Устройство для управления тиристорным электроприводом Советский патент 1980 года по МПК H02P5/16 

Описание патента на изобретение SU748757A1

Изобретение относится к электромеханике и может быть использовано в системах управления реверсивными элект роприводами с тиристорными широтноимпульсными преобразователями. Известны устройства для уйравления электроприВ:ОДами пбстоянного тока с тиристорными широтно-импульсными преобразователями, содержащие задающий .генератор, генератор пилообразного напр .. жения, широтно-импульсньш модуляторы и узлы принудительной коммутации 1.1 j. Такие устройства обеспечивают определенный неизменный закон управления широтно-импульсными модуляторами, при КО тором невозможно обеспечение высоких динамических показателей электропривода. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для управления тиристорным электEieafe i.. , содержащее последовательно включенные задающий генератор, генератор пилообразного напряжения и щиротно импульсные модуляторы, а также два ус ла принудительной коммутации, вход одного из которых подключен к выходу задающего генератора, датчик скорости, сумматор и логический блок переключения закона коммутации. В этом устройстве реализуется сменный закон коммутации реверсивного тирйсторного широтноимпульсного преобразователя электропривода: несимметричный в двигатель- ном режиме работы электродвигателя питаемого от преобразователя, т. е. в 1 и И квадрантах фазовой плоскости параметров ьэ .и D (оо1 - скорость вращения, а 3 -ток электродвигателя), и симметричный в тормозном режиме работы, т. е. во П и 1У квадрантах 2. .Недостатком этого устройства является работа преобразователя с симметричным законом коммутации (т. е. с повышенньп 1и пульсациями тока и дополнительными потерями электроэнергии) во всей области 11 и 1У квадрантов.

Цель изобретения - повышение энергетических показателей в тормозных режимах работы.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для управления тиристорным электроприводом снабжено датчиком тока, а логический блбк переключения закона коммутации выполнен на двук релейных элементах, например статических -триггерах, трех Логических элементах И, двух логических элементах НЕ и .одном логическом элементе ИЛИ, при этом вход первого релейного элемента соединен с выходом сумматора, выход его №дключен к первому входу первого логического элемента И и одновременно через первый логический элемент НЕ соединен с первым входом второго логического элемента И, вход второго релейного элемента связан через дополнительный сумматор с выходами датчика скорости и датчика тока, выход его подклю чен к6 второму входу второго логического элемента И и одновременно через второй логический элемент НЕ соединен со вторым входом первого логического элемента И, а в| 1ходы первого и второго логических элементов И подключены соответственно к первому и второму входам логического элемента ИЛИ, выход которого через третий логический элемент И, к другому входу которого подключен выход задающего генератора связан со входом второго узла принудительной коммутации.

Сущность изобретения заключается в замене симметричного закона коммутации йа несимметричный в тех ограниченных областях II и 1У квадрантов, где он обеспечивает возможность регулирования системой преобразователь-двигатель. При этом Переход с симметричного закона коммутации на несимметричный проиэво;дится при условии

.

где GD - скорость вращения 9яектр - .двигателя в относительных

единицах;.

D - ток цепи якоря электродвигателя в относительных еди- ницах.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства для управления тиристорным электроприводом; на фиг. 2 - механические характеристики электродвигателя для двигательного н тормозного режимов.

Устройство содержит задающий гёнера тор 1 (фиг. 1), генератор 2 пилообразного напряжения, широтно-импульсные модуляторы 3 и 4, узлы 5 и 6 прннудител ной коммутации, усилитель 7 постоянного тока, релейные элементы 8 и 9, выпонеййые на симметричных- триггерах, датчик 10 тока, датчик 11 скорости, логические элементы 12, 13 и 14 И, логические элементы 15 и 16 НЕ, логический элемент 17 ИЛИ, сумматоры 18,и 19.

Устройство для управления тиристорны электроприводом работает следующим образом.

В зависимости от полярности напряжения, снимаемого с усилителя 7 постоянного тока, работают широтно-импульсные модуляторы 3 и 4, которые включают силовые тиристоры силового преобразователя. В двигательном режиме работает только один узел принудительной коммутации, благодаря чему реализуется несимметричный закон коммутации. Например, если работает широтно-импульсный модулятор 4, с выхода триггера 8 поступает единица на логический элемент 13 И и на логический элемент 16 НЕ, С выхода элемента 16 НЕ на логический элв;- мент 14 И поступает нуль. Датчик 10 тока И датчик 11тюкорссти производят решение управления оо + 1 О. Во время работы модулятора 4 сигнал, поступающий на триггер 9, обуславливает на его выходе единицу, т. е. с выхода триггера 9 на вход логического элемента 14 И и на логический элемент 15 НЕ поступает единица. С выхода элемента 15 НЕ на вход логического элемента 13 И поступает нуль. В этом случае на входах логических элементов 13 И 14 И совпадения нет, поэтому с выходов элементов 13 и 14 И на входы логического элемента 17 ИЛИ поступают нули. На логический элемент 12 И с задающего генератора 1 поступает единица, а с логического элемента 17 ИЛИ поступает нуль. С выхода логического элемента. 12 И поступает нулевой потенциал на вход узла принудительной коммутации 6 поэтому он не запускается. При р.боте в устройстве для у1Т;равления электроприводом одного узла 5 принудительной комм тгации, обеспечивается несимметричный закон коммутации. При изменении полярности напряжения, триггер 8 переключится и на вход элемента 16 НЕ начинает поступать нулевой потенциал. С. выхода элемента 16 НЕ на вход логического элемента 14 И придет единица, а с выхода триггера 9 по-прежнему на вход логического элемента 14 И будет поступать единица, так как скорость сутектродвигателя мгновенно не может изменить своей величины. Поэтому на входе логического элемента 14 И произойдет совпадение и с выхода логического элемента 14 И на вход логического элемента 17 ИЛИ начнет поступать единица. На оба входа логическога элемента 12 И (с задающего генератора 1 и с элемента 17 ИЛИ поступают единицы, поэтому с выхода элемента 12 И на вход узла 6 принудительной коммутации приходит единица, в результате чего он запускается. При работе двух узлов . 5 и 6 принудительной коммутации уст.ройство для управления элeкtpoпpивioдoм обеспечивает симметричный закон комму тации. Посде того, как двигатель Снизит скорость до такой величины, что c viMap ный сигнал, поступающий с датчиков 10 тока и 11 скорости изменит свой знак, триггер 9 переключится и с выхода его начнет поступать нуль на логический элемент 14 И, вследствие чего не будет совпадения на входах логических элементов 13 и 14 И. В результате на оба входа логического элемента 17 ИЛИ нач нут поступать нули, что приведет к выключению узла 6 принудительной коммутации. .Устройство для управления электропри водом опять начнет работать с одним узлом 5 принудительной коммутации, п6этому начнет обеспечиваться несимметричный закон коммутации. : . Таким образом, в предлагаемом устройстве производится смена закона коммутации тиристоров преобразователя в зависимости от режима работы электропривода.. Формула изобретения Устройство для управления тиристорным электроприводом, содержащее последовательно включенные задающий генератор, генератор пилообразного напряжения и широтно-нмпупьсные модуляторы, а также два узла принудительной комму-ч тацни, вход каждого из которых подключен JK выходу задающего генератора, датчик скорости, сумматор и логический переключения закона коммутации, отличающееся тем; что, с целью повышения энергетических показателей в тормозных режимах работы, оно снабжено датчиком тока, а логический блок переключения закона коммутации выполнен на двух релейных элементах, например статических триггерах, трех логических элементах И, двух .логических элементах НЕ и одном логическом элементе ИЛИ, при этом вход первого релейного элемента связа;н с выходом сум- матора, выход его подключен к первому входу первого йоги ческого элемента И и одновременно через первый логический элемент НЕ соединен с первым входом второго логического элемента И, вход второго релейного элемента связан через дополнительный сумматор с выходами датчика скорости и датчика тока, выход его подключен ко второму входу второго логического элемента И и одновременно через второй логический .элемент НЕ соединен со вторым входом первого логического элемента И, а выходы первого и второго логических элементов И подключены соответственно к первому и второму входам логического элемента ИЛИ, выход которого через третий логический элемент И, к другому входу которого подключен выход задающего генератора . связан со входом узла принудительной коммутации. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Гольц М. Е. и др. Автоматизированные электроприводы постоянного тока с широтно-импульсными преобразователя- ми, /Энергия, 1972, с. 78, 79. 2.Авторское свидетельство СССР №603078, кл. Н 02 Р 5/16, 1972.

Похожие патенты SU748757A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления электроприводом с тиристорным широтноимпульсным преобразователем 1972
  • Бейнарович Владислав Александрович
  • Фадеев Владимир Степанович
  • Деев Анатолий Евстигнеевич
SU603078A1
Реверсивный электропривод 1983
  • Гольц Марк Ефимович
  • Литвин Николай Сергеевич
  • Процерова Наталья Александровна
  • Шпиглер Людвиг Александрович
  • Подлесный Вячеслав Иванович
SU1116514A1
Реверсивный электропривод постоянного тока 1982
  • Шпиглер Людвиг Александрович
  • Гольц Марк Ефимович
  • Гудзенко Александр Борисович
SU1046885A1
Двухдвигательный электропривод постоянного тока и способ управления им 1987
  • Чернявский Владимир Наумович
  • Величко Антон Тихонович
  • Незовибатько Владимир Иванович
SU1552336A1
Двухдвигательный электропривод постоянного тока и способ управления им 1990
  • Величко Антон Тихонович
  • Незовибатько Владимир Иванович
  • Вакульчик Владимир Григорьевич
SU1802394A1
ЦИФРОВОЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА С ДВОЙНОЙ ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНОЙ МОДУЛЯЦИЕЙ 1992
  • Салимов Р.И.
  • Мастюков Ч.И.
RU2037263C1
Способ управления тиристорами широтно-импульсного преобразователя и устройство для его осуществления 1979
  • Остреров Владимир Михайлович
SU855928A1
Способ управления тиристорами мостового преобразователя постоянного тока и устройство для его осуществления 1977
  • Гольц Марк Ефимович
  • Остреров Владимир Михайлович
SU739707A1
Частотно-регулируемый асинхронный электропривод 1985
  • Волков Александр Васильевич
SU1309247A1
Реверсивный электропривод постоянного тока 1977
  • Остреров Владимир Михайлович
  • Гольц Марк Ефимович
SU748758A1

Иллюстрации к изобретению SU 748 757 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для управления тиристорным электроприводом

Формула изобретения SU 748 757 A1

SU 748 757 A1

Авторы

Бейнарович Владислав Александрович

Удут Леонид Степанович

Фадеев Владимир Степанович

Деев Анатолий Евстигнеевич

Даты

1980-07-15Публикация

1974-01-03Подача