Обучающее устройство Советский патент 1980 года по МПК G09B7/02 

Описание патента на изобретение SU746692A1

(54) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Похожие патенты SU746692A1

название год авторы номер документа
Обучающее устройство 1978
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU809316A2
Адаптивное обучающее устройство 1978
  • Великанов Валерий Семенович
SU802985A1
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся 1978
  • Алимпиев Артурий Васильевич
  • Маляров Анатолий Николаевич
SU868816A2
Адаптивное обучающее устройство 1977
  • Великанов Валерий Семенович
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Федечкин Александр Сергеевич
  • Дегтярев Владимир Александрович
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU746690A1
Обучающее устройство 1978
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU894780A2
Обучающее устройство 1977
  • Морозов Виталий Константинович
  • Великанов Валерий Семенович
  • Скорнякова Лариса Семеновна
SU744710A2
Обучающее устройство 1979
  • Маляров Анатолий Николаевич
SU842921A1
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся 1977
  • Великанов Валерий Семенович
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU750543A1
Обучающее устройство 1978
  • Алимпиев Артурий Васильевич
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Федечкин Александр Сергеевич
  • Дегтярев Владимир Александрович
SU809314A2
Адаптивное обучающее устройство 1977
  • Великанов Валерий Семенович
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Дегтярев Владимир Александрович
  • Федечкин Александр Сергеевич
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU748493A2

Иллюстрации к изобретению SU 746 692 A1

Реферат патента 1980 года Обучающее устройство

Формула изобретения SU 746 692 A1

1

Изобретение относится к автоматизации учебного процесса, и может быть использовано для обучения учащихся по адаптивным программам в различных учебных заведениях.

Одно из известных обучающих устройств содержит блок представления информации, блок считывания кодов, блок ввода ответов, блок сравнения ответов, логический блок, блок индикации и оценки, узел управления, а также блок предварительного анализа ответов, состоящий из узла памяти, дешифратора и ключа 1.

Это устройство позволяет классифицировать ощибки учащегося по типам для точного управления поиском нужного кадра и выставления оценки, что позволяет существенно расширить методические возможности обучающей мащины.

Однако это устройство не позволяет выбирать кадры с вопросами в зависимости от индивидуально определяемого объема позы изученного учебного материала (после дозы учебного материала определенного объема в обучающей программе следуют вопросы, затем новая доза материала, вопросы и т.д.).

Наиболее близким к предложенному является обучающее устройство, содержащее блок ввода ответов, связанный с блоком сравнения ответов и блоком памяти, соединенным с блоком воспроизведения, который 5 подключен к блоку сравнения адресов, ре- гистру адреса, блоку сравнения ответов и блоку определения признаков, подсоединенному к 0локу сравнения адресов, блоку управления и блоку сравнения ответов, связанному с блоком управления, который соединен с регистром адреса, подключенным к блоку памяти и блоку сравнения адресов, выход которого подсоединен к блоку памяти, блок регистрации, счетчик ошибок и пульт преподавателя 2.

Это устройство позволяет выбирать нуж15ный кадр с учебной информацией и вопросами в зависимости от ответов учащихся, позволяя использовать широко разветвленные программы. Однако это устройство не всегда позволяет правильно учитывать и выбирать йужный объем дозы выдаваемой учащемуся новой учебной информации, за которой должны следовать контрольные кадры с вопросами. Выбор контрольных кадров с вопросами необходимо производить после

определенного объема дозы изученной учебной информации, причем объем дозы определяется индивидуальными особенностями учащегося.

Причиной указанного недостатка является отсутствие возможности учета объема изученной учащимся информации и выбора кадров с вопросами после усвоения учащимся определенного объема учебной информации, определяемого индивидуальными особенностями учащегося.

Цель изобретения - расщирение дидактических возможностей устройства.

Для достижения этой цели в обучающее устройство, содержащее блок ввода ответов, подключенный к блоку сравнения ответов и блоку памяти, соединенному с блоком воспроизведения учебной информации, который подключен к блокам сравнения адресов и ответов, регистру адреса, блоку определения признаков учебной информации и счетчику ошибок, соединенному с блоком регистрации и блоком управления, подключенным к блоку сравнения ответов, блоку определения признаков учебной информации и регистру адреса, который соединен с блоком памяти и блоком сравнения адресов, подключенным к блоку памяти, к блоку определения признаков учебной информации, соединенному с блоком сравнения ответов, и пульт преподЁвателя, введены последовательно включенные генератор и сумматор, соединенный с пультом преподавателя, блоком сравнения адресов регистром адреса, блоком воспроизведения учебной информации, счетчиком ошибок и блоком управления.

На чертеже схематически изображено обучающее устройство.

Оно содержит блок 1 ввода ответов, блок 2 сравнения ответов, блок 3 памяти, блок 4 воспроизведения учебной информации, счетчик 5 ошибок, регистр 6 адреса, блок 7 сравнения адресов, сумматор 8, анализирующий информационную емкость учебного материала, блок 9 определения признаков учебной информации, блок 10 управления, блок 11 регистрации, пульт 12 преподавателя и генератор 13.

Предлагаемое обучающее устройство работает следующим образом.

Перед началом обучения преподаватель на пульте 12 задает один из критериев, по которым определяется объем дозы учебной информации, после которой следует контролировать учащегося., 4« s & Пocлe ввода учащимся ответа блок 1 выдает сигнал запуска лентопротяжного механизма в блок памяти 3 и код ответа в блок 2 сравнения ответов, куда также поступают коды возможных ответов с, фотоэлектрических усилителей блока 4, считывающих закодированные на кинопленке коды возможных ответов, в блок 2 также из блока 9 оп ределения признаков учебной информации поступают сигналы о считывании кодов возможных ответов. При поразрядном сравнении крда ответа с одним из кодов возможного ответа блок 2 выдает сигнал сравнения в блок 10 управления.

Блок 10 производит запоминание наличия сравнения кода ответа и кода возможного ответа и выдает кратковременный сигнал на запись ощибки в счетчик 5, и если в сравненном коде была закодирована ошибка определенного веса, то код веса ошибки из блока 4 поступает в счетчик 5, где суммируются веса ощибок учащегося.

После сравнения кода возможного ответа с кодом ответа первый пришедший код, являющийся адресом следующего кадра, вызывает появление сигнала из блока 9

в блоке 10, который вырабатывает разрешающий сигнал на запись адреса следующего кадра из блока 4 в регистр 6 адреса. Если нужный кадр находится в стороне, противоположной первоначальному направлению движения кинопленки, то регистр 6

0 адреса выдает сигнал реверса в блок 3 памяти и направление движения кинопленки меняется на противоположное.

Блок 7 производит поразрядное сравнение адреса следующего кадра, приходящеJ го из регистра 6 адреса, и кода кадра, приходящего из блока 4 при поиске нужного кадра, а также при на.т1ичии разрешающего сигнала из блока 9 о присутствии кода кадра. При поразрядном сравнении блоком 7 выдается сигнал на останов лентопротяжного механизма в блок 3 памяти.

Каждому кадру на кинопленке соответствует код, определяющий его информационную емкость, т.е. объем учебной информации, содержащийся в нем и который должен усвоить учащийся. По сигналу останова лентопротяжного механизма, приходящего из блока 7 в сумматор 8, код информационной емкости кадра из блока 4 суммируется с кодами, соответствующими объему ранее изученного материала данной дозы. Код,

0 соответствующий объему всего изученного учащимся материала, .т.е. объему всех доз по данной программе, также суммируется и через дешифратор поступает в пульт преподавателя 12 для индикации. Как только объем изученного материала в данной дозе достигает некоторой величины, после ввода учащимся ответа, код первой суммы записывается в регистр 6 адреса и одновременно сигнал из сумматора 8 в блок 10 запрещает выдачу блоком 10 в регистр 6 сигнала

0 на запись адреса следующего кадра с пленки. Таким образом, в регистр 6 адреса записывается некоторый код, по которому ищется кадр с вопросом. Следовательно, нужный кадр с вопросом будет выдан учащемуся после изучения им дозы учебного материала

определенного объема. После ввода учащимся ответа на вопросы первого контролирующего кадра, сумматор 8 обнуляется, сигнал из него в блок 10 прекращается и выдача

5

учащемуся следующего кадра со следующими вопросами, разъяснениями или информацией будет производиться по его ответам.

Объем дозы информации, после которой следует контролировать учащегося, определяется начальными условиями, выставляемыми преподавателем на пульте преподавателя ощибками учащегося, допущенными им во время контроля после усвоения предыдущих доз учебного материала и изменением скорости усвоения учебного материала.

Начальные условия с пульта преподавателя 12 подаются в сумматор 8 и учитывают индивидуальные особенности учащегося (учащегося, не уверенного в своих силах, следует контролировать чаще).

Код ошибок со счетчика 5 подается в сумматор 8 и позволяет учитывать качество усвоения учебного материала в процессе обучения (если ошибок допускается много, то учащегося следует контролировать чаще).

С генератора 13 в сумматор 8 подаются эталонные импульсы, гсо числу которых на единицу информационной емкости кадра можно судить о скорости усвоения материала.

Если скорость усвоения материала внутри одной дозы упала, или скорость усвоения материала в последующих дозах упала по сравнению с предыдущими дозами, то это свидетельствует о снижении интереса к материалу или о возрастании утомления учащегося, следовательно, контроль следует проводить чаще, а объем дозы учебного материала сократить.

Применение данного устройства позволяет значительно повысить эффективность обучения. Данное устройство позволяет определять оптимальный объем дозы учебной информации, которую следует усвоить учащемуся. После усвоения учащимся дозы учебной информации определенного объема устройство выдает учащемуся контролирующие кадры с вопросами по изученному материалу данного объема. Выбор оптимального объема производится в зависимости от индивидуальных особеннрстей учащегося, количества сделанных им ошибок по предыдущему материалу и от изменения скорости усвоения учебного материала. Объем изученного материала высвечивается преподавателю на пульте преподавателя.

Кроме того, предложенное устройство позволяет организовать смену характера умственной деятельности после усвоения данного материала определенного объема.

10

Формула изобретения

Обучающее устройство, содержащее блок ввода ответов, подключенный к блоку

сравнения ответов и блоку памяти, соединенному с блоком воспроизведения учебной информации, который подключен к блокам сравнения адресов и ответов, регистру адреса, блоку определения признаков учебной информации и счетчику ощибок, соединенному с блоком регистрации и блоком управления, подключенным к блоку сравнения ответов, блоку определения признаков учебной информации и регистру адреса, который соединен с блоком памяти и блоком сравнения адресов, подключенным к блоку памяти и блоку определения признаков учебной информации, соединенному с блоком сравнения ответов, и пульт преподавателя, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства,

оно содержит последовательно включенные генератор и сумматор соединенный с пультом преподавателя, блоком сравнения адресов, регистром адреса, блоком воспроизведения учебной информации, счетчиком ошибок и блоком управления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 287424, кл. G 09 В 7/02, 1968. 2. Авторское свидетельство СССР

по заявке № 2429379/24, кл. G 09 В 7/02, 1976 (прототип).

SU 746 692 A1

Авторы

Маляров Анатолий Николаевич

Алимпиев Артурий Васильевич

Даты

1980-07-05Публикация

1978-03-31Подача