Двухпоточное рабочее колесо Советский патент 1980 года по МПК F01D1/06 F01D5/28 

Описание патента на изобретение SU748020A1

(54) ДВУХПОТОЧНОЕ РАБОЧЕЕ КОЛЕСО

1

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к двухпоточным радиально-осевым ступеням турбин, работающих на двухфазной рабочей среде, например на влажном паре.

Известно двухпоточное рабочее колесо радиально-осевой ступени турбины, состоящее из центральной радиальной решетки и расположенных с обеих сторон от нее концевых осевых решеток 1. Лопатки радиальной решетки установлены параллельно оси колеса и образуют двухрядную рабочую Ю решетку, в которой проточные каналы левого и правого направлений расположены в различных поперечных сечениях. Такое колесо не обладает сепарацнониой способностью и имеет недостаточную механическую прочность для установки покрывных дисков при высоких окружных скоростях, что обуславливает невысокую аэродинамическую эффективность колеса.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является двухпоточное 20 рабочее колесо радиально-осевой ступени турбома1иины, содержащее входную однорядную радиальную решетку лопаток, расположенных поочередно с положительным и

отрицательным углом наклона к оси колеса (зигзагообразно) и образующих чередующиеся проточные каналы левого и правого направлений. Лопатки радиальной решетки имеют винтовую форму 2.

Такое колесо имеет сравнительно невысокую сепарационную способность, сложную и нетехнологичную конструкцию, а также недостаточную аэродинамическую эффективность, обусловленную неблагоприятной формой межлопаточных каналов и отсутствием осевых выходных решеток.

Целью изобретения является улучшение сепарационной способности, технологичности и аэродинамической эффективности колеса.

Указанная цель достигается тем, что наклонные лопатки радиальной решетки имеют плоскую или цилиндрическую форму и соединены друг с другом плоскими поперечными перемычками. Внутри каждого проточного канала установлены дополнительно осевые лопатки, радиусы входных кромок которых меньше радиусов входных кромок наклонных лопаток и возрастают в направлении рращения колеса. С обеих сторон радиальНой решетки дополнительно установлены выхолмые оссмые нпкткм, лопятки которых плавно сопрягаются с перемычками между наклонными лопатками н торцам осспых лопагок. И-я ло11атк 1х р-чдиалыюй н осевых peiiieioK .югут быть уоаноплены покрывные диски. На фиг. I и.юбражеяо рабочее колесо и примыкающие к jreMy элементы ступени влажнопаровой турбины, продольный разрез по А-А; на фиг. 2 - развертка радиальной и осевых решеток рабочего колеса (вид с периферии ступени). Колесо содержит несущий диск 1, на котором укреилены наклонные 2, 3 и осевые 4 лопятки входной радиальной регнетки. Лопатки 2, 3 установлены симметрично оси колеса под углом оС и d -of соответстиенгкх Они имеют плоскую или цилиндрическую пространственную .форму и попарно соединены между собой плоскими поперечивши пе)емычками 5, обра.чуя чигзагообразкук идн)рядиую решетку с чередующимися проточными каналами левого и ipaeoro laправлеии.я. Угол п це.лесообразно выбирать в нредс.чах . Внутри каждого нроточного канала между наклонными лонатками -2, 3 установлены одна или неско;1ько дополнительных осевых лопяток «1, радиусы Rs входных кромок которых MeHbHie радиусов Rj входных кромок лопаток 2, 3. В :зтом случае если в одном проточном каналр установлено несколько осовых .чоиаток 4, радиус 2 каждой тоследуго цей (по направлепию врап,ения) осевой лопатки болыие, чем у нредыдун1ей. С обеих сторон радиальной рещетки лонаток 2, 3 установленг выходные осевые решетки, образова П)ые чередующимися тоикогелы.ми 6 и толстотелыми 7 лонатками. Лопатки 6 плавно сопрягаются с торцами осевых лопаюк 4 ралиальной рещетки, а ло; натки 7 - с 1и ремычками 5. На боковых кромках локаток 2-4, 6, 7 установлены покрывные диски 8. На периферии ступени перед радиальной рещеткой рабочего колеса установлен сопловой аппарат 9 с безлопаточным конфузором 10, в боковых стенках которого с обеих сторон колеса выполнены улавливающие щели 11, сообщающиеся со сборными камерами 12. Радиальная решетка лопаток 2-4 раеположена еимметричьао относительно конфузора 10. Поток рабочей среды, содержащий негазообразные примеси, например влажный пар, поступает через сопловой аппарат 9 н безлопаточный конфузор 10 во входную часть радиальной рабочей рещетки, где частицы примесей, обладающие меньшей скоростью, чем основной поток, ударяются о наклонные поверхности лопаток 2, 3, приобретают осевую скорость н отбрасываютс к покрывным дискам 8. Под действием центробежных сил частицы скользят по внутроннеЛ поиерхиости дисков 8, сбрасываются в безлонаточный конфузор и улавливаются щелями II, через которые отводятся в сборные камеры 12. Осевые лопатки 4 располагаются ниже траектории движения отбрасываемых частиц и не испытывают существенного эрозионного износа благодаря тому, что их входные кромки имеют меньщий радиус, чем кромки лопаток 2, 3. Наклон лопаток 2, 3 к оси колеса обеспечивает снижение нормальной составляюнхей скорости ударяющихся о них частиц и, следовательно, уменьшение эрозионного износа лопаток. После сепарации примесей во входной зоне радиальной рещетки поток рабочей среды проходит через каналы трапецеидального поперечного сечения между лопатками 2-4, поворачивается в них и поступает в выходные рещетки лонаток б, 7. Установка осевых лонаток 4 и сопряженных с ними тонкотелых лонаток б позволяет оптимизировать щаг рещеток без увеличения их щнрины, устранить эффект диффузорности и неравномерность потока на выходе из рабочего колеса. Высокая сепарационная способность, простота конструкнни и аэродинамическая эффективность описанного радиально-осевого рабочего колеса позволяют использовать его в разделительных ступенях двухпоточных цилиндров низкого давления мощных влажнопаровых турбин, что приводит к повышению экономичности и 1адежности последующих осевых ступеней и цилиндра в целом. Формула изобретения 1. Двухпоточное рабочее колесо радиально-осевой ступени турбомащины, преимущественно влажнопаровой турбины, содержащее входную однорядную радиальную рещетку лопаток, расположенных поочередно с положительным и отрицательным углом наклона к оси колеса и образующих чередующиеся проточные каналы левого и правого направления, отличающееся тем, что, с целью улучщения сепарационной способности, технологнчности и аэродинамической эффективности колеса, наклонные лопатки имеют плоскую нли цилиндрическую форму и соединены друг с другом плоскими поперечными перемычками, внутри каждого проточного канала установлены дополнительно осевые лопатки, радиусы входных кромок последних меньще радиусов входных кромок наклонных лопаток и возрастают в. направлении вращения колеса, а с обеих сторон радиальной рещетки дополнительно установлены выходные осевые решетки, лопатки которых плавно сопрягаются с перемычками между наклонными лопатками и торцами осевых лопаток.

2, Колесо по п. I, отличающееся тем, что на лопатках радиальноА и осевых решеток установлены покрывные диски. Источники информации,

принятые во внимание при экспертизе

1,Авторское свидетельство СССР № 308215, кл. F01 D 5/34, 1971.

2.Патент Великобритании № 1036486, кл. F I С, опублик. 1963 (прототип).

Похожие патенты SU748020A1

название год авторы номер документа
Двухпоточное рабочее колесо 1976
  • Биржаков Михаил Борисович
  • Кириллов Иван Иванович
SU703670A1
ДВУХПОТОЧНОЕ РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЕ КОЛЕСО 1990
  • Кириллов И.И.
  • Саливон Н.Д.
RU2022121C1
ДВУХПОТОЧНОЕ РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ 2006
  • Бакурадзе Михаил Викторович
  • Иванов Виталий Альбертович
  • Кириллов Владимир Иванович
  • Кошелев Сергей Алексеевич
  • Гудков Николай Николаевич
  • Ермолаев Владимир Владимирович
  • Амелюшкина Нина Николаевна
RU2307253C1
Последняя ступень турбины 2022
  • Ивановский Александр Александрович
  • Долганов Алексей Геннадьевич
  • Усачев Константин Михайлович
  • Тюхтяев Алексей Михайлович
  • Карпов Алексей Димитриевич
RU2790505C1
Двухпоточное рабочее колесо 1976
  • Кириллов Иван Иванович
  • Биржаков Михаил Борисович
SU659766A1
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЯНОЙ НАСОС И РАБОЧЕЕ КОЛЕСО МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЯНОГО НАСОСА 2013
  • Валюхов Сергей Георгиевич
  • Житенёв Сергей Вячеславович
  • Веселов Валерий Николаевич
RU2537205C1
Закрытое двухпоточное колесо турбомашины 1987
  • Лезман Вадим Иосифович
  • Винницкий Борис Григорьевич
  • Саливон Николай Дмитриевич
  • Берлянд Виктор Иосифович
  • Марковский Иван Александрович
SU1477905A1
ПОСЛЕДНЯЯ СТУПЕНЬ ВЛАЖНОПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2014
  • Лисянский Александр Степанович
  • Усачев Константин Михайлович
RU2569789C1
ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПРИРОДНОГО ГАЗА 2004
  • Семененко Петр Георгиевич
  • Лобода Борис Николаевич
  • Белов Леонид Владимирович
  • Каверзнев Алексей Николаевич
  • Большаков Виктор Владимирович
  • Гительман Абрам Иосифович
  • Хазов Игорь Николаевич
  • Скибин Владимир Алексеевич
  • Солонин Валентин Иванович
  • Гельмедов Фагим Шайхович
  • Михайлов Владимир Евгеньевич
  • Тарабрин Анатолий Петрович
  • Нарышкин Виталий Федорович
  • Щуровский Владимир Александрович
  • Огнев Владимир Васильевич
RU2312254C2
ВЕНТИЛЯТОРНАЯ СТУПЕНЬ КОМПРЕССОРА (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Иванов Олег Иванович
  • Милешин Виктор Иванович
RU2294461C1

Иллюстрации к изобретению SU 748 020 A1

Реферат патента 1980 года Двухпоточное рабочее колесо

Формула изобретения SU 748 020 A1

SU 748 020 A1

Авторы

Биржаков Михаил Борисович

Кириллов Иван Иванович

Даты

1980-07-15Публикация

1976-06-02Подача