1
Изобретение относится к области горного машиностроения.
Известны отбойно-погрузочные органы горных комбайнов барабанно-лопастного типа 1.
Особенностью этого погрузочного органа является крепление лопастей на подшипниках скольжения на коленчатой оси и выполнение обода барабана с вырезами для пропуска и направления лопастей. Однако такой рабочий орган имеет низкий КПД.
Известен также отбойно-погрузочный орган горной машины, включающий барабан с корпусом и лопастями, установленными на оси, и систему рычагов привода лопастей 2.
Однако такие рабочие органы неудовлетворительно работают на налипающих грунтах.
Целью изобретения является повышение эффективности работы на налипающих грунтах.
Поставленная цель достигается тем, что корпус барабана выполнен из жестко связанных цилиндрических желобов, образующих замкнутый контур, а каждая лопасть выполнена в виде цилиндрического желоба, размещена в соответствующем желобе корпуса барабана и снабжена очистительным, выполненным в виде цилиндрического
сегмента, размещенного во внутренней полости лопастей и жестко связанного с корпусом барабана. На фиг. 1 изображено устройство, общий
5 вид; на фиг. 2 - то же, поперечный разрез через погрузочный орган.
Отбойно-погрузочный орган включает барабан с корпусом, который выполнен сварным из цилиндрических желобов 1, размещенных по окружности, торцы которых приварены к фланцам 2, в которых выполнены полукруглые вырезы для желобов 1. Зазоры между краями желобов закрыты кликами 3. К торцам желобов приварены
15 кольца 4.
В полостях желобов 1 размещены лопасти 5, которые так же имеют форму цилиндрических желобов, причем наружный диаметр лопастей несколько меньше внутрен20 него диаметра желобов 1.
По торцам лопастей 5 приварены полукруглые фланцы 6, форма которых такова, что закрывает торцы лопастей не полностью, а частично, оставляя свободной режущую кромку лопасти. К наружным поверхностям фланцев 6 ближе к цилиндрической поверхности лопасти на равном расстоянии от ее краев закреплены пальцы 7. Длина лопастей 5 такова, что они свобод30 но размещаются между фланцами 2 с минимальными зазорами. В полостях лопастей 5 размещены очлстители, выполненные ввиде цилиндрических сегментов, соСТОЯН1.ИХ из цилиндрических н елобов 8, закрытых пластинами 9, а с торцов - ф.маицами 10. Пластины 9 выполнены по радиусу, равному наружному радиусу барабана отбойио-погрузочного оргаиа. Наружный диаметр желобов 8 несколько меньше внутреннего диаметра лопастей 5. Длина очистителей такова, что они свободно .размещаются в полостях лоластей 5.
Очиститель вместе с желобом 1 образует полукруглый продольный паз, в котором размещена лопасть 5. К пальцам 7 лонастей 5 крепится система рычагов. Она представляет собой фланец 11 с щарнирно закрепленными на нем рычагами 12, а рычаг 13 соединен с фланцем II жестко.
Фланец свободно размещен на коленчатой оси 14, образующей эксцентриситет по отнощению к оси вращения барабана 15.
Режущая часть лопастей 5 снабжена зубками 16, а противоположная, нерабочая, сторона-ровная. За барабаном размещен конвейер с очистным ножом.
При вращении барабаиа системы рычагов, размещенные эксцентрично по отнощению к оси вращения барабана 15, свободно вращаются на последней, увлекаемые лоиастями 5. Лопасти соверщают не только врап;ательное движеиие вместе с барабаном, но и качательные движения. Каждая лопасть 5, пройдя конвейер с очистным ножом, начинает вращаться ир.и помощи рычагов 12 или рычага 13, и зубки 16 начинают по мере вращеиия барабана внедряться в грудь забоя.
При этом угол резания, образованный режущими кромками зубков 16 и грудью забоя, меньще прямого, лопасть 5 не снимает, а складывает материал, что значительно уменьщает усилие резаиия. Усилие резания воспринимается пальцами 7 и системой рычагов, т. е. не плоскостями, а поверхностями вращения. В отличие от трения ио илоскости трение поверхностей вращения обладает более высоким КПД. Наличие жесткого соединения рычага 13 с флаицем 11 не позволяет соверщить рычажной системе обратный поворот иод действием сил резания, препятствуют образованию ударов в начале вращения отбойно-погрузочного органа.
Лопасти 5, образуя с очистителями ковЩи, значительно уменьщают просыпание материала. При дальиейщем вращении барабана лопасть 5, уходя от груди забоя.
начинает уходить под действием рычагов 12 и 13 в соответствующий паз, образованный желобом 1 и желобом 8 очистителя. При этом налипщий на лопасть материал на рабочей части лопасти счищается у входа в паз кромкой пластины 9, а не рабочая, ровная, часть лопасти выталкивает попавший в паз материал с противоиоложной его стороны. Таким образом, материал,
свободно попадающий в открытый паз с нерабочей стороны лопасти 5, также свободно ею выталкиваются. Приближаясь к конвейеру, рабочая часть лопасти 5 уходит виутрь паза, а нерабочая приближается
к наружной поверхности барабана и в своем конечном положении, против конвейера, лопасть 5 полностью размещается в иазу, а ее рабочая и нерабочая части утоплены в этом пазу. Материал при помощи очистного ножа подается на конвейер. Фланцы 6, закрывающие торцы лопастей 5, имеют такие вырезы, которые не препятствуют внедрению рабочей части лопасти в целик, в то же время они препятствуют
попаданию кусков материала с лопастей 5 в полости, образованные фланцами 2. Однако штыб все равно будет попадать в указанные полости, например через зазоры. Полость барабаиа, образоваиная фланцами
2 и желобами 1, полностью закрыта от попадания в нее материала.
Формула изобретения
Отбойно-погрузочный орган горной машины, включающей барабан с корпусом и лопастями, установленный на оси, и систему рычагов привода лопастей, отличающийся тем, что, с целью повышеиия эффективности работы на налипающих грунтах, корпус барабана выполнен из жестко связанных цилиндрических желобов, образующих замкнутый контур, а каждая лопасть выполнена в виде цилиндрического
желоба, размещена в соответствующем желобе корпуса барабана и снабжена очистителем, выполненным в виде цилиндрического сегмента, размещенного во внутренней полости лопасти и жестко связанного
с корпусом барабана.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 111190, кл. F 21 F 13/00, 1956.
2.Авторское свидетельство СССР № 271369, кл. F 21 F 13/00, 1970 (прототип)..
Авторы
Даты
1980-07-30—Публикация
1978-03-02—Подача