Изобретение касается меканических передач и является устройством для редуцирования чисел оборотов ведущего вала при его непрерывном, прерьтистом или реверсивном вращении. Известна волновая зубчатая передача, содержащая гибкое и жесткое копеса и генератор волн l . Зубья гибкого и жесткого колес этой передачи выполнены выпуклыми и образуют цевочное зацепление. Недостатками указанной передачи являются малая нагрузочная способность и невысокий КПД, обусловленные повышенными нагрузками на генератор волн. Наиболее близкой к изобретению по технической суллности и достигаемому эффекту является волновая зубчатая передач содержащая гибкое колесо с на эужными зубьями выпуклого профиля, жесткое кол со с внутренними зубьями и генератор волн 2. В этой передаче зубья гибкого колеса умеют эвольвентный профиль, а зубья жэсткого колеса - прямолинейный профиль. Недостатка 1И ее являются неблагоприятные условия смазки зубьев и возможность появления при некоторых параметрах зацепления кромочного контакта зубьев. Оба эти фактора могут снизить КПД передачи. Цель изобретения - улучшение условий смазки зубьев, исключение irx кромочного контакта и повышение КПД передачи, Это достигается тем, что профили зубьев жесткого колеса выполнены выпуклыми по кривым, образованным производящшч колесом с прямолинейным профилем зубьев. Выпуклые профили зубьев гибкого колеса также могут быть выполнены по кр1тым, образовaHHbnvt производящим колесом с прямолинейным профилем зубьев. На фиг. 1 схематически показана волновая зубчатая передача на фиг 2 - узел Т на фиг. 1; на фиг. 3 - узел « на фиг. I; на фиг. 4 - узел Ш-на фиг. 1. Передача содержит птбкое колесо 1, генератор 2 волн и жесткое колесо 3, выполненное заодно с корпусом. Генератор 2волн, кулачок которого выпопнен по форме овала, через гибкий подшипттк вводат в зацепление зубья гибкого копеса 1 с зубьями жесткого копеса 3, Вращение генератора 2 волн приводит к перебору зубьев гибкого 1 и жесткого 3копес, что вызывает относительное вращение этих копес иэ-эа разности чисел зубьев. Выпуклые профили 4 (см фиг. 2, 3 и 4) зубьев гибкого колеса могут быть, выполнены как по эвольвенте (показана пунктиром), так и по кривым, образованным производящим колесом с прям о линей- ным профилем зубьев (показаны сплошной линией). Профили 5 зубьев жесткого колеса выполнены выпукльпути по кривым, образованным производящим колесом с прямолинейным профилем зубьев (для сравнения на фиг. 2 пунктиром показан известный эволь вентный, близкий к прямолинейному, профиль зуба {шсткого колеса). Для получения выпуклого профиля зуба жесткого колеса и увеличения крщтзны профиля зуба гибкого колеса по сравнению с ЭБОЛьвентным удобно применять долбяк с прямолинейной режущей кромкой. Угол профиля и число зубьев применяемого дол бяка зависят от требований, предъявляемых к волновому зацеплению. Узеп Т (см. фиг. 2) отражает положе ние входа зубьев в зацепление. Здесь боковой зааор между профилем 4 зуба гибкого колеса и профилем 5 зуба жесткого копеса увеличен по сравнению с зазором между зубьями с эвольвентными профилями, показанными пунктиром Узел (см. фиг. З) - начало контактирования зубьев. Взаимное положение профилей 4 и 5 обеспечивает пол1Л1ение масляного клина 6 между зубьями, что уменьшает трение в зацеплении. При неко торых параметрах эвольвентных или прямолинейных зубьев может образоваться их кромочный контакт, при котором не образуется масляного клинд в uanfj-ii nidun движения. Узеп ш {см. фиг. 4) - зацеппен ш зубьев на большой оси генератора волн. Масляный клин 6 сохраняется. Таким образом, в любой фазе зацепления может происходить контакт только поверхностей. Указанные профили зубьев колес могут применяться в волновых передачах с любым типом генератора, при любом числе волн и при любой форме деформации гибкого колеса. Благодаря использованию выпуклых профилей улучшаются условия смазки зубьев и исключается их кромочный контакт, что может привести к повь1шению КПД волновой зубчатой передачи. Формула изобретения 1. Волновая зубчатая передача, содержащая гибкое колесо с наружными аубьями выпуклого профиля, жесткое колесо с внутренними зубьями и генератор волн, вводящий в зацепление зубья колес, отличающаяся тем, что, с целью улучшения условий .смазки зубьев, исключения их кромочного контакта и повышения КПД передачи, профили зубьев жесткого колеса выполнены выпуклыми по кривым, образованным производящим колесом с прямолинейным профилем зубьев. 2. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что выпуклые профили зубьев гибкого колеса выполнены по кривым, образованным производящим колесом с прямолинейным профилем зубьев. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1,Авторское свидетельство СССР NO 199610, кп. F 16 Н 1/ОО, 1966. 2.Авторское свидетельство СССР № 249881, кл. F 16 Н 1/ОО, 1969 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Волновая зубчатая передача | 1974 |
|
SU638770A1 |
Волновая зубчатая передача | 1977 |
|
SU750182A1 |
Зубчатая передача | 1976 |
|
SU929919A1 |
Волновая зубчатая передача | 1977 |
|
SU746144A1 |
Волновая зубчатая передача | 1980 |
|
SU949248A2 |
ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ВАХРУШЕВЫХ | 2009 |
|
RU2396473C1 |
ВИНТОВОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ | 1998 |
|
RU2157931C2 |
Зубчатая передача смешанного или эвольвентного зацепления | 1989 |
|
SU1710893A1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2002 |
|
RU2241878C2 |
ТОРЦОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2005 |
|
RU2285846C2 |
H
.2
фиг.З
Авторы
Даты
1980-07-23—Публикация
1974-03-06—Подача