I
Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшилниковым узлам с циркуляционной смазкой.
Известен подшипникрвый узел, содержащий смонтированный в корпусе и установленный на валу подшипник качения, торЦовые крышки, резервуар для смазки и каналы подвода смазки к подшипнику, а также устройство для подачи смазки, вкЛючающее вращающийся диск, скребок и приемный лоток 1.
Этот подшипниковый узел является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту.
Однако в известном подшипниковом узле смазка, находящаяся в резервуаре, постоянно вспучивается вращающимся диском, и загрязненная смазка поступает к подшипнику, кроме того, на больших оборотах смазка будет сброшена с диска под действием центробежных сил, что исключает ее попадание в подшипник.
Цель изобретения - повышение надежности циркуляционной смазки на любых обоjJOTax и повышение срока службы.
Для этого скребок и приемный лоток смонтированы в корпусе, при этом скребок
имеет клиновый профиль, а приемный лоток размещен между подшипником и вращающимся диском, выполнен в основании с отверстием и снабжен расположенным под от верстием горизонтальным козырьком, частично охватывающим вращающийся диск и образующим своим торцом с крышкой зазор, кроме того, вращающийся диск выполнен со стороны крышки с конусным бортом, направленным вертикально к крышке, с равномерно расположенными по периферии па10раллельно валу перегородками, с размещенными между ними отверстиями разного диаметра и конусообразным кольцевым выступом, направленным к крыщке и размещенным в средней части диска.
Кроме того, торцовая крышка со сторо15ны вращающегося диска выполнена из двух концентрично расположенных втулок с фланцами, при этом наружная поверхность наружной втулки выцолнена с двусторонними расходящимися к торцам уклонами, а отверстие 20 наружной втулки выполнено овальным под углом к оси вала с вершиной, лежащей со стороны подшипника, при этом в торце фланца наружной втулки выполнена выточка для размещения фланца внутренней втули, а фланец наружной втулки смонтирован в корпусе и имеет конусообразный козырек, расположенный над горизонтальным козырьком приемного лотка, кроме того, внутреняя втулка смонтирована на валу и имеет тупенчатую коническую наружную поверхность
На фиг. 1 изображен предлагаемый подшипниковый узел, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. I.
Подшипниковый узел состоит из смонированного в корпусе 1 и установленного на валу 2 подшипника качения 3 и торцовых крышек 4 и 5. В корпусе смонтированы скребок б, приемный лоток 7 и каналы подвода смазки 8. В основании приемного лотка выполнено отвфстие 9. Лоток имеет также горизонтальный козырек 10. На валу закреплен врашаюшийся диск И, имеюший конусный борт 12 с перегородками 13, между которыми расположены отверстия 14. разного диаметра. В средней части диска 11 выполнен конусообразный кольцевой выступ 15.
Торцовая крышка 5 выполнена из двух втулок 16 и 17 с фланцами 18 и 19. На наружной втулке 16 выполнены расходящиеся к торцам уклоны 20, а отверстие 21 выполнено овальным и под углом к оси; кроме того, имеется конусообразный козырек 22, расположенный над козырьком 10 лотка 7.
Внутренняя.втулка 17 имеет ступенчатую коническую наружную поверхность 23.
Работа узла на малых оборотах происходит таким образом.
Диск 11 при врашении смачивается маслом и с него скребок 6 снимает смазку, которая стекает в приемный лоток 7, из него по каналам 8 стекает вниз, проходит сквозь шарики подшипника 3, попадает в полость, образованную корпусом 1 подшипника и основанием лотка и, пройдя сквозь отверстие 9 попадает в полость, образованную козырьком 10 и корпусом 1. Смазка, оставляя в полости грязь и продукты износа, смытые с шариков подшипника 3 через узкую щель, образованную торцом козырька 10 и фланцем 18 крышки 5, поступает к вра цаюшемуся диску. Очистка смазки происходит за счет того, что эта зона находится в состоянии покоя.
Циркуляционную смазку подшипника очищенным маслом производят непрерывно, надежно охлаждая его.
. Работа узла на средних и высоких оборотах осуществляется следующим образом.
Центробежные силы, возникшие при вращении диска, сбрасывают масло с его дна, но одновременно удерживают его во внутренних полостях диска 11 между перегородками 13.
Центробежные силы выбрасывают масло через отверстия 14 в зону, расположенную над приемным лотком. Собравшись в центре лотка, благодаря имеющимся в нем уклонам, масло попадает в канал 8.
Отверстия 14 выполнены разного диаметра для того, чтобы масло на различных оборотах и имея различную вязкость, хотя бы через одно отверстие какого-либо диаметра выбросилось в зону, расположенную над
приемным лотком.
Таким образом, если несколько капель масла попадает на приемный лоток, то учитывая, что вал делает несколько сот об/мин, становится очевидным, что масла в подшипник поступает достаточно.
0 При остановке диска 11 масло из верхней части, стекая вниз, попадает на конусообразный выступ 15 и по его боковой поверхности стекает в желоб, образованный двумя уклонами 20. Перемещаясь по его окружности, частично стекает в масляную ванну по одной образующей конической поверхности уклонов 20, а частично - по другой образующей конической поверхности уклонов. Если некоторой части масла удается пройти jiepe3 зазор, образованный торцом
0 втулки 17 и внутренним дном диска И, то она попадает на коническую поверхность 23, сбегает вниз по ее образующей, а затем стекает по окружности от нас или к нам вниз.
Изобретение повышает надежность циркуляционной смазки автономно расположенных подшипников, и надежность уплотнения валов, работающих на любь1х скоростях без износа и потерь на трение, увеличивает
0 срок службы подшипников.
Формула изобретения
1. Подшипниковый узел, содержащий
смонтированный в корпусе и установленный на валу подшипник качения, торцовые крышки, резервуар для смазки и каналы подвода смазки к подшипнику, а также устройство для подачи смазки, включающее вращающийся диск, скребок и приемный лоток, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности циркуляционной смазки на любых оборотах и повыщения срока службы, скребок и приемнь й лоток смонтированы в корпу се, при этом скребок имеет клиновый профиль, а приемный яоток размещен между подшипником и вращающимся диском, выполнен в основании с отверстием и снабжен расположенным под отверстием горизонталь ный козырьком, частично охватывающим вра щающийся диск и образующим своим тор
цом с крышкой зазор, кроме того, вращающийся диск выполнен со стороны крышки с конусным бортом, направленным вертикально к крышке, с равномерно расположенным по периферии параллельно валу перегородка
ми, с размещенными между ними отверстиями разного Диаметра и конусообразным кольцевым выступом, направленным к крыщке и размещенным в средней части диска.
2. Узел no п. 1, отличающийся тем, что торцовая крышка со стороны вращающегося диска выполнена из двух концентрично расположенных втулок с фланцами, при этом наружная пЬверхность наружной втулки выполнена с двусторонними расходящимися к торцам уклонами, а отверстие наружной втулки выполнено овальным под углом к оси вала с вершиной, лежащей со стороны подшипника, при этом в торце фланца наружной втулки выполнена выточка для размещения фланца внутренней втулки, а фла737676
нец наружной втулки смонтирован в корпусе и имеет конусообразный козырек, расположенный над горизонтальным козырьком приемного лотка, кроме того, внутренняя втулка смонтирована на валу и имеет ступенчатую коническую наружную поверхность.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе Г. -Патент ФРГ № 874536, кл. 47 в 12, 1949.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для подачи смазки во вкладыш подшипника | 1990 |
|
SU1799434A3 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1985 |
|
RU2118723C1 |
СПОСОБ ПОДАЧИ МАСЛА В МЕЖРОТОРНЫЙ ПОДШИПНИК ОПОРЫ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2613964C1 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС С РЕДУКТОРОМ | 2002 |
|
RU2218479C1 |
Устройство для очистки поверхностей судовых корпусов | 1982 |
|
SU1025584A1 |
Дозатор сыпучих материалов | 1988 |
|
SU1672223A1 |
ИЗМЕЛЬЧИТЕЛЬ-СОКОВЫЖИМАЛКА ДЛЯ ПЛОДОВ, ОВОЩЕЙ, ФРУКТОВ И БАХЧЕВЫХ КУЛЬТУР | 2004 |
|
RU2264139C1 |
Устройство для подачи смазки к торцовому упору осевой буксы железнодорожного подвижного состава | 1958 |
|
SU118390A1 |
Устройство для фильтрации жидких металлов и сплавов | 1981 |
|
SU956586A1 |
Подшипниковый узел | 1979 |
|
SU875123A1 |
/2
737676
Авторы
Даты
1980-05-30—Публикация
1976-02-27—Подача