Отопительное устройство для транспортного средства Советский патент 1980 года по МПК B60H1/18 

Описание патента на изобретение SU740540A1

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств, в частности к устройствам для обогрева.транспортных средств с использованием тепла выхлопных газов двигателя внутреннего сгор ния, и может быть использовано для обогрева салонов транспортных и стационарных установок. Известны устройства для обогрева са лонов транспортных средств, содержащие теплообменник, вентилятор, воздуховод, соединенный с теплообменником и снабженный диффузором i. Недостатком такого устройства является низкая эффективность, вызванная большими потерями тепла в атмосферу. Наиболее близким к изобретению является отопительное устройство для транспортного средства, содержащее ус. тановле1шый на выхлопной трубе двигателя внутреннего сгорания теплообменик, связанный с нагнетательной полостью вентилятора, и воздуховод, соединен ный с одной стороны с теплообменником ,и имеющий на другом конце диффузор Щ). Недостатком известного устройства является также его низкая эффективность. Это объясняется тем, что теплоизоляция теплообменника и воздуховода не обеспечивает полного исключения потерь тепла в атмосферу. Целью изобретения является повьпиение эффективности отопительного устройства путем уменьшения тепловых потерь за счет, рециркуляции воздуха. Цель достигается тем, что устройство снабжено колсухом, охватывающим воэдуховод и теплообменник с образованием между последними и кожухом полости, которая со стороны диффузора сообщена с HapyjKHbiM воздухом, а со стороны теплообменника соединена со всасывающей полостью вентилятора. На фиг. 1 представлено отопительное устройство, вид сбоку (стрелками показано направление движения выхлопных газов и воздуха); на фиг. 2 - сечение А-А фиг. 1.

Устройство содержит установлешлзШ на выхлопной трубе 1 двигателя внутреннего сгорания .теплообменник, в корпусе

2которого сверху и установлены две круглого сечения плоские опоры 3 и 4, через которые пропущены в виде пучка газовые трубы 5. Между опорами

3и 4 в межтрубном пространстве труб

5 установлены еще две аналогичные плоские опоры 6 и 7, через которые пропущены в видепучка воздушные трубы 8, Сверху теплообменника установлен выхлопной патрубок 9. Тепдообменншс снизу из полости, расположенной между опорами соответственно 4 и 7, через патрубок 10 соединен с нагнетательной полостью вентилятора 11. Полость теплообменника, расположенная между опорами 3 и 6,/соединена с воздуховодом 12, снабженным щел;евым диффузором 13, размещенным в салоне транспорта за его стенкой 14. Теплообменник и воздуховод 12 снабжены соответственно. кожухами 15 и 16 с образованием полостей между ними Б и В, при этом полость В СО стороны диффузора 13 сообщается с внешним воздухом, .а полость Б соединена со всасывающей полостью вентилятора 11. ,

Кожухи 15 и 16 центрируются относительно теплообменника и воздуховода- 12 ребрами 17, чем обеспечивается постоянная щирина зазора между ними. Кожух 16 со стороны диффузора, снабжен заборным патрубком 18.

В межтрубное пространство теплообменника между опорами 6 и 7, например через заправочную горловину, (на фиг. не показана) заливается жидкий теплоноситель, например трансформаторное масло.

При работе отопительного устройства горячие выхлопные газы двигателя внутреннего сгорания по выхлопной трубе 1 подаются в теплообменник, где газы под опорой 4 распределяются по пучку газовых труб 5, из которых. выходят над опорой 3 и по выхлопному патрубку 9 выбрасываются в атмосферу. О1новременНО работает вегггилятор 11, который через заборный патрубок 18 забирает воздух и просасывает его через полость В между кожухом 16 и воздуховодом 12 и через полость Б между кожухом 15 и корпусом 2 теплообменника в свою всасывающую полость, откуда через на-,

1г;нетательную полость вентилятора воздух под избыточным давлением через патрубок 10 подается в теплообменник между опорами 4 и 7. Здесь воздух

распределяется по пучку воздушных труб 8, проходит через них и выводится в пространство между опорами 6 и 3, откуда по воздуховоду 12 подается, в диффузор 13, через щели которого выходит

в салон транспортного средства или иного рабочего места для его обогрева. При прохождении горячих выхлопных газов по газовым трубам 5, через последние происходит теплообмен с воздухом в межтрубном пространстве между опорами 4 и 7 и воздух подогревается. Одновременно выхлопные газы контактируют с. жидким теплоносителем в межтрубном пространстве между опорами 7 и 6, постоянно.подогревая этот теплоноситель. Кроме того, они контакт1фуют с холодшлм воздухом в межтрубном пространстве меж:ду опорами. 6 и 3, где око1иательно от- дают сйое тепло и выбрасываются в

атмосферу охлажденными. Применение жидкого теплоносителя в межтрубном пространстве теплообменника позволяет регулировать температурные колебания при изменении режимов работы двигателя

внутреннего сгорания, а также обеспечить нагрев воздуха аа счет аккумулированного тепла жидким теплоносителем при временных остановках двигателя.

Нагрегый воздух, проходя по воздуховоду 12, частично отдает ему свое тепло, 4acTii4Ho тепло отдается и на корпус

теплообменника как подогретым возду-, хом, так и выхлопными газами. Холодный воздух, поступающий через патрубок 18, проходит под кожухом 16, соприкаса ется с поверхностью воздуховода 12 и забирает тепло отдаваемое им, далее

5 поступает в кожух 15 и таким образом снимает тепло и с корпуса 2 теплообменника. Подогретый воздух через всасы. вающий патрубок забирается вентилятором 11 и подаетсяна полный обогрев в теплообменник. Воздуховод 12 и теплообменник -не теряют тепло в. атмосферу, а отдают его воздуху, поступающему на обогрев, поэтому снижаются потери тепла, а частично подогретый воздух более эффективно нагревается в теплообменнике. Так как пребывание воздуха в кожухах 16 и 15 кратковременно, предварительный нагрев его незначителен, то исключаются потери тепла через стены

Похожие патенты SU740540A1

название год авторы номер документа
ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Корнилов Владимир Константинович
RU2601826C1
Отопительное устройство для салона транспортного средства 1983
  • Нацвин Сергей Иванович
  • Чунихин Владимир Иванович
SU1122526A1
ОБОГРЕВАТЕЛЬ СО ВСТРОЕННЫМ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ГЕНЕРАТОРОМ 2022
  • Баукин Владимир Евгеньевич
  • Винокуров Александр Викторович
  • Савельев Максим Анатольевич
RU2782078C1
Отопительное устройство для транспортного средства 1985
  • Кирейцев А.В.
  • Папенко Б.П.
SU1358285A1
Вертикальный теплообменник 1976
  • Прокопов Олег Иванович
  • Расторгуев Михаил Афанасьевич
  • Шарафутдинов Ирик Гафурович
SU591680A2
Устройство для обогрева и охлаждения кабины транспортного средства 1980
  • Фролов Анатолий Александрович
  • Блажко Александр Николаевич
  • Супрун Александр Сергеевич
SU882784A1
Отопительное устройство для транспортного средства 1969
  • Зифрид Кофинк
SU539512A3
ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА С РЕКУПЕРАЦИЕЙ ТЕПЛА 2010
  • Белоусов Виктор Алексеевич
  • Галимов Сергей Рафкатович
RU2449144C1
Вертикальный теплообменник 1976
  • Прокопов Олег Иванович
  • Расторгуев Михаил Афанасьевич
  • Шарафутдинов Ирик Гафурович
SU555271A1
ОТОПИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА СО ВСТРОЕННЫМ ТЕРМОГЕНЕРАТОРОМ 2018
  • Алексеев Леонид Владимирович
RU2699757C1

Иллюстрации к изобретению SU 740 540 A1

Реферат патента 1980 года Отопительное устройство для транспортного средства

Формула изобретения SU 740 540 A1

SU 740 540 A1

Авторы

Расторгуев Михаил Афанасьевич

Шарафутдинов Ирик Гафурович

Прокопов Олег Иванович

Даты

1980-06-15Публикация

1978-05-03Подача