Изоляция обмоток электрических машин Советский патент 1981 года по МПК H02K15/12 

Описание патента на изобретение SU864447A1

(54) ИЗОЛЯЦИЯ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Похожие патенты SU864447A1

название год авторы номер документа
Способ изготовления катушечных обмоток электрических машин 1977
  • Александров Николай Васильевич
  • Восканов Сергей Евгеньевич
  • Жамгарян Роберт Геворкович
  • Лебедев Александр Иванович
  • Огоньков Вячеслав Григорьевич
  • Осипова Кнарик Николаевна
  • Тер-Акопян Мария Самсоновна
SU733065A1
Способ изготовления изоляции обмоток электрических машин 1978
  • Александров Николай Васильевич
  • Огоньков Вячеслав Григорьевич
  • Калинина Елизавета Алексеевна
  • Трубачев Сергей Георгиевич
  • Черняк Давид Яковлевич
  • Зиннер Владимир Адольфович
  • Матросов Михаил Федорович
  • Семянников Владимир Васильевич
  • Городницкий Иван Николаевич
  • Яшенкова Елена Кирилловна
SU792504A1
Способ изготовления статоров электрических машин 1977
  • Огоньков Вячеслав Григорьевич
  • Александров Николай Васильевич
  • Трубачев Сергей Георгиевич
  • Цукерник Соломон Вениаминович
  • Штеренберг Алексей Борисович
  • Кляцкий Генрих Матвеевич
SU710092A1
Способ изготовления катушек обмоток электрических машин 1977
  • Огоньков Вячеслав Григорьевич
  • Трубачев Сергей Георгиевич
  • Александров Николай Васильевич
  • Окнин Николай Сергеевич
  • Зиннер Владимир Адольфович
  • Яшенкова Елена Кирилловна
  • Русаков Геннадий Ермолаевич
SU692010A1
Способ изготовления обмоток 1976
  • Огоньков В.Г.
  • Трубачев С.Г.
  • Александров Н.В.
  • Окнин Н.С.
  • Сяков В.Г.
  • Масленников К.Н.
  • Потехин К.Ф.
  • Шалимов В.В.
  • Лысенко П.Л.
SU599709A2
Способ изготовления обмотанных статоров 1978
  • Хвальковский Алексей Васильевич
  • Гурвич Владимир Соломонович
  • Дьяконов Лев Георгиевич
  • Пузаков Сергей Евдокимович
  • Гуреева Тамара Андреевна
SU731517A1
Обмотка электрической машины 1978
  • Букин Борис Алексеевич
  • Огоньков Вячеслав Григорьевич
  • Ершов Дмитрий Павлович
  • Шагалов Семен Беркович
  • Паскеев Айрат Даганшевич
  • Трубачев Сергей Георгиевич
SU782048A1
Способ ремонта термореактивной изоляции 1978
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Бунер Владимир Борисович
  • Глидер Евгений Хаймович
  • Дунаевский Александр Давыдович
  • Ковшиков Игорь Борисович
SU771813A1
Способ ремонта высоковольтной изоляции обмоток статоров электрических машин 1982
  • Дегиль Григорий Степанович
  • Дегиль Борис Григорьевич
SU1356128A1
Способ изготовления обмоток 1966
  • Александров Н.В.
  • Трубачев С.Г.
  • Огоньков В.Г.
  • Зуев А.Н.
  • Сяков В.Г.
  • Масленников К.Н.
  • Ильина О.М.
  • Школьников Н.И.
SU262239A1

Реферат патента 1981 года Изоляция обмоток электрических машин

Формула изобретения SU 864 447 A1

1

Изобретение относится к электроизоляционной технике и может быть использовано в шаблонных обмотках якорей электрических машин постоянного тока, преимущественно тяговых электродвигателей, а также в статорных обмотках электрических машин. Известна изоляция шаблонных обмоток электрических машин, содержащая наложенные на обмотку слюдосодержащие ленты, пропитанные вместе с сердечником (в сборе) под вакуумом и давлением эпоксидным компаундом 1.

Однако за счет высокой цементирующей способности компаунда и большой поверхности его контакта с обмоткой и сердечником обеспечивается очень высокая прочность крепления обмотки в пазах, что повышает надежность, но делает обмотку неремонтопригодной.

Наиболее близким к предлагаемому является изоляция, содержащая нанесенную на обмотку слюдосодержащую ленту, поверх которой (с целью упрощения технологии ремонта обмотки) перед укладкой и пропиткой обмотки установлена гильза, промазанная с одной стороны антиадгезивом (кремнийорганическим вазелином). В результате после пропитки компаундом и термообработки гильза приклеивается кг пакету сердечника, а со стороны изоляции обмотки за счет антиащгезива склеивания не происходит, вследствие чего сохраняется способность„к перемещению обмотки относительно гильзы, т.е. ремонтопригодность 2.

Однако данна-я изоляция используется в статорах высоковольтных элек10трических машин, но она практически непригодна для якорей, где при высоких скоростях вращения и больших диаметрах якорей или значительной массе секций обмотки возникают очень tS большие центробежные силы, выталкивакядие обмотку из пазов. Так для изоляции якорей тяговых электродвигателей при диаметрах ,5 м и скорости вращения п до 2500 об/мин удель20ное усилие выталкивания секции обмотки из паза Т может быть описано выражением

Т 0,08() , где ,55-10 3м - высота секции в

25

пазу;

М 14,6 кг - масса задней лобовой части обмотки ;

угловая скорость

вращения.

При номинальной скорости вращения якоря п 2250 об/мин и диаметре якоря 0, 49, ,4 кг/мм, что значительно выше усилия сцепления обмотки с гильзой при изготовлении по вышеуказанному способу.

Таким образом, почти вся нагрузка от центробежных сил действует на пазовые клинья и бандажи, что требует их утолщения (во избежание ослабления, выкрашивания и излома, вырыва обмотки из паза и аварии электродвигателя) , т.е.приводит к ухудшению электромагнитных характеристик электродвигателя и снижению использования активных материалов.При прикле.ивании обмотки компаундом к пакету сердечника по всей поверхности ремон обмотки практически невозможен.

Цель изобретения - повышение надежности и эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем что изоляция обмоток электрических машин, пропитанная термореактивным компаундом, содержащая последовательно наложенные на обмотку слюдосодержалую ленту и антиадгезивный по отнсяиению к компаунду материал, в качестве антиадгезивного материала содг.ержит ленту, намотанную с постоянным шагом и отрицательным перекрытием, причем площадь антиадгезивной ленты составляет 1/2-3/4 поверхности обмотки в пазу.

крометого антиадгезивная лента выполнена из фторопластовой пленки.

В этом случае обмотка удерживается в пазах, главным образом за сче приклейки изоляции к сердечнику при

- 1

26

1,85 . 0,01

рабочих скоростях (,8-10,4 кг/мм но центробежные силы вырывают ее из пазов при угонной скорости кг/м

Пример 1. На секции якорной обмотки наносят сухую стеклослюдинитовую ленту, поверх изоляции на пазовую часть наносят один слой фторопластовой плёнки шириной 20 мм с зазором, равным ширине пленки. Обмотку укладывают в паз и пропитывают под вакуумом и давлением эпоксидным компаундом. После пропитки и отверждения обрезают лобовые части и определяют усилие вырыва обмотки.

Пример2. На секции якорной обмотки наносят пропитанную стеклослюдинитовую ленту, поверх изоляции на пазовую часть наносят один слой., фторопластовой пленки шириной 20 мм с зазором 15 мм. Обмотку укладывают в паз и пропитывают под вакуумом -и давлением эпоксидным компаундом. После пропитки и отверждения лобовые части обрезают и определяют усилие вырыва обмотки.

Примерз. Изготовление изоляции и испытание производят по примеру 1 , но фторопластовую ленту нанося с зазором 10 мм.

П р и м е р 4. Изготовление изоляции и испытание производят по примеру 1, но фторопластовую ленту наносят с зазором 7 мм.

Примерз. Изготовление изоляции и испытание производят по примеру 1 , но фторопластовую ленту наносят с зазором 40 мм.

Результаты испытаний по примерам 1-5 приведены в таблице.

20 20 20 20 20 20 15 10 7 40

1/2 3/7 1/3 -1/4 2/3

13,0 10,5 9,0 6,8 18,2

0.,92 0,75 0,64 0,48 1,3

Как видно из приведенных данных, изобретение позволяет получать обмотку с регулируемой приклейкой к пазу, обеспечивая стойкость изоляции к действию центробежных сил при рабочих скоростях вращения и ремонтопригодность обмотки (извлечение из пазов при угонной скорости вращения в нагретом состоянии),дает возможность изготавливать ремонтопригодные якоря с пропиткой термореактивным компаундом, что позволяет повысить надежность работы якорей в экстремальных условиях, сократить цикл пропиткисушки, его трудоемкость и энергоемкость.

Формула изобретения

1, Изоляция обмоток электрических машин, пропитанная термореактивным компаундом, содержащая последовательно наложенные на обмотку cjpoдосодержащую ленту и антиадгезивный по отношению к компаунду материал, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации, в качестве антиадгезивного материала она содержит ленту, намотанную с постоянным шагом и отрицательным перекрытием, причем площадь ленты составляет J/2-3/4 поверхно0сти обмотки в пазу.

2. Изоляция по п. 1, отличающаяся тем, что антиадгезивная лента выполнена из фторопластовой пленки.

5

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 262239, кл. Н 02 К 15/02, 1966.2.Авторское .свидетельство СССР 710092, кл. Н 02 К 15/12, 1977.

0

SU 864 447 A1

Авторы

Бунер Владимир Борисович

Баронский Артем Вульфович

Данько Владимир Григорьевич

Огоньков Вячеслав Григорьевич

Озерной Николай Федорович

Трубачев Сергей Георгиевич

Усенко Всеволод Васильевич

Шагалов Семен Беркович

Петрашко Алексей Иванович

Даты

1981-09-15Публикация

1979-07-26Подача