переключения ступеней в коробке передач селектор возЕращг ется в левое крайнее пололсение, при котором датчик; 9 скорости машины вновь подключается к клапану 8 автсматическо7го управления,чем создается возмоишость блокировки ги/фотраысформатора Поскольку водитель пользуется селектором и клапаном рушого управления поочередно, то для обеспечения четкой раздельной их работы соосно установленные золотники 19 и 23 не имеют непосредстBeifflo контакта, для чего золотник 23 может содержать ограни:читель его хода, to обеспечивающий зазор S между уломян тыми золотниками, Тогда условие гаран тированного перемещения золотника ce.veic- тора при данной конструкшш стопорного устройства вьфалоется следующим неравенством:rfleh,,,- ход золотника клапана, ah - ход золотника селектора. Таким образом, при переключентшх сту пеней Б коробке передач селектор автоматически устанашхивается в левое крайнее положение, соответствующее эконом1-гчеокому релагму, при котором производится автоматическая блок1фовка гидротраисфо1 матор а, что повышает экономические показатели машины, при длительном движении по хорошей дороге. Наряду с этим при движении в тяжелых условиях на любой включенной ступени при гфавом положении золотш1ка селектора обеспечивается дщхам ческий , при котором гидротрансформатор постоянно разблокирован, так кшс возможность блсяс1фовки снята. Динамический предназначен для более кратковременного использования и потому он сохршшется до очерешюго переключения CTyneHeii в коробке передач. Предлагаемое устройство упрощает управление гидромехашгческой трансмиссией с коробкой передач, переключаемой уч- ную при использовании двухпозйциокного селектора, создающего возможность двн- ления транспортной машины в различных дорожных услов1шх с разблокированным ta блокированным гищзотрансформатором. Формула изобретения 1, Гидромеханическая трансмиссия тра спортного средства, содержащая ги{фотра сформатор с фрикционной муфтой его блокировки, коробку передач с фри1-ш.ио1шьми элементами и систему управления, имею щую клапан автоматической блок1фовки гиддэотрансформатора, пош люченный к ШРчику скорости транспортного Средства и
7405478
гиАфобаку через золотниковый селекторт гаеской блокировки ги/ротрансформатора
управления блокировкой гищэотрансфорлато™ ра и источник давления рабочей жидаости, отличающаяся тем, что, с це лыо упрощения процесса управпегиш траномиссией при обеспечешш силового возде1 ствия на селектор управления в моменты переключения ступеней, система управле ВИЯ снабжена клапаном ручного упрввлв ния фршшиош1ыми элементами коробки паре дач, имеющим подпружиненный золор ник, установленный соосно золотимку се лектора управления дан взаимодейстЕия с ним, при этом источник давлешш рабочей жЕШСОстй сообщен с клапаном автома - jg 08.О4.76.
чер,ез клапан ручного управления.
2. Трансмиссия поп, 1, отлич а IO щ а я с я тем, что золотник клапана ручного управления выполнен с упором на Koinie и размешен в корпусе клапана с&лектора управления, а его прулаша устагковлена на золотнике -между упомянутым корпусом и упором. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1, Авторское свидетельство СССР по заявке NJ 2347081/11, кл. В 60 К 41/06,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1977 |
|
SU737259A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1981 |
|
SU965815A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1980 |
|
SU971686A1 |
Гидромеханическая трансмиссияТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU852648A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1979 |
|
SU887284A2 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1983 |
|
SU1119871A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1984 |
|
SU1235766A2 |
Система автоматического управления трансмиссией транспортного средства | 1966 |
|
SU887286A1 |
Гидромеханическая тансмиссияТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1976 |
|
SU850417A1 |
Устройство автоматического управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства | 1984 |
|
SU1191325A1 |
, ; }
Авторы
Даты
1980-06-15—Публикация
1977-09-12—Подача