Изобретение относится к подвеске транспортных средств и, в частности, к уса ройствам для крепления листовой рессоры к оси транспортного средства. Известно устройство для крепления листовой рессоры к оси транспортного средст- ва, в которых поверхности сжимающих элементов, контактирующие с рессорой, ВКЛЕОчают плоский центральный участок, захватывающий практически всю длину деталей и закругления по краям Tl . Это устройство не позволяет значительно снизить концентрацию напряжений в рес сорных листах. Известно также устройство для крепления листовой рессоры с центровым болтом к оси .транспортного средства, содержащее верхний и нижний сжимающие элементы с плоским центральным участком и закруглениями по краям 2. - Недостатком этого устройства является низкая долговечность рессоры Цель изобретения - повышение долговечности рессоры пут.ем более благоприятного распределения контактных давлений в ее средней части. Для дсстижен ы поставленной цели плоский центральный участо.к каждого сжимающего элемента соединен с участком с закруглениями посредством криволинейных j4acTKOB, радиусь кривизны которых равны для верхнего сжимающего элемента радиз су кривизны рессорыбез нагрузки и для нижнего сжимающего элемента - радиусу . кривизны рессоры при максимальной нагруз- ке, при этом отношение длины плоского центрального участка каясдого сжимающего . элемента к диаметру отверстия под центровой болт составляет суг 5 до 6. На фиг. 1 изображено устройство для крепления листовой рессоры с-центровым болтом к оси транспортного средства, вид сбоку; на фиг 2 - продольный профиль поверхностей сжимающих элементов устройства; на фиг.. 3 - поперечный профиль упомянутых поверхностей. Устройство для креплен га листовой рессоры 1 с центровым болтом к осп 2 транспортного средства содержит верхний сжимающий элемент 3 и нижний сжимающий- , элемент 4, роль которого выполняет кожух оси 2, Y -образные стремянки 5 с .резьбовыми концами 6, размещенные симметрично относительно оси центрового болта 7 и Гайки 8 для затяжки стремянок 5. Сжимающие элементы 3 и 4 в продольной плоскости имеют профиль, состоящий из: плоского центрального участка А длиной 5-6 диаметров отверстия под центровой болт 7, двух криволинейных участков В, радиусы которых.для элемента 3 и элемента 4 равны радиусам кривизны рессоры соответственно без нагрузки и при максимальной нагрузке, и двух участков с закруглениями. Поперечный профиль поверх. ностей сжимаюш,их элементов 3 и 4, контактирующих с рессорой 1, выполнен по радиусу R, причем стрела выпуклости его задана в пределах допуска на вогнутость профиля рессорного листа,.
Работает устройство следутоитим об разом,
При затяжке гаек 8 стремянок 5 листы рессоры 1 распрямляются в средней части (на участке А) и при движении транспортного средства не изгибаютсяв этой зоне, т.е. не участвуют в работе рессоры 1. Дли- иа плоского участка А выбрана-так, чтобы отверстие под центровой болт 7 не окаэы- вало влияния как концентратор напряжений При этом рабочие напряжения в листах будут минимально возможными.для заданной длины элементов 3, 4за счет увеличения активной длины рессоры 1. На кр5щолинейных участках .В распределение контактных, давлений удет вьфавниваться и снижаться к краям вплоть до нуля на границах контакта. При нагружении рессоры 1 листы ее в зоне центрального крепления приобретают форму элемента 4, причем по мере ув& личения нагрузки границы контакта будут непрерывно перемещаться от плоского участка А к краям элемента 4. В экстремальных положениях рк;соры 1, благхздаря равенству на участках В радиусов кривизны рессоры 1 и сжимающих элемеетов 3, 4, выравнивание контактных давлений буде наилучшим, и граница контакта при этом не будет выходить за пределы участков р закруглениями. Это обеспечивает снижение интенсивности поверхностных повреждений от действия фреттинга, увеличение перйодазарождения распространяющихся устал ост
.ных трещин и повышение характеристик усталостной прочности конструкции. Максимальная жесткость рессоры 1 при этом не меняется по сравнению с традиционным креплением плоскими сжимающими элементами, поскольку общая длина эле.ментов 3 и 4 остается неизменной, а плавность хода транспортного средства улучшается (рессора 1 становится мягче) из-за увеличения активной длины рессоры 1 в рабочем диапазоне нагрузок. Благодаря плотному прилеганто элементов 3 и 4 к листам рессары 1 в поперечном сечении, средняя величина контактного давления снил ается, а у кромок листов - приближается к нушс. Тем самым зарождение усталостных тре-щин у боковых кромок листов затрудняется.
Использование предлагаемой конструк- ции центрального крепления листовых рессор позволит значительно повы.сить долговечность подвесок транспортных средств в эксплуатации.
Ф.ормула изобретения
Устройство для крепления листовой рессоры с центровым болтом к оси транс портного средства, содержащее верхний и нижний Сжимающие элементы с плоским центральным участком и загфуглениями по краям, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности реосоры путем более благоприятного распределен1Ш контактны с давлений в ее средней части, плоский центральный участок каждого сжимающего.элемента соединен с участ. ком с закруглениями посредством хфиволинейных участков, радиусы кривизны которых равны для верхнего сжимающего элемента радиусу крив1ганы рессоры без нагрузки и для ниишего сжимающего элемента - радиусу кривизны рессоры при максималыюй нагрузке, при этом отношение длины плоского центрального участка каждого сжимающего элемента к диаметру отверстия под центровой -болт составляет от S до 6.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Патент США .№ 3097840, кл. 267-52, 1963.
2.Патент ФРГ № 2219239,
кл. F 16F 1/26, 1974 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подвеска транспортного средства | 1989 |
|
SU1705137A1 |
ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ПРОМЕЖУТКА И ЛИСТОВАЯ РЕССОРА, В КОТОРОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТАКОЙ ЭЛЕМЕНТ | 2017 |
|
RU2707859C1 |
ЛИСТОВАЯ РЕССОРА | 1992 |
|
RU2091629C1 |
Листовая рессора | 1980 |
|
SU949245A1 |
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРЕССИВНОЙ ЖЕСТКОСТИ РЕССОРЫ, УПРУГИЙ ЭЛЕМЕНТ ПОДВЕСКИ И ПОДВЕСКА (ВАРИАНТЫ) ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2482345C1 |
Листовая рессора | 1981 |
|
SU1231299A1 |
Устройство для крепления листовой рессоры к оси транспортного средства | 1990 |
|
SU1689119A1 |
ЛИСТОВАЯ РЕССОРА | 1992 |
|
RU2042062C1 |
ЛИСТОВАЯ РЕССОРА | 1993 |
|
RU2090789C1 |
РАМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2176606C2 |
Авторы
Даты
1980-06-15—Публикация
1977-04-20—Подача