Устройство выбора задания для обучающей машины Советский патент 1980 года по МПК G09B7/02 

Описание патента на изобретение SU750544A1

(54) УСТРОЙСТВО ВЫБОР.Л ЗАД.ЛНИЯ ДЛЯ ОБУЧ.ЛЮШЕП ...

Похожие патенты SU750544A1

название год авторы номер документа
Тренажер операторов автоматизированных систем управления 1981
  • Лискин Владимир Михайлович
  • Путятин Евгений Петрович
  • Даев Евгений Александрович
  • Рогачев Владимир Иванович
  • Савенков Вячеслав Александрович
SU991482A1
Адаптивное обучающее устройство 1978
  • Великанов Валерий Семенович
SU802985A1
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся 1977
  • Великанов Валерий Семенович
  • Маляров Анатолий Николаевич
SU739621A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1980
  • Петров Николай Стефанович
  • Медведев Валерий Петрович
  • Сальников Борис Александрович
  • Князев Юрий Михайлович
SU943809A1
Устройство для оценки знаний учащихся 1976
  • Медведев Валерий Петрович
SU608189A1
Устройство для оценки профессиональнойпРигОдНОСТи ОпЕРАТОРА АВТОМАТизиРОВАН-НОй СиСТЕМы упРАВлЕНия 1979
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Чижов Александр Юрьевич
SU853645A1
Тренажер операторов систем управления 1976
  • Мирошников Мстислав Романович
  • Глухарев Петр Иванович
  • Иноземцев Евгений Иванович
SU634352A1
Устройство для контроля деятельности оператора системы управления 1977
  • Ефимов Борис Георгиевич
  • Блувштейн Юрий Борисович
SU693426A1
Адаптивное обучающее устройство 1977
  • Великанов Валерий Семенович
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Дегтярев Владимир Александрович
  • Федечкин Александр Сергеевич
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU748493A2
Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых 1984
  • Толубко Владимир Борисович
  • Пятыхин Юрий Леонидович
  • Пятыхин Леонид Илларионович
SU1262556A1

Иллюстрации к изобретению SU 750 544 A1

Реферат патента 1980 года Устройство выбора задания для обучающей машины

Формула изобретения SU 750 544 A1

I

Изобретение относится к авто.матике и вычислительной технике, в частности к устройствам управления обучающи.ми машинами.

Известны устройства управления обучающими .машинами, содержащие схему сравнения и один или несколько решающих блоков 1. Однако такие устройства не позволяют проводить коррекцию ответа обучаемого непосредственно в процессе его автоматической обработки, что практически сводит процесс обучения к контролю знаний.

Наиболее близким техническим решением к настоящему изобретению является устройство для выбора программы обучения в обучающей маи1ине, содержащее блок обработки ответов, который подключен через вычислительный блок к блоку формирования сигнала рассогласования, соединенному последовательно с нересчетной схемой и реверсивным коммутаторо.м 2.

Сигналы с обучаю1цей машины «ответ введен, «код правильного ответа, «код времени обду.мывания вопроса, «код ответа обучаемого поступают на блок обработки ответов, в кот(фом в случае прави.-чьного и своевременного ответа вырабатывается

сигна,, поступающий в вычиолите/п.ный блок. На основании этого сигна.та и спгна, «ответ введен, поступающего с обучающей мащины. вычисляется отношение чис.1а правильно и своевременно введенны.х ответов 5 к общему числу выбора ответов.

Вычисле1 ная величина и сигнал номера програ.м.мы. полученный с реверс1 вного коммутатора, преобразуются в блоке формирования сигналов рассог,пасования в один из признаков; -1; 0; +1. Затем пересчетная 10 схема выдает сигнал на реверсивный коммутатор, который оставляет прежнюю учебную программу или осуществляет изменения, соответствующие признаку рассогласования.

Недостатками этого устройства яв,1яется то, что блок обработки ответа выдает

15 только признаки правильности или неправильности ответа, не указывая степени eio соответствия поставленному вопросу (эталону ответа), в результате чего исключается возможность наведения обучаемого на правильный ответ с ио.мошью своевременной подсказки.

Кро.ме того, в вычислительном б,токе ответ оценивается по отнощению чис.та правилыпз1х II cBoeiipeMeimo введенных ответов к общему числу выбора ответов (эталонов). В итоге устройство для выбора программы обучения срабатывает только после выполнения текущего задания, а возможность прерывания работы для выдачи подсказки исключается. Целью настоящего изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет выделения ошибок непосредственно в процессе обработки ответов. Поставленная цель достигается тем, что в известное устройство П, содержащее блок обработки ответов и последовательно включенные вычислитель, формирователь сигналов рассогласования результатов ответа и реверсивный коммутатор, введены счетчик ввода ответа и формирователь сигналов коррекции ответа, подключенный непосредственно к блоку обработки ответов и вычислителю и через счетчик ввода ответа к формирователю сигналов рассогласования результатов ответа. На чертеже представлена структура устройства выбора задания для обучающей мащины 1, содержащего блок 2 обработки ответов, формирователь 3 сигналов коррекции ответа, вычислитель 4, счетчик 5 ввода ответа, формирователь 6 сигналов рассогласования результатов ответа и реверсивный коммутатор 7. С обучающей мащины 1 информация поступает на входы блока 2 и вычислителя 4, преобразуется и с выходов формирователя 3 и коммутатора 7 ответная информация поступает в .мащину 1. Устройство выбора задания для обучающей мащины работает следуюц.1им образом. На входы блока 2 обработки ответов засылается мащинный код эталона и код ответа обучаемого, выделяются их несовпадающие элементы и направляются в формирователь 3, где определяются веса и признаки ощибок. Признаки ощибок поступают на соответствующий вход обучающей машины , а веса ощибок засылаются в вычислитель 4. Одновременно с выхода формирователя 3 засылается -f 1 в счетчик 5, который ограничивает количество повторных ответов на поставленный вопрос. При превыщении установленного в счетчике 5 значения происходит сброс его, на формирователь 6 подается признак «О, на основани 1 чего реверсивный коммутатор 7 перемещает программу обучающей машины 1 на один щаг вперед, выдавая обучаемому очередной вопрос. Помимо весов ощибок в вычислитель 4 из обучающей машины 1 поступают сигналы об окончании ввода/вывода вопросов и ответов, на базе которых постоянно формируется машинный балл. Если мащинный балл превыщает критическую величину, в формирователе 6 вырабатывается признак «1, по которому реверсивный коммутатор 7 возвращает программу на одно задание. При меньщих значениях машинного балла в формирователе 6 вырабатывается признак «О и реверсивный коммутатор 7 перемещает программу на один щаг вперед. По сравнению с известными аналогичными устройствами настоящее изобретение позволяет повысить эффективность обучения за счет организации между обучающей машиной и устройством для выбора задания дополнительной цепи обратной связи, обеспечивающей коррекцию ошибок непосредственно после обработки ответов, т. е. до вычисления текуцдей оценки, а также за счет адаптации к фактическим знаниям и умениям обучаемого по соотношению веса допущенных ошибок и числа попыток их исправления. При работе таким устройством отпадает необходимость составления учебной программы с учетом метода множественного выбора - представления обучаемому одного правильного и ряда неправильных ответов. Благодаря этому значительно сокращается время подготовки учебных программ, поскольку исключаются такие виды работ, как определение вероятностей появления той или иной ощибки и построение графов правильных и ощибочных ответов. Формула изобретения Устройство выбора задания для обучающей машины, содержащее блок обработки ответов и последовательно включенные вычислитель, формирователь сигналов рассогласования результатов ответа и реверсивный коммутатор, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства за счет выделения ошибок непосредственно в процессе обработки ответов, оно содержит счетчик ввода ответа и формирователь сигналов коррекции ответа, подключенный непосредственно к блоку обработки ответов и вычислителю и через счетчик ввода ответа к формирователю сигналов рассогласования результатов ответа. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Марченко Е. К. Машины для обучения, М., «Мир, 1974, с. 243-257. 2. Авторское свидетельство СССР № 193179, кл. G 09 Б 1/38, 1966 (прототип).

SU 750 544 A1

Авторы

Михайлова Ирина Викторовна

Рожков Владислав Васильевич

Даты

1980-07-23Публикация

1977-12-01Подача