1
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть -использовано для обучения в.различных учебных заведениях.j
Известно адаптивное обучающее устройство, содержащее блок связи с вычислительной машиной, дешифратор, блок ввода, управляемый диапроектор, экран, блок фотодатчиков, логический блок, Q блок оценок, блок индикации 1 .
Недостатком этого устройства является его сложность.
Известно также адаптивное обучаю- 15 щее устройство, содержащее блок ввода ответов, связанный с блоком сравнения ответов и блоком памяти, соединенным с блоком воспроизведения, который подключен к блоку регистрации, блоку 20 сравнения адресов, регистру адреса, блоку сравнения ответов и блоку определения признаков, подсоединенному к блоку сравнения адресов, блоку управления и блоку сравнения ответов, свя-25 ванному с блоком управления, который соединен с блоком регистрации и регистром адреса, подключенным к блоку памяти и блоку сравнения адреса, выход . которого подсоединен к блоку памяти 2}30
Это уст)Ойство позволяет производить выбор следующего кадра в зависимости от ответа учащегося и таким образом реализовать разветвленные программы. Однако в этом устройстве для перехода к нужным кадрам программы на кинопленке необходимо кодировать варианты (эталоны) ответов учащегося, что ведет к усложнению программ.
Наиболее близким к изобретению является устройство, содержаидее блок ввода ответов, подключенный к блоку памяти, соединенному с регистром адреса, блоком сравнения адресов и блоком воспроизведения учебной информации, который подключен к блоку сравнения ёщресов, регистру адреса, блоку определения признаков, блоку сравнения ответов и счетчику ошибок, соединенному с блоком индикации и с блоком сравнения ёщресов, который подключен к регистру адреса и блоку определения признаков, соединенному с блоком управления и блоком сравнения ответов, который подключен к блоку управления, соединенному р регистром адреса, а также содержащее блок задания критерия оценки и коммутации кодов ответов, первый информационный вход которого соединен с блоком ввода ответов, второй информационный вход со счетчиком ошибок, управляющий вход - с блоком воспроизведения учеб ной информации, а выход - с блоком сравнения ответов З . Недостатком данного устройства является необходимость кодирования на кинопленке вариантов ответов учащегося или вариантов числа ошибок, допущенных учащимся. Большое количество эталонов ответов или числа ошибок приводит кувеличению расхода программоносителя, увеличению трудоемкости составления и изготовления программ и увеличению времени поиска нужного кадра. Цель изобретения - упрощение устройства. Указанная цель достигается тем, что в известном устройстве, содержащем блок ввода ответов, подключенный к блоку задания критериев оценки и блоку памяти, соединенному с регист,ром адреса, с одним из блоков сравне ния и с блоком воспроизведения учебной информации, который подключен к первому блоку сравнения, регистру адреса, блоку определения признаков учебной информации, счетчику, блоку задания критериев оценки и блоку регистрации, соединен ному с первым блоком сравнения и бло ком задания критериев оценки, подклю ченным ко второму блоку сравнения, первый блок сравнения соединен с регистром адреса и блоком определения признаков учебной информации, второй блок сравнения соединен с рет гистром адреса и счетчиком, подключенным к блоку определения признако учебной информации. На чертеже представлена блок-схе ма предлагаемого устройства. Устройство содержит блок 1 ввода ответов, подключенный к блоку 2 зад ния критериев оценки и блоку 3 памяти, соединенному с блоком 4 воспроизведения учебной информации, подключенным к блоку 2, блоку 5 регистрации, блоку б сравнения адресов, регистру 7 адреса, счетчику 8 и блоку 9 определения признаков уче ной информации, соединенному с блок б сравнения адресов и со счетчиком подключенным к блоку 10 сравнения, соединенному с регистром 7 адреса, подкдйоченным к блоку 3 памяти и бло ку б сравнения адресов, соединенному с блоком 3 памяти и блоком 5 регистрации, подключенным к блоку 2, связанному с блоком 10 сравнения. Блок 3 памяти устройства содержи реверсивный лентопротяжный механизм и носитель информации на кинопленке с нанесенными на ней информационным кадрами и кодами управления. Программа на кинопленке содержит два ти а кода с различными функциями в упавлении работой устройства. Код первого типа содержит адрес ледующего кадра, по которому нужно искать следующий кадр, разряд подлючения кода числа ошибок или кода тветов учащегося для организации ереходов в обучающей программе либо о числу ошибок учащегося, либо по го ответам, а также содержит один азряд, например темный, под отличиельный признак, предназначенный для познавания кода первого типа блоом 9. Коды второго типа содержат код кадра, являющийся двоичным номером кадра и предназначенный для сравнения с адресом следующего кадра, разряд Неправильно и один разряд, например светлый, под отличительный признак кода второго типа. Предлагаемое адаптивное обучающее устройство работает следующим образом. После ввода учащимся ответа блок 1 ввода ответов подает код номера ответа в блок 2 и сигнал запуска лентопротяжного механизма в блок 3 памяти . Во время движения кинопленки управляющие коды последовательно проходят мимо фотодатчиков блока 4, считываются, усиливаются и подаются в блоки устройства. По сигналам из блока 4 блок 2 производит автоматическое подключение к блоку 10 сравнения либо блока 1 ввода ответов, либо блока 5 регистрации. Каждый возможный вариант (номер) ответа учащегося или его числа ошибок на кинопленке кодируется кодом первого типа, стоящим в определенном порядке среди других кодов первого типа. Первый по порядку код первого типа соответствует первому варианту ответа или первому варианту числа ошибок, второй по порядку код первого типа соответствует второму варианту ответа или второму варианту числа ошибок и т.д. Счетчик 8 определяет число кодов первого типа при наличии разрешающего сигнала из блока 9 и подает код в блок 10 сравнения. Блок 10 производит поразрядное сравнение кода счетчика 8 с кодом номера ответа учащегося или с кодом варианта числа ошибок учащегося ( например, третий вариант ответа учащегося сравнивается с третьим по счету кодом первого типа). При совпадении кода счетчика 8 с кодом номера ответа учащегося или с кодом варианта числа ошибок блок 10 сравнения выдает сигнал сравнения в регистр 7 адреса, в котором из блока 4 записывается адрес следуквдего кадра считанного кода первого типа.Запись в регистр 7 адреса происходит один раз. Для сокращения числа кодов первого типа в случае, если несколько вариантов ответа или числа ошибок определяют
один переход в программе, в коде первго типа может содержаться код, по которому может производиться последовательное или единоразовое увеличение содержимого счетчика 8 сразу на несколько единиц или разряд обязательной записи в регистр 7 адреса следующего кадра. Этот дополнительный код и сигнал обязательной записи поступает из блока 4 в счетчик 8. Таким образом, каждому переходу от данного кадра соответствует определенный код первого типа.
Адрес следующего кадра может содержать закодированный разряд изменения первоначального направления движения кинопленки, поступающий в блок 3 памяти. Блок 6 производит поразрядное сравнение адреса следующего кадра, приходящего из регистра 7 и кода кадра, приходящего из блока 4, при нгшичии разрешающего сигнала из блока 9 о нсшичии кода второгс типа. При поразрядном сравнении блоком 6 выдается сигнал на остановку лентопротяжного механизма в блок 3 памяти и разрешающий сигнал на запись ошибок в блок 5 регистрации, если в соответствующем разряде кода второго типа закодирован сигнал ошибки (Неправильно).
Предлагаемое устройство позволяет значительно упростить программу за счет исключения эталонов ответа учащегося или числа допушенных им ошибок поэтому уменьшается расход программоносителя , уменьшается время поиска нужного кадра, повышается удобство программирования и уменьшается трудоемкость составления и изготовления прюграмм.
При использовании данного устройст расход кинопленки, занятой управляющими кодами (исключая коды адреса кадров), уменьшается почти вдвое.
Формула изобретения
Адаптивное обучакхцее устройство, содержащее блок ввода ответов, подключенный к блоку задания критериев оценки и блоку памяти, соединенному с регистром адреса, с одним из блоков сравнения и с блоком воспроизведения учебной информации, котораЛ подключен к первому блоку сравнения, регистру адреса, блоку определения признаков учебной информации, счетчику, блоку згщания критериев оценки и блоку регистрации, соединенному с первым блоком сравнения и блоком задания критериев оценки, подключенным ко второму блоку сравнения, первый блок сравнения соединен с регистром адреса и блоком определения признаков учебной информации, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью упрощения устройства, в нем второй блок сравнения соединен с регистром адреса и счечиком, подключенным к блоку определения признаков учебной информации.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 327510, кл. G 09 В 7/02, 1971.
2.Авторское свидетельство СССР по заявке - № 2184468/24,
kл. G 09 В 7/02, 1976.
3.Авторское свидетельство СССР по заявке 2456784/24,
кл. G 09 В Т/02, 1977 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обучающее устройство | 1977 |
|
SU822230A2 |
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU746692A1 |
Адаптивное обучающее устройство | 1977 |
|
SU748493A2 |
Адаптивное обучающее устройство | 1977 |
|
SU746690A1 |
Адаптивное обучающее устройство | 1977 |
|
SU832574A2 |
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся | 1977 |
|
SU739621A1 |
Адаптивное обучающее устройство | 1978 |
|
SU802985A1 |
Обучающее устройство | 1977 |
|
SU746689A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся | 1977 |
|
SU750543A1 |
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU809316A2 |
1
u
Авторы
Даты
1980-07-30—Публикация
1978-07-13—Подача