Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Советский патент 1982 года по МПК B60K41/06 

Описание патента на изобретение SU971686A1

1

Изобретение относится к транспортной технике.

Известны гидромеханические трансмиссии, содержащие блокируемый гидротрансформатор, фрикционную муфту сцепления и ступенчатую коробку передач с ручным управлением, в которых для повышения динамических качеств транспортного средства применяются устройства принудительной блокировки гидротрансформатора с приводом от педали управления подачей топлива к двигателю 1 .

Недостаток этой трансмиссии заключается в том, что в ней разблокировка гидротрансформатора может производиться только на режиме максимальной нагрузки двигателя, поскольку для разблокирования гидротрансформатора водитель должен выжимать педаль подачи топлива к дви гателю за положение, соответствующее полной подаче топлива (за пружинный упор). Это исключает

использование устройства в сложных условиях движения (по разбитым дорогам, на бездорожье и т.д.), а также при маневрировании в условиях ограниченного пространства на частичных режимах двигателя.

Известна гидромеханическая трансмиссия 2, позволяющая осуществлять разблокировку гидротрансформатора при любых нагрузках двигателя. Она содер10жит гидротрансформатор с фрикционной муфтой его блокировки, переключаемую вручную коробку передач с фрикционной муфтой сцепления и систему управления, имеющую источник давления pa6o4evi жид кости,клапан ручного управления фрикционной муфтой сцепления, силовой элемент , связанный кинематической цепью с педалью сцепления,и клапан управления фрикционной муфтой блокиров.ки гидро20трансформатора, через который полость фрикционной муфты блокировки гидротрансформатора сообщена с источником давления рабочей жидкости и с гидробаком. В этой трансмиссии разблокировка гидротрансформатора производится с помощью ручного устройства, т.е. она не зависит от режима работы двигателя. Недостаток этого устройства прину дительной разблокировки гидротрансформатора заключается в том, что для управления селектором водителю требуется снимать руку о рулевого колеса, что не всегда возможно, особенно в сложных условиях движения. Таким образом, использование в этих услови ях устройства принудительной разблокировки гидротрансформатора затрудняет управление транспортным средством. Цель изобретения - облегчение управления транспортным средством в сложных условиях движения. Поставленная цель достигается тем что система управления снабжена клапаном принудительной разблокировки гидротрансформатора и нажимным эле-. ментом, связанным кинематической цепью с педалью сцепления,.имеющей упругий элемент, при этом нажимной элемент установлен с возможностью контакта с элементом управления клапана принудительной разблокировки гидротрансформатора, а силовой элемент расположен с зазором по отношен нию к элементу управления клапана ручного управления фрикционной муф;той сцепления, причем величина зазора равна половине рабочего хода педали сцепления. С целью повьшения экономических показателей транспортного средства, снабженного такой трансмиссией, система управления снабжена дросселем, обратным клапаном и реле времени, выполненным в виде установленного в рабочих камерах поршня, контактиру ющего с элементом управления клапана управления фрикционной муфтой блокировки, гидротрансформатора. Одна рабочая камера реле времени сообщена через клапан принудительной разблоки ровки гидротрансформатора с гидробаком и с источником давления рабочей жидкости, другая рабочая камера реле сообщена с источником давления рабочей жидкости последовательно через клапан принудительной разблокировки гидротрансформатора и дроссель, а с гидробаком через обратный клапан и клапан принуди9тельной разблокировки гидротрансформатора. На чертеже показана предлагаемая гидромеханическая трансмиссия с системой управления, содержащая гидротрансформатор 1, фрикционную муфту 2его блокировки, фрикционную муфту 3сцепления и переключаемую вручную коробку передач с входным валом 5 и выходным валом 6. Насосное колесо 7 гидротрансформатора 1 жестко связано с валом 8 двигателя (на чертеже не показан), а турбинный вал 9 гидротрансформатора 1 - с корпусом 10 фрикционной муфты 3. Система управления , изображенная в исходном положении, т.е. при отсутствии давления,содержит источник 11 давления рабочей жидкости, клапан 12 ручного-, управления фрикционной муфтой 3 сцепления, клапан 13 управления фрикционной муфтой 2 блокировки гидротрансформатора 1, клапан I принудительной разблокировки гидротрансформатора 1, реле 15 времени, обратныйклапан 16, дроссель 17 и клапан линейного давления. 18. Клапан 12 находится под воздействием силового элемента 19, связанного кинематической цепью с педалью 20 сцепления. Клапан 1 находится под воздействием нажимного элемента 21, также связанного кинематической цепью С педалью 20 сцепления. Нажимной элемент 21 непосредственно контактирует с клапаном k в начале хода педали 20, а силовой элемент 19 с клапаном 12 в середине хода педали 20. Реле времени 15 выполнено в виде поршня 22, установленного в рабочих камерах 23 и 24, который контактирует с клапаном 13- Рабочая камера 23 реле 15 сообщена через клапан Н с гидробаком 25 и источником 11 давления рабочей жидкости. Рабочая камера 2k реле 15 сообщена через клапан Н и дроссель 17 с источником 11, а через обратный клапан 14 с гидробаком 25. Полость 26 муфты 2 через клапан 13 сообщается с источником 11 и с гидробаком 25. Полость 27 фрикционной муфты 3 сцепления через клапан 12 сообщается с источником 11 и с гидробаком 25. Гидротрансформатор 1 сообщен с источником 11, а с гидробаком 25 через радиатор 28. Гидромеханическая трансмиссия работает следующим образом. При стоящем на месте транспортном средстве и работающем двигател его вал 8 вращает насосное колесо 7гидротрансформатора 1, от которо приводится источник 11. Давление от источника 11 подает в полость 26 муфты 2 через клапан 13. а через клапан 12 в полость 27 муфты 3. . В результате включения муфт 2 и осуществляется жесткая связь вала 8двигателя с входным валом 5 коробки k передач (при заблокированно гидротрансформаторе ). Однако транс портное средство стоит на месте,, поскольку рычаг 29 управления вклю чением передач находится в нейтрал ном положении, при котором вращение на выходной вал 6 коробки i передач не передается. Для трогания с места водитель включает одну из понижающих ступене в коробке k передач, для чего разъединяет двигатель и трансмиссию и выжимает педаль 20 сцепления. При этом в начале хода педали 20 нажимной элемент 21 воздействует на клапан 1, перемещая его в левое положение, при котором источник 11 сооб щается через клапан 1 с рабочей камерой 23 реле 15, поршень 22 кото рого начинает перемещаться в правое крайнее положение. Одновременно рабочая камера 2k через обратный клапан 16 и клапан k сообщается с гид робаком 25. Освобожденный от воздействия поршня 22 клапан 13 занимает положение, при котором источник 11 отсекается от полости 2б муфты2 ,а полость 26 сообщается чере клапан 13 с гидробаком 25. В резуль тате в начале хода педали 20 произойдет разблокировка гидротрансформ тора 1 .. Начиная с середины хода педали 20 сцепления, силовой элемент 19 начинает воздействовать на клапан 12, перемещая его в положение, при котором источник 11 отсекается от полости 27 муфты 3, а сома полость 27 через клапан 12 сообщается с гид робаком 25. Муфта 3 пыключается и разрывается поток мощности в силово цепи, что позволяет водителю осу6ществить ручное включение передачи трогания. При опускании педали 20 после включения передачи на середине ее хода клапан 12 возвраи1ается в первоначальное (.исходное ) положение, при котором источник 11 вновь сообщается с полостью 27 муфты 3, после включения которой крутящий момент от двигателя через гидротрансформатор передается на выходной вал 6 коробки А передач. Транспортное средство трогается с мёсТа при разблокированном гидротрансформаторе. При дальнейшем отпускании педали 20 клапан 1А также возвращается в исходное положение, при котором источник 11 через дроссель 17 сообщается с рабочей камерой 2k реле 15 времени. Время, необходимое для перемещения в левое положение поршня 22, характеризует задержку блокировки гидротрансформатора 1 после переключения передач при разгоне или движении транспортного средства. Блокировка гидротрансформатора произойдет после перемещения поршня силового воздействия на 12 влево и который займет исходное клапан 13, при котором источник 11 положение, сообщается с полостью 2б муфты 2. Аналогично можно при необходимости принудительно разблокировать гидротрансформатор для кратковременного его использования при преодолении участков с повьшенным сопротивлением. Для этого, как было показано выше, достаточно выжать педаль 20 сцепле- . ния до половины хода, что повлечет за собой автоматическую разблокировку гидротрансформатора. Для осуществления автоматической блокировки гидротрансформатора педаль 20 необходимо вернуть в исходное положение. Решая основную задачу - облегчение управления - предложенное техническое решение позволяет достаточно простыми конструктивными средствами получить оптимальное сочетание тяговых и экономических показателей транспортного средства при движении его в различных tособенно тяжелых) бездорожных условиях. Повышение тяговых свойств связано с использованием гидротрансформатора в процессе разгона и при преодолении тяжелых участков. Улучшение топливно-экономических характеристик обеспечивается автоматической блокировкой гидротрансформатора через реле времени при полном отпускании педали сцепления. В предложенной трансмиссии процесс разблокировки гидротрансформато не связан с обязательным использова нием режимов максимальней мощности дЕ игателя. Для информации водителя о включении гидротрансформатора в систем управления может быть предусмотрен световой сигнал, соответствующий разблокированному (включенному ) сос тоянию гидротрансформатора. В составе предложений трансмисси могут использоваться фрикционные муфть сцепления любой конструкции, в том числе сухие нормально замкнутые сцепления, применяемые в механических трансмиссиях с ручным управлением. При продолжительном использовании гидротрансформатора целесообраз на фиксация промежуточного (среднег положения -педали сцепления с помощь стопорного устройства, встроенного в привод педали. Формула изобретения 1. Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидротрансформатор с фрикционной му той его блокировки, переключаемую вручную коробку передач с фрикционной муфтой сцепления и систему упра ления, имеющую источник давления ра бочей жидкости, клапан ручного упра ления фрикционной муфтой сцепления, силовой элемент, связанный кинемати ческой цепью с педалью сцепления, и клапан управления фрикционной муф той блокировки гидротрансформатора, через который полость фрикционной муфты блокировки гидротрансформатор сообщена с источником давления рабочей жидкости и с гидрр(5аком, о тличающаяся тем, что, с целью облегчения управления транспортным средством в сложных условиях движения, система управления снабжена клапаном принудительной разблокировки гидротрансформатора и нажимным элементом, связанным кинематической цепью с педалью сцепления, имеющей упругий элемент, при этом нажимной элемент установлен с возможностью контакта с элементом управления клапана принудительной разблокировки гидротрансформатора, а силовой элемент расположен с зазором по отношению к элементу управления клапана ручного управления фрикционной муфтой сцепления, причем величина зазора соответствует половине рабочего хода педали сцепления. 2. Трансмиссия по п.1, о т л и чающаяся тем, что, с целью повышения экономических показателей транспортного средства, система управления снабжена дросселем, обратным клапаном и реле времени, выполненным в виде установленного в рабочих камерах поршня, контактирующего с элементом управления клапана ручного управления фрикционной муфтой блокировки гидротрансформатора, при этом одна рабочая камера реле времени сообщена через клапан принудительной разблокировки гидротрансформатора с гидробаком и источником давления рабочей жидкости, другая рабочая камера реле сообщена с источником давления рабочей жидкости последовательно через клапан принудительной разблоки,ровки гидротрансформатора и дроссель, а с гидробаком через обратный клапан и клапан принудительной разблокировки гидротрансформатора. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР N° 680924, кл. В 60 К ill/04, 1976. 2.Авторское свидетельство СССР N 740547, кл. В 60 К 41/06, 1977 (прототип).

Похожие патенты SU971686A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1979
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU887284A2
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1977
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU740547A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1981
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU965815A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1983
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Свиридонов Анатолий Григорьевич
SU1119871A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1984
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1235766A2
Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства 1985
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Сарибан Андрей Маркович
SU1258722A1
Гидромеханическая трансмиссияТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1978
  • Лаврентьев Владимир Борисович
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU802097A1
Гидромеханическая трансмиссияТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1979
  • Лаврентьев Владимир Борисович
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU852648A1
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией 1990
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Крутолевич Сергей Константинович
  • Халько Николай Иванович
  • Андрияненко Юрий Анатольевич
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
  • Антипенко Григорий Леонидович
SU1763257A2
Гидромеханическая тансмиссияТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1976
  • Лаврентьев Владимир Борисович
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Старобудцев Вячеслав Михайлович
  • Чередниченко Юрий Иванович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU850417A1

Иллюстрации к изобретению SU 971 686 A1

Реферат патента 1982 года Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

Формула изобретения SU 971 686 A1

SU 971 686 A1

Авторы

Соколовский Владимир Исаакович

Соболев Юрий Иванович

Стародубцев Вячеслав Михайлович

Сарибан Андрей Маркович

Шестопалов Владимир Васильевич

Шурлапов Юрий Серафимович

Даты

1982-11-07Публикация

1980-09-30Подача