Изобретение относится к оборудованию транспортных средств, в частности к устройствам для.обогрева транспортных средств с использованием тепла выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, и может быть использовано для обогрева кузовов транспортных средств.
Цель, изобретения - повышение эффективности и безопасности.
На фиг. I изображено отопительное устройство, установленное на транспортном средстве; на фиг. 2 - схема отопительного устройства.
Отопительное устройство для транспортного средства содержит источник тепла, образованный выхлопными газами двигателя внутреннего сгорания 1, и кожухотруб- ный теплообменник 2, установленный в тракте выхлопных газов. Впускным патрубком 3 теплообменник 2 соединен с выхлопной трубой 4, а выпускным 5 - с глушителем шума 6.
Впускной патрубок 3 выполнен в виде двух рукавов: обводного канала 7 и основного канала 8. В трассе обводного канала 7 установлена диафрагма 9, а в трассе основного канала 8 - турбина 10 турбоком- прессора 11.
Турбина 10 жестко связана общим валом 12 с компрессором 13, который посредством всасывающего патрубка 14 воздуховода подключен к кузову 15 транспортного средства и посредством нагнетающего патрубка 16 воздуховода - к теплообменнику 2.
Теплообменник 2 сообщается с системой воздухораздачи 17 кузова 15 подающим патрубком 18 воздуховода, снабженным на выходе диафрагмой 19, установленной перед заслонкой 20, которай позволяет регулировать величину теплопоступлений в кузов 15. Составной частью теплообменника 2 являются трубы 21.
При движении транспортного средства выхлопные газы от двигателя внутреннего сгорания 1 по выхлопной трубе 4 и через впускной патрубок 3 поступают в теплообменник 2. Большая часть выхлопных газов направляется по основному каналу 8, в котором установлена турбина 10, а меньшая- по обводному каналу 7 через диафрагму 9.
На турбине 10 турбокомпрессора П и диафрагме 9 срабатывается перепад давлений. При расширении в турбине 10 выхлопные газы совершают рабсту, приводя ее во вращение, которое передается компрессору 13, насаженному с турбиной 10 на один общий вал 12. Чем большая часть выхлопных газов пройдет по основному
0
5
5
каналу 8 через турбину 10, тем более эффективно будут использованы потери мощности двигателя внутреннего сгорания 1, связанные с поджатием выхлопа, так как выхлопные газы, идущие по обводному каналу 7 через диафрагму 9, полезной работы при расширении не совершают (это обстоятельство следует учитывать при подборе турбокомпрессора к системе из числа выпускаемых отечественной промышленностью).
После расширения в турбине 10 и диафрагме 9 выхлопные газы поступают в ко- жухотрубный теплообменник 2, где отдают свое тепло, прогоияясь по трубам 21. Затем выхлопные газы по .выпускному патрубку 5 поступают в глушитель шума 6 и выбрасываются наружу.
Компрессор 13, вращаясь, втягивает через всасывающий патрубок 14 воздух из кузова 15 транспортного средства и по- Q дает его по нагнетающему патрубку 16 в теплообменник 2. Воздух омывает снаружи трубы 21 теплообменника 2 и при этом н,а- гревается.
Затем теплый воздух по подающему патрубку 18 направляется через систему воздухораздачи 17 в кузов 5 транспортного средства. Диафрагма 19, установленная в патрубке 18, создает противодавление, исключающее возможность попадания выхлопных газов в воздушный тракт в случае прогара теплообменника, обеспечивая безопасность работы в кузове.
В летнее время года, когда нет необходимости в обогреве кузова 15, диафрагму 9 удаляют из обводного канала 7, а заслонкой 20 полностью перекрывают подающий патрубок 18.
0
5
0
5
0
Формула изобретения
1.Отопительное устройство для транспортного средства, содержащее теплообменник, сообщенный воздуховодом с салоном транспортного средства и установленный в выхлопном тракте двигателя, турбокомпрессор для подачи воздуха из теплообменника в салон, турбина которого установлена в выхлопном тракте двигателя, а компрессор - в воздуховоде, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности и безопасности, турбина и компрессор установлены перед теплообменником.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в воздуховоде на входе в салон установлены диафрагма и заслоика.
3.Устройство по п. , otлuчaющeecя тем, что оно снабжено обводным каналом с диафрагмой, подключенным к выхлопному тракту параллельно турбине.
У/7//////// /77
15
/7//У/77/////7////
Фиг.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Отопительное устройство для транспортного средства | 1988 |
|
SU1586923A1 |
ВЕНТИЛЯЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2251490C2 |
Отопительное устройство для транспортного средства | 1978 |
|
SU740540A1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1671921A1 |
КОНДИЦИОНЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2504485C2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ АВТОНОМНОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ | 1991 |
|
RU2007606C1 |
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ РЕКУПЕРАЦИИ ТЕПЛА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ | 2017 |
|
RU2717733C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТУРБОНАДДУВОМ И РЕЦИРКУЛЯЦИЕЙ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ | 1992 |
|
RU2090774C1 |
Отопительное устройство для салона транспортного средства | 1983 |
|
SU1122526A1 |
СИСТЕМА РЕКУПЕРАЦИИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОТОПИТЕЛЬНО-ВЕНТИЛЯЦИОННОЙ УСТАНОВКИ | 2022 |
|
RU2794477C1 |
Изобретение относится к устройствам для обогрева кузовов транспортных средств с использованием тепла выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания и позволяет повысить эффективность и безопаснЪсть. Отопительное устройство для транспортного средства содержит источник тепла. образованный выхлопными газами двигателя внутреннего сгорания 1, и установленный в тракте выхлопных газов кожухотруб- ный теплообменник 2. Отопительное устрс й- ство снабжено турбокомпрессором И, турбина 10 которого установлена перед теплообменником 2 в выхлопном тракте, имеющем обводной канал 7 с установленной в нем диафрагмой 9, а компрессор 13 подключен посредством всасывающего патрубка 14 к кузову 15 транспортного средства и посредством нагнетающего патрубка 16 к теплообменнику 2, соединенному с системой возду- хораздачи 17 кузова подающим патрубком 18 с установленными в нем диафрагмой 19 и заслонкой 20. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. /5 № . / J8 W 20 наЛ. 05 сд о© ю О) сл ,г
Способ получения кормовой муки из сырья животного происхождения | 1972 |
|
SU470296A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1991-06-15—Публикация
1985-12-18—Подача