(54) ИЗОЛЯЦИЯ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ изготовления катушечных обмоток электрических машин | 1977 |
|
SU733065A1 |
Способ изготовления изоляции обмоток электрических машин | 1978 |
|
SU792504A1 |
Способ изготовления статоров электрических машин | 1977 |
|
SU710092A1 |
Способ изготовления катушек обмоток электрических машин | 1977 |
|
SU692010A1 |
Способ изготовления обмоток | 1976 |
|
SU599709A2 |
Способ изготовления обмотанных статоров | 1978 |
|
SU731517A1 |
Обмотка электрической машины | 1978 |
|
SU782048A1 |
Способ ремонта термореактивной изоляции | 1978 |
|
SU771813A1 |
Способ ремонта высоковольтной изоляции обмоток статоров электрических машин | 1982 |
|
SU1356128A1 |
Способ изготовления обмоток | 1966 |
|
SU262239A1 |
1
Изобретение относится к электроизоляционной технике и может быть использовано в шаблонных обмотках якорей электрических машин постоянного тока, преимущественно тяговых электродвигателей, а также в статорных обмотках электрических машин. Известна изоляция шаблонных обмоток электрических машин, содержащая наложенные на обмотку слюдосодержащие ленты, пропитанные вместе с сердечником (в сборе) под вакуумом и давлением эпоксидным компаундом 1.
Однако за счет высокой цементирующей способности компаунда и большой поверхности его контакта с обмоткой и сердечником обеспечивается очень высокая прочность крепления обмотки в пазах, что повышает надежность, но делает обмотку неремонтопригодной.
Наиболее близким к предлагаемому является изоляция, содержащая нанесенную на обмотку слюдосодержащую ленту, поверх которой (с целью упрощения технологии ремонта обмотки) перед укладкой и пропиткой обмотки установлена гильза, промазанная с одной стороны антиадгезивом (кремнийорганическим вазелином). В результате после пропитки компаундом и термообработки гильза приклеивается кг пакету сердечника, а со стороны изоляции обмотки за счет антиащгезива склеивания не происходит, вследствие чего сохраняется способность„к перемещению обмотки относительно гильзы, т.е. ремонтопригодность 2.
Однако данна-я изоляция используется в статорах высоковольтных элек10трических машин, но она практически непригодна для якорей, где при высоких скоростях вращения и больших диаметрах якорей или значительной массе секций обмотки возникают очень tS большие центробежные силы, выталкивакядие обмотку из пазов. Так для изоляции якорей тяговых электродвигателей при диаметрах ,5 м и скорости вращения п до 2500 об/мин удель20ное усилие выталкивания секции обмотки из паза Т может быть описано выражением
Т 0,08() , где ,55-10 3м - высота секции в
25
пазу;
М 14,6 кг - масса задней лобовой части обмотки ;
угловая скорость
вращения.
При номинальной скорости вращения якоря п 2250 об/мин и диаметре якоря 0, 49, ,4 кг/мм, что значительно выше усилия сцепления обмотки с гильзой при изготовлении по вышеуказанному способу.
Таким образом, почти вся нагрузка от центробежных сил действует на пазовые клинья и бандажи, что требует их утолщения (во избежание ослабления, выкрашивания и излома, вырыва обмотки из паза и аварии электродвигателя) , т.е.приводит к ухудшению электромагнитных характеристик электродвигателя и снижению использования активных материалов.При прикле.ивании обмотки компаундом к пакету сердечника по всей поверхности ремон обмотки практически невозможен.
Цель изобретения - повышение надежности и эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем что изоляция обмоток электрических машин, пропитанная термореактивным компаундом, содержащая последовательно наложенные на обмотку слюдосодержалую ленту и антиадгезивный по отнсяиению к компаунду материал, в качестве антиадгезивного материала содг.ержит ленту, намотанную с постоянным шагом и отрицательным перекрытием, причем площадь антиадгезивной ленты составляет 1/2-3/4 поверхности обмотки в пазу.
крометого антиадгезивная лента выполнена из фторопластовой пленки.
В этом случае обмотка удерживается в пазах, главным образом за сче приклейки изоляции к сердечнику при
- 1
26
1,85 . 0,01
рабочих скоростях (,8-10,4 кг/мм но центробежные силы вырывают ее из пазов при угонной скорости кг/м
Пример 1. На секции якорной обмотки наносят сухую стеклослюдинитовую ленту, поверх изоляции на пазовую часть наносят один слой фторопластовой плёнки шириной 20 мм с зазором, равным ширине пленки. Обмотку укладывают в паз и пропитывают под вакуумом и давлением эпоксидным компаундом. После пропитки и отверждения обрезают лобовые части и определяют усилие вырыва обмотки.
Пример2. На секции якорной обмотки наносят пропитанную стеклослюдинитовую ленту, поверх изоляции на пазовую часть наносят один слой., фторопластовой пленки шириной 20 мм с зазором 15 мм. Обмотку укладывают в паз и пропитывают под вакуумом -и давлением эпоксидным компаундом. После пропитки и отверждения лобовые части обрезают и определяют усилие вырыва обмотки.
Примерз. Изготовление изоляции и испытание производят по примеру 1 , но фторопластовую ленту нанося с зазором 10 мм.
П р и м е р 4. Изготовление изоляции и испытание производят по примеру 1, но фторопластовую ленту наносят с зазором 7 мм.
Примерз. Изготовление изоляции и испытание производят по примеру 1 , но фторопластовую ленту наносят с зазором 40 мм.
Результаты испытаний по примерам 1-5 приведены в таблице.
20 20 20 20 20 20 15 10 7 40
1/2 3/7 1/3 -1/4 2/3
13,0 10,5 9,0 6,8 18,2
0.,92 0,75 0,64 0,48 1,3
Как видно из приведенных данных, изобретение позволяет получать обмотку с регулируемой приклейкой к пазу, обеспечивая стойкость изоляции к действию центробежных сил при рабочих скоростях вращения и ремонтопригодность обмотки (извлечение из пазов при угонной скорости вращения в нагретом состоянии),дает возможность изготавливать ремонтопригодные якоря с пропиткой термореактивным компаундом, что позволяет повысить надежность работы якорей в экстремальных условиях, сократить цикл пропиткисушки, его трудоемкость и энергоемкость.
Формула изобретения
1, Изоляция обмоток электрических машин, пропитанная термореактивным компаундом, содержащая последовательно наложенные на обмотку cjpoдосодержащую ленту и антиадгезивный по отношению к компаунду материал, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации, в качестве антиадгезивного материала она содержит ленту, намотанную с постоянным шагом и отрицательным перекрытием, причем площадь ленты составляет J/2-3/4 поверхно0сти обмотки в пазу.
5
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
0
Авторы
Даты
1981-09-15—Публикация
1979-07-26—Подача