Изобретение относится к оборудованию транспортных средств, в частности к устройствам для обогрева.транспортных средств с использованием тепла выхлопных газов двигателя внутреннего сгор ния, и может быть использовано для обогрева салонов транспортных и стационарных установок. Известны устройства для обогрева са лонов транспортных средств, содержащие теплообменник, вентилятор, воздуховод, соединенный с теплообменником и снабженный диффузором i. Недостатком такого устройства является низкая эффективность, вызванная большими потерями тепла в атмосферу. Наиболее близким к изобретению является отопительное устройство для транспортного средства, содержащее ус. тановле1шый на выхлопной трубе двигателя внутреннего сгорания теплообменик, связанный с нагнетательной полостью вентилятора, и воздуховод, соединен ный с одной стороны с теплообменником ,и имеющий на другом конце диффузор Щ). Недостатком известного устройства является также его низкая эффективность. Это объясняется тем, что теплоизоляция теплообменника и воздуховода не обеспечивает полного исключения потерь тепла в атмосферу. Целью изобретения является повьпиение эффективности отопительного устройства путем уменьшения тепловых потерь за счет, рециркуляции воздуха. Цель достигается тем, что устройство снабжено колсухом, охватывающим воэдуховод и теплообменник с образованием между последними и кожухом полости, которая со стороны диффузора сообщена с HapyjKHbiM воздухом, а со стороны теплообменника соединена со всасывающей полостью вентилятора. На фиг. 1 представлено отопительное устройство, вид сбоку (стрелками показано направление движения выхлопных газов и воздуха); на фиг. 2 - сечение А-А фиг. 1.
Устройство содержит установлешлзШ на выхлопной трубе 1 двигателя внутреннего сгорания .теплообменник, в корпусе
2которого сверху и установлены две круглого сечения плоские опоры 3 и 4, через которые пропущены в виде пучка газовые трубы 5. Между опорами
3и 4 в межтрубном пространстве труб
5 установлены еще две аналогичные плоские опоры 6 и 7, через которые пропущены в видепучка воздушные трубы 8, Сверху теплообменника установлен выхлопной патрубок 9. Тепдообменншс снизу из полости, расположенной между опорами соответственно 4 и 7, через патрубок 10 соединен с нагнетательной полостью вентилятора 11. Полость теплообменника, расположенная между опорами 3 и 6,/соединена с воздуховодом 12, снабженным щел;евым диффузором 13, размещенным в салоне транспорта за его стенкой 14. Теплообменник и воздуховод 12 снабжены соответственно. кожухами 15 и 16 с образованием полостей между ними Б и В, при этом полость В СО стороны диффузора 13 сообщается с внешним воздухом, .а полость Б соединена со всасывающей полостью вентилятора 11. ,
Кожухи 15 и 16 центрируются относительно теплообменника и воздуховода- 12 ребрами 17, чем обеспечивается постоянная щирина зазора между ними. Кожух 16 со стороны диффузора, снабжен заборным патрубком 18.
В межтрубное пространство теплообменника между опорами 6 и 7, например через заправочную горловину, (на фиг. не показана) заливается жидкий теплоноситель, например трансформаторное масло.
При работе отопительного устройства горячие выхлопные газы двигателя внутреннего сгорания по выхлопной трубе 1 подаются в теплообменник, где газы под опорой 4 распределяются по пучку газовых труб 5, из которых. выходят над опорой 3 и по выхлопному патрубку 9 выбрасываются в атмосферу. О1новременНО работает вегггилятор 11, который через заборный патрубок 18 забирает воздух и просасывает его через полость В между кожухом 16 и воздуховодом 12 и через полость Б между кожухом 15 и корпусом 2 теплообменника в свою всасывающую полость, откуда через на-,
1г;нетательную полость вентилятора воздух под избыточным давлением через патрубок 10 подается в теплообменник между опорами 4 и 7. Здесь воздух
распределяется по пучку воздушных труб 8, проходит через них и выводится в пространство между опорами 6 и 3, откуда по воздуховоду 12 подается, в диффузор 13, через щели которого выходит
в салон транспортного средства или иного рабочего места для его обогрева. При прохождении горячих выхлопных газов по газовым трубам 5, через последние происходит теплообмен с воздухом в межтрубном пространстве между опорами 4 и 7 и воздух подогревается. Одновременно выхлопные газы контактируют с. жидким теплоносителем в межтрубном пространстве между опорами 7 и 6, постоянно.подогревая этот теплоноситель. Кроме того, они контакт1фуют с холодшлм воздухом в межтрубном пространстве меж:ду опорами. 6 и 3, где око1иательно от- дают сйое тепло и выбрасываются в
атмосферу охлажденными. Применение жидкого теплоносителя в межтрубном пространстве теплообменника позволяет регулировать температурные колебания при изменении режимов работы двигателя
внутреннего сгорания, а также обеспечить нагрев воздуха аа счет аккумулированного тепла жидким теплоносителем при временных остановках двигателя.
Нагрегый воздух, проходя по воздуховоду 12, частично отдает ему свое тепло, 4acTii4Ho тепло отдается и на корпус
теплообменника как подогретым возду-, хом, так и выхлопными газами. Холодный воздух, поступающий через патрубок 18, проходит под кожухом 16, соприкаса ется с поверхностью воздуховода 12 и забирает тепло отдаваемое им, далее
5 поступает в кожух 15 и таким образом снимает тепло и с корпуса 2 теплообменника. Подогретый воздух через всасы. вающий патрубок забирается вентилятором 11 и подаетсяна полный обогрев в теплообменник. Воздуховод 12 и теплообменник -не теряют тепло в. атмосферу, а отдают его воздуху, поступающему на обогрев, поэтому снижаются потери тепла, а частично подогретый воздух более эффективно нагревается в теплообменнике. Так как пребывание воздуха в кожухах 16 и 15 кратковременно, предварительный нагрев его незначителен, то исключаются потери тепла через стены
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2601826C1 |
Отопительное устройство для салона транспортного средства | 1983 |
|
SU1122526A1 |
ОБОГРЕВАТЕЛЬ СО ВСТРОЕННЫМ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ГЕНЕРАТОРОМ | 2022 |
|
RU2782078C1 |
Отопительное устройство для транспортного средства | 1985 |
|
SU1358285A1 |
Вертикальный теплообменник | 1976 |
|
SU591680A2 |
Устройство для обогрева и охлаждения кабины транспортного средства | 1980 |
|
SU882784A1 |
Отопительное устройство для транспортного средства | 1969 |
|
SU539512A3 |
ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА С РЕКУПЕРАЦИЕЙ ТЕПЛА | 2010 |
|
RU2449144C1 |
Вертикальный теплообменник | 1976 |
|
SU555271A1 |
ОТОПИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА СО ВСТРОЕННЫМ ТЕРМОГЕНЕРАТОРОМ | 2018 |
|
RU2699757C1 |
Авторы
Даты
1980-06-15—Публикация
1978-05-03—Подача