(54) ГАЙКОВЕРТ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ГАЙКОВЕРТ | 2014 |
|
RU2572918C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ГАЙКОВЕРТ | 2000 |
|
RU2177401C2 |
Гайковерт для сборки крупных резьбовых соединений | 1990 |
|
SU1710327A1 |
ГАЙКОВЕРТ | 1991 |
|
RU2036780C1 |
ПОРШНЕВОЙ ГАЙКОВЕРТ | 2013 |
|
RU2548870C2 |
Рычажный гайковерт для затяжки крупных резьбовых соединений | 1980 |
|
SU867633A1 |
ПОРШНЕВОЙ ГАЙКОВЕРТ | 2010 |
|
RU2444430C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ГАЙКОВЕРТ | 1993 |
|
RU2089376C1 |
Гидравлический гайковерт | 1980 |
|
SU929426A1 |
Ключ для сборки крупных резьбовых соединений | 1982 |
|
SU1049243A1 |
Изобретение относится к устройствам для сборки и разборки резьбовых соединений, преимущественно фланцевых соединений трубопроводов, и может быть использовано в различных отраслях промышленности, в частности в судостроении и при ремонте судов. По основному авт. св. № 263488 известен гайковерт, содержащий корпус, привод, сменные ключи, два рычага с торцовыми зубьями, связанные с ключом через механизм одностороннего прерывистого вращения, выполненный в виде храпового колеса, имеющего по обеим торцам зубья, взаимодействующие с зубьями рычагов, при этом количество зубьев рычагов равно количеству зубьев храпового колеса, а рычаги в свою очередь взаимодействуют с приводом через кулисный механизм, выполнеиный в виде червячиого колеса с эксцеитриками, обеспечивающими качание рычагов в противофазе. Недостаток указанного гайковерта заключается в том, что он не обеспечивает одновременной сборки с одинаковым усилием двух противолежащих болтов фланцевых соединений различного типоразмера. С его .ПОМОЩЬЮ при сборке фланцевых или других подобных соединений затяжку болтов производят поочередно путем перестановки гайковерта с одного болта на другой в определенной последовательности. При такой сборке не исключается взаимный перекос собираемых деталей соединения из-за того, что гайковерт настраивается на определенный крутящий момент и пока этот момент не будет выбран гайковерт производит одностороннее сближение их. Целью изобретения является расщирение технологических возможностей гайковерта. Указанная цель достигается тем, что привод гайковерта выполнен из двух двигателей, валы которых соединены между собой с помощью дифференциала, а серьги установлены с возможностью поворота вокруг осей вращения червячных колес. На фиг. I изображен гайковерт, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А фиг. 1. Гайковерт содержит корпус, состоящий из двух частей 1 и 2, в корпус встроен привод, состоящий из двух двигателей 3 и 4, валы которых соединены между собой с помощью дифференциала.
Дифференциал включает две конические шестерни 5 и 6, закрепленные на концах валов двигателей, обращенных друг к другу, водило 7, свободно сидящее навйлу одного двигателя, и две конические щестерни 8 и 9 водила.
Конец вала двигателя 3 со стороны расположения дифференциала имеет меньший диаметр и посажен свободно во внутреннюю проточку вала двигателя 4.
Противоположные концы валов двигателей выполнены в виде червяков 10 и 11 и находятся в зацеплении с червячными колесами 12 и 13.
Червячное колесо 12 (фиг. 2), имеющее с обеих торцовых сторон эксцентрики 14 и 15, посажено в корпусе 1 и может вращаться на опорных бортиках 16. Таким образом, пара червяк 10 - червячное колесо 12 с эксцентриками 14 и 15 представляет собой кулисный механизм.
Серьга 17, имеющая коробчатую форму, щекой 18 и съемной крышкой 19 посажена на ось I-I вращения червячного колеса 12 и имеет возможность вращаться вокруг этой оси. Внутри серьги расположены два рычага 20 и 21, которые своими овальными отверстиями посажены на эксцентрики 14 и 15 червячного колеса 12, а другими отверстиями по диаметру сопрягаются с храповым колесом 22.
По торцам рычагов 20 и 21 и с обоих торцов храпового колеса 22 выполнены зубья 23 и 24, взаимодействующие между собой, причем количество зубьев на рычагах равно количеству зубьев на храповом колесе. Храповое колесо 22, кроме того, имеет гнездо, выполненное по оси в виде сквозного квадратного отверстия, предназначенного для установки сменного ключа 25 с одной стороны серьги для сборки, а с другой стороны серьги для разборки фланцевых соединений.
Между щекой 18, съемной крышкой 19 серьги и плоскостями рычагов 20 и 21 установлены пластинчатые пружины 26 и 27, которые обеспечивают ввод зубьев рычагов в зацепление с зубьями храповых колес в период работы гайковёрта.
В отверстиях щеки 18 серьги, пружин 26 и 27, рычагов 20 и 21 установлены телеско«ьпические подпружиненные тяги 28 и 29, имеюшие упорные буртики 30 и 31, с помощью которых осуществляется вручную вывод из зацепления зубьев рычагов 20 зубьями храпового колеса 22 путем сжатия пружины 32 при приложении к кольцам 33 и 34 противоположно направленных усилий.
Аналогична по конструкции вторая серьга, расположенная симметрично первой.
Гайковерт работает следующим образом.
Перед установкой гайковерта на диаметрально противолежащие гайки болтов при сборке фланцевых соединений с помощью телескопических подпружиненных тяг 28 и 29 вручную выводят рычаги 20 и 21 из зацепления с храповым колесом 22, при этом
пружины 26 и 27 сжимаются. В гнездо храпового колеса 22 вставляют сменный ключ 25, настроенный на необходимый крутящий момент, а затем путем вращения храпового колеса вручную совмещают грани
ключа с гранями затягиваемой гайки. Гайковерт перемещают вдоль оси фланца на высоту гайки до посадки ее в гнездо ключа 25 и вводят в зацепление зубья рычагов 20 и 21 с зубьями храпового колеса, отпустив телескопические тяги 28 и 29. Ввод в зацепление
зубьев осуществляется за счет усилия пружин 26 и 27;. Аналогичные операции производят и на второй серьге.
Двигатели 3 и 4 при совместной работе через дифференциал посредством червяков
10 и 11 вращают червячные колеса 12 и 13, которые с помощью эксцентриков, расположенных в .противофазе, создают качание рычагов относительно осей храповых колес. В момент, когда один из рычагов, например рычаг 21, в серьге 17, двигаясь в одну
0 сторону, входит в зацепление с храповым колесом 22 и поворачивает его, второй рычаг 20 этой же серьги двигается в противоположном направлении и выходит из зацепления с храповым колесом 22.
При дальнейшем вращении червячного колеса 12 рабочий ход совершает 20, а рычаг 21 соверщает холостой ход и перескакивает на следующий зуб. Ввод зубьев рычагов 20 и 21 в зацепление с зубьями храпового колеса 22 осуществляется пружинами 26 и 27, а выход из зацепления - за счет наклона зубьев. Аналогично взаимодействуют рычаги с храповым колесом во второй серьге.
Таким образом, храповые колеса в серьгах совершают вращательное движение
с незначительными остановками. Движение это посредством сменных ключей передается гайкам болтового соединения. При разборке болтовых соединений сменные ключи переставляются в те же гнезда храповых колес,
0 но противоположно их положению при сборке.
В дальнейшем работа гайковерта аналогична работе при сборке фланцевых соединений.
5 При установке гайковерта на болтовые соединения фланца с другим межцентровым расстоянием серьга 17 и серьга, противоположная ей, вручную разворачиваются на необходимый угол вокруг оси вращения
JJ червячных колес. У болтовых соединений гайки, как правило, отстоят от поверхности, фланца на различные расстояния, т. е. при синхронной скорости вращения двигателей через дифференциал одна гайка коснется Поверхности фланца раньше, а другая позже.
5 На той гайке, которая коснулась поверхности раньше, возникает брльщий момент сопрбтивлёния, на второй, и, достигнув предельно возможной величины, например, для двигателя 3, остановит его, или сработает ключ 25, настроенный на определенный крутящий момент, а другой двигатель 4 будет продолжать доворачивать другую гайку и, когда момент будет предельно возможным, остановит его или по аналогии с первым сработает ключ.
, Таким образом, описан случай с предельно возможным крутящим моментом двигателей или с моментом, на который настроены сменные ключи. Промежуточные значения моментов сопротивления на гайках, которые по различным причинам могут меняться в процессе сборки, перераспределяются в каждый момент времени дифференциалом, за счет чего достигается одновременная затяжка двух болтовых соединений с одинаковым усилием. Реактивный момент, возникающий на гайковерте при сборке и разборке болтовых соединений фланцев, воспринимается трубопроводом (на чертеже не показан).
Технико-экономический эффект от использования предлагаемого гайковерта заключается в том, что повыщается произ водительность сборки и разборки фланцевых соединений в два раза, обеспечивается повыщение качества сборки за счет одновременной затяжки с одинаковым усилием двух
противолежащих болтовых соединений, исключается перекос фланцев, обеспечивается возможность выполнения операций сборки и разборки одним и тем же гайковертом ряда типоразмеров фланцевых соединений с различным расстоянием между центрами
противолежащих болтов.
Формула изобретения
Гайковерт по авт. св. № 263488, отличающийся тем, что, с целью расщирения его технологических возможностей, привод выполнен из двух двигателей, валы которых соединены между собой с помощью дифференциала, а серьги установлены с возможностью поворота вокруг осей вращения червячных колес.
(Риг. /
2S
745668
f3
/4
f4 PJ
Фиг. 2
Авторы
Даты
1980-07-05—Публикация
1978-04-04—Подача