(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
оценивания. Задания в комплексе расположены в порядке увеличения их трудности. Относительная трудность каждого задания в внде количества баллов («веса) задаетсй к каждому заданию при определенном числе вариантов ответов, например пяти. Обучаемый делит условно все задания на «легкие и «трудные и Ha4HHaet ответ с наиболее «легкихэ. В случае неверного ответа (ошибочной попытки) обучаемый может повторять ответ до нахождения верной альтернативы,
При такой методике контроля, с целью увеличения эффективности, обучения за счет повышения объективности оценки знаний, ответ обучаемого на каждое задание оценивается на основании «веса задания и числа ошибочных попыток до ввода верного ответа
Оц,к...,
где Of,,.-, оценка в баллах за ответ;
К, г- «вес задания в баллах; .0 - число ошибочных попыток; .
п - количество предлагаемых на задание ответов.
Для Достижения этого в устройство, содержащее дешифратор, счетчик ошибок, счетчик итоговой оценки, блок совпадения и блок индикации, дополнительно введены реверсивный счетчик и уз л формирователей, которые реализуют оценку ответа обучаемого на основании «веса вопроса и числа ошибочных попыток до аводд верного ответа.
Кроме того, за счет объективной оценки способностей обучаемых на основании оценок за каждый ответ вычисляются показатели, характеризующие способности обучаемых: исходиый уровень .сформированности способности(ИУСС), коэффициент научаемости (КН), уровейь переноса научения (УПН) и коэффициеит Точности оперативной самооценки (KTOG). П}М1 этом ИУСС равен feyмме «весов заданий, которые были отнесены обучаемым к категории «легких и решены без единой ошибочной попытки. Для его реализации введен счетчик ИСХОДНОГО уровня способности. КН, означаюtilHft способность обучаемого извлекать пользу из допущенных ошибок и тех доз «самопомощи, которые он использовал, равен среднему арифметическому оценок обучаемого по заданиям, при решении которых он сделал оши }Чные попытки. Для вычисления КН использовав счетчик .научаемости. УПН, означающий что безошибочное решение «.рудного эадаяяя есть проявление переноса научения, . полученного при ошибочных попытках решения преда№ствующнх «трудных вопросов, равен :сумме «весов заданий, которые отнесены обучаемым к «трудным, но решены им без ошибочных попыток после ошибочиых попыток, сделаййых при решения предшествующих «трудных задапяй. Для его реализации введен счетчик переноса научения. КТОС, означающий, что при деления задгний комплекса на «легкие и «трудные Я5учаемый должен проконтролировать себя 8 «утношении каждого задания, равен отношению, суммы баллов, полученных обучаемым за решение «легких заданий, к сумме «весов этих вадавий. Для его реализацйи использованы счетчик весов, счетчик баллов и вычислитель.
Использование згих четырех показателей позволяет получить объективную качественноколичественную характеристику интеллектуальных способностей обучаемых, создает необходимую основу Для целенаправленного руководства умствеи м развитием, что, в свою очередь, повышает эффективиость обучения.
На чертеже приведена структурная схема устройства.
Оно содержит счётчик ошибок, соединенный с первыми входами устройства и дешифратора, второй вход дешифратора 2 подключен ко второму входу устройства, выходы счетчика 1 ошибок соединены с первыми входами блока 3 совпадения, вторые входы которого Подключены к пульту учашегосй 4, третьи входы - к третьему входу устройства, счетчик 5 итоговой оценки, соединенный с третьим входом устройства и со входом блока индикации 6, формирователь 7, реверсивИый счет: чик 8, вычислитель 9 и блок 10 логической обработки, входы которого соединены с выходом блока 3 совпадения, а выходы - непосредственно через вычислитель со входами блока 6 индикации, входы реверсивного счетчика 8 подключены через формирователь.7 if выходу дешифратора 2 и непосредствеиио - ко второму и четвертому входу устройства, выход ревер-. сйвного счетчика 8 соединен со входами счетчика 5 итоговой оценки и с четвертыми входами блока 3 совпадения, состоящего из элементов совпадения П, 12, 13, 14, 15, 16. Блок 10 логической обработки состоит из счетчиков 17 исходного уровня способности, 18 научаемости, 19 переноса научения, 20 весов и 21 баллов, соединенных со входами и выходами блока 10 логической обработки.
Работа предлагаемого устройства происходит следующим образом.
Получив комплекс заданий, обучаемый делит их на «легкие и «трудные, начиная с наиболее «легких. Перед иачалом ответа обучаемый вводит со своего пульта 4 информа цию о том, что задание в данном случае «легкое, т. е. обеспечивает сигнал, поступающий, на входы элементов И, 15, 16 совпадения. При ответе обучаемого иа задание на второй вход устройства поступает информация о «весе задания, а на первый и третий входы -- информация о качестве ответа: на первый вход -- е(рли ответ неверный; на третий вход - если ответ верный.. Прн.этом сигяал «веса задания записывается в реверсивный счетчик 8. После прихода на вход реверсивного счетчика 8 сигнала «опрос, который осуществляет одновременно перезапись информааи.и.в реверсивный счетчик 8, сигнал «веса поступает на входы элементов II, 15, 16 совпадения, а также на вход счетчи.Ка 5 итоговой оценки.:
В случае верного .ответа обучаемого появится сигнал на третьем в(оде устройства, а также скгнал на выходе счетчика 1ошибок о том, Mtb- ошибочных попыток не. было. В реЗ ультат1( этого Ьигнал о «весе задания пройдет через элемент 11 совпадения и поступит в счетчик 17 исходного уровня способности, через элемент 15 совпадения - в счетчик весов 20, через элемент 16 совпадения - в счетчик баллов 21, а также запишется в счетчик 5 итоговой оценки. В случае Неверного ответа обучаемого появится сигнал на первом входе устройства, который запишется в счетчик 1 ошибок, с вызюда которого сигнал поступает на первый вход дешифратора 2, на второй вход которого поступает сигнал «веса задания. На основании сигнала «веса задания и сигнала ошибочных попыток из счётчика. 1 ошибок дешифратор 2 определяет число «штрафных баллов за ошибочную попытку Например, при фиксированном числе предлагаемых ответов - 5, «весе вопроса - 8 и первой ошибочной попытке числа «штрафных баллов - 2, при второй ошибочной попытке число «штрафных баллов - 4 и т. д. Сигнал о числе «штрафных баллов с выхода дешифратора 2 постулпает на формирователь 7. Если при второй попытке обучаемый дает верный ответ, то на третьем входе устройства вновь появится сигнал, который, поступив на формирователь 7, разрешит формирование сигнала «штрафных баллов на основании сигнала из дешифратора 2 (в данном случае двух «штрафных баллов). Сигнал «штрафных баллов с выхода формирователя 7 поступает на выч1 ающий вход реверсивного счетчика 8, в peзyльtaтe чего из «веса задания, записанного в реверсивный счетчик 8, вычитается число «штрафйых баллов. Оставшееся число баллон при приходе сигнала «опрос с выхода реверсивного счетчика 8 через элемент 11 совпадения поступит в счетчик .17 исходного уровня сяособнрсти, через элемент 12 совпадения - в счетчик 18 научаемости, через элемент 16 совпадения - в счетчик 21 баллов ив счетчик 5 итоговой оценки. В счетчик 20 весов сигнал «веса вопроса записыватеся сразу же при первом ответе, независимо от качества .ответа. В счетчик 18 научаемости записываются только баллы за те задания, «а которые были ошибочные попытки ответа. При ответе обучаемого на последующие «легкие задания дикл работы устройства повторяется. .Таким образом, к концу ответа обучаемого на все «легкие задания будет определен исходный уровень сформированности способности -г информация о числе баллов, записанных в счётчик 17 исходного уровня способности, а также коэффициент точности .оперативной самооценкя - сигнал вычислителя 9, т. е. частное от деления сигнала из счетчика 21 баллов на сигнал из счетчика 20 весов. Перед отчетом на «трудные задания обучаемый со своего пульта 4 вводит информа-Цию о том, что задание в данном случае «трудное, т. е. обеспечивает сигнал, поступающий на входы элементов 13 и 14 совпадения; При ответе обучаемого на «трудные задания работа дешифратора 2, счетчика 1 ошибок, формирователя 7. реверсивного счетчика 8, элемента 12 совпад.иия, счетчика 18 научаемостии счетчика 5 итоговой оценки протекает аналогично. Однако, если первый ответ «а «трудное задание был верным, то сигнал «веса задания в счетчик 19 переноса научеиия через элемент 14 совпадения не пройдет, так как не будет сигнала с выхода логического элемента 13,сигнал на выходе которого, появится только после того, как при ответе на «трудные задания будет дан неверный ответ, т. е. будет сигнал на выходе счетчика 1 ошибок. После этого сигналы «весов «трудных задашй, на которые будут даны правильные ответы с первой попытки, будут записываться в счётчик 19 переноса научения через логический апемент 14. В результате этого к концу ответа обучаемого на все «трудные задания, а, следовательно, на все задания, будет определена итоговая оценка - сигнал счетчика 5 итоговой оценки, уровень переноса научения - сигнал счетчика 19 переноса научения и коэффициент научаемостн - сигнал счетчика 18 научаемости. Индикация всех показателей уровня зяаний учащихся осуществляется блоком 6 индикации. При этом следует заметить, что методика реализуемая предлагаемым устройством, позволяет проводить не только контроль, но и обучение, которое при необходимости включает в себя и контроль. Оценка каждого ответа обучаемого с учетом «веса задания и числа попыток до правильного ответа позволяет объективно оценивать знания обучаемых, увеличивая при этом эффективность обучеиня. Вычислеине- показа телей, характеризующих интеллектуальные способности обучаемых, обеспечнь т необходимую объективную основу для целенаправленного руководства умственным развитием, что также позволяет увеличить эффективность обучения. Следовательно, Использование предлагаемого устройства при машинном обучении и конт роле знаний позволит в значительной степени увеличить эффективность обучеиия. Формула изобретения Устройство для оценки знаний учащихся, содержащее счетчик ошибок, соедниенный с нервь1мн входами устройства н дешифратора, второй вход дешифратора подключен ко вто рому входу устройства, выходы счетчика ошибок соединены с первыми входами блока совпадения, вторые входы которого подключены к пульту учащегося, третьи входы- к третьему входу устройства, счетчик итоговой оценки, соединенный с третьим входом устройства и со входом блока иидикации, отличающееся тем, что, с целью повышения точиости устройства, оно содержит формирователь, реверсивный счетчик, вычислитель и блок логической обработки, входы которого соеДииены с выходом блока совпадення, а выходы -- непосредственно и через вычНслитёль - со вхоДами блока инднкацин, входы реверснвного счетчнKd подключены, через- формирователь к выходу дешифратора и непосредственно - ко второму и четвертому входу устройства, выход реверсивного счетчика соединен со входом счетчика итоговой оценки и с четвертыми входами блока совпад;ения.
Источники информации, принятые во внимание при проведении экспертизы:
1.Авторское свидетельство СССР Na 272696, кл. О 09 В 5/02, 1970.
2.Авторское свидетельство СССР № 419951 кл. G 09 В 7/04, 1974.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для оценки профессиональнойпРигОдНОСТи ОпЕРАТОРА АВТОМАТизиРОВАН-НОй СиСТЕМы упРАВлЕНия | 1979 |
|
SU853645A1 |
Устройство для оценки ответов учащихся | 1978 |
|
SU765861A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1980 |
|
SU928393A1 |
Устройство выбора задания для обучающей машины | 1977 |
|
SU750544A1 |
Устройство для оценки ответовучАщиХСя | 1979 |
|
SU830501A2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ | 2011 |
|
RU2466461C1 |
Обучающее устройство | 1976 |
|
SU572832A2 |
Устройство для контроля знаний обучаемого | 1983 |
|
SU1119058A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU997061A1 |
Обучающее устройство | 1990 |
|
SU1737484A1 |
в« taffea
Авторы
Даты
1978-05-25—Публикация
1976-04-08—Подача