Реверсивный электропривод постоянного тока Советский патент 1980 года по МПК H02P5/16 

Описание патента на изобретение SU752714A1

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в системах автоматического регулирования, в частности, в электроприводах 5 металлорежущих станков.

Известен реверсивный электропривод постоянного тока с тиристорным широтно-импульсным преобразователем, содержащий усилитель с выводом сред- ю ней точки, формирователь управляющих импульсов, широтно-импульсные модуляторы, два источника питания с общей точкой, электродвигатель и тахогенератор 1. 15

Однако такой электропривод не обес:печивает торможения врсодающегося двигателя при отключении напряжения питания в момент исчезновения напряжения сети.20

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является реверсивный электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, подключенный к тиристорному широтно-им- 25 пульсному преобразователю с силовым источником, имеющим конденсаторный фильтр, связанный с электродвигателем тахогенератор, выход которого соединен со входом усилителя с выведен-з0

ной средней точкой, связанной с общей ТОЧКОЙ двух источников, первый из которых через конденсаторный фильтр подключен ко входам широтно-импульсного модулятора и формирователей импульсов управления коммутирующими и коммутируекыми тиристорами широтно-импульсцого модулятора, другой вход которого подключен к выходу упомянутого усилителя и через последовательно соединен- . ные селекtop импульсов и дифференцирующий блок связан с выходом второго источника JZ ,

Однако известный электропривод обладает низкой надежностью в режиме торможения вращакхцегося двигателя при отключении напряжения сети. Этот недостаток обусловлен тем, что цепь динамического торможения двигателя образуется чедез мостовые тиристоры преобразователя, которые включаются из-за того, что при выключении напряжения сети поступает сигнал включения на пороговые устройства широтно-импульсного модулятора. Если выключение сети происходит в момент токоограничег иия, когда пороговые устройства заперты сигналом с устройства токоограничения, ошротно-импульсный модулятор не выдает импульсы на включение мостовых тиристоров, и режим торможения двигателя не состо597ся. Поскольку мостовые тиристоры коммутируются уст ройством искусственной коммутации, среднее значение якорного тока, а сл довательно, и эффективность торможения невелики. В электроприводах, в которых имеется устройство блокировки, препятствующее возникновению режима вертикального включения мостовых тиристоров, режим торможения вра щающегося двигателя при выключении напряжения сети вообще не обеспечи- вается. Цель изобретения повышение надежности в режиме торможения двигателя при выключении источников питания . Поставленная цель достигается тем что в известный электропривод, содержащий электродвигатель, подключенный к тиристорному широтно-импульсному преобразователю с силовым источником, имеющим конденсаторный фильтр, связанный с электродвигателем тахоге нератор, выход которого соединен со входом усилителя с выведенной средней точкой, связанной с общей точкой двух источников, первый из которых через конденсаторный фильтр подключен ко входам широтно-импульсного мо дулятора и формирователей импульсов управления коммутирующими и коммутиру емыми тиристорами широтно-импульсног преобразователя, другие входы которы соединены с двумя выходами широтноимпульсного модулятора, другой вход которого подключен к выходу упомянутого усилителя и через последователь но соединенные селектор импульсов и дифференцирующий блок связан с выходом второго источника, введены после довательно /соединенные и подключенные ко входу формирователя импульсов управления коммутирующими тиристорами широтно-импульсного преобразователя генератор импульсов и ключ, управляющий вход которого подключен к выходу второго источника питания. На фиг.1 представленаблок-схема реверсивного электропривода постоянного тока; на фиг.2 - схема тиристор ного широтно-импульсного преобразова теля . Электропривод постоянного тока со держит электродвигатель 1 с тахогене ратором 2, тиристорный широтно-импул ный преобразователь 3 с силовым исто ником 4, формирователь 5 импульсов управления коммутирующими тиристорам и формирователь 6 импульсов управления коммутируемыми тиристорами, : ши ро.тно импульсный модулятор 7, усилитель 8, генератор 9 импульсов, который через управляемый ключ 10 присое динен ко входу формирователя 5 импул сов управления коммутирующими тиристорами, источник 11 питания, который присоединен к управляющей цепи управляемого ключа 10 и через дифференцирующий блок 12 и селектор 13 импульсов одной полярности - ко входу широтно-импульсного модулятора 7, и источник 14 питания, который через кондги.ааторные фильтры 15 присоедикек к блокам 5,6,7,8,9. Устройство искусственной коммутации тиристорного широтно-импульсного преобразователя 3 подключено к силовому источнику 4 питания с конденсаторным фильтром. Нагрузкой мостового тиристорного преобразователя является якорь двигателя 1. Устройство искусственной коммутации содержит коммутирующие тиристоры 16 и 17, диоды 18 и 19, коммутирующие индуктивности 20 и 21, конденсатор 22 и зарядный дроссель 23. Диоды 24,25,26 и 27 образуют диодный мост, а коммутирующие тиристоры 28, 29,30 и 31 - тиристорный мост. Электропривод работает следующим образом. . При включении источников питания 4,11 и 14 на выходе дифференцирующего блока 12 появляется импульс, который через селектор 13 импульсов по полярности поступает на вход широтно-импульсного модулятора 7. Полярность этого импульса такова, что в этом случае на выходе широтно-импульсного модулятора и выходе формирователя б импульсов управления коммутируемыми тиристорами импульсы отсутствуют,выходное напряжение на выходе тиристорного преобразователя 3 равно нулю,и импульсного вращения двигателя 1 не происходит, Селектор 13 импульсов по полярности, представляющий собой ограничитель с нулевым уровнем ограничения (например, диодный) , выделяет импульсы толь-г ко одной полярности, и при импульсе, возникающем на выходе дифференцирующего блока 12 в момент выключения источников питания, импульс на выходе киротно-импульсного модулятора 7 отсутствует. При выключении источников питания, которое может иметь место при выключении сети либо срабатывания автоматического выключателя защиты, отключающего источники питания 4,11 и 14, постоянные времени конде 1саторных фильтров 15 выбирают такими, чтобы в течение одного или более периодов коммутации формирователи 5 и 6 управляющих импульсов,широтно-импульсный модулятор 7, усилитель 8 и генератор 9 импульсов функционировали нормально. Полярность источника 11 питания такова, что при наличии напряжения на его выходе управляемый ключ 10 находится В отключенном состоянии. Так как на выходе источника 11 питания фильтр отсутствует, то при выклю.чении источников питания напряжение в управлякщей цепи ключа 10 исчезает сразу же, что приводит к замыканию ключа 10. При этом импульсы с выхода генератора 9 поступают через замкнутый ключ 10 на вход формирователя 5 импульсов управления коммутируюсцими тиристорами. Период следования импульсов генератора 9 импульсов выбран меньшим интервала включенного состояния тиристоров устройства искусственной коммутации тиристорного преобразователя 3, равного полупериоду собствен ных колебаний его разрядных контуров 20 и 22 (21 и 22) . Устройство искусственной коммутации не может работать при периоде следования управляющих импульсов меньшем, чем полупериод собственных колебаний его разрядных контуров, так как в этом случае в интервале включенного состояния тиристора устройства искусственной коммутации включается другой тиристор, т.е. воз никает режим короткого замыкания силового источника 4 питания с конденсаторным фильтром. Если в момент вык лючения напряжения источников питани двигатель 1 с тахогенератором 2 находится в состоянии вращения, то образуется цепь якорного тока двигател через диоды 24 и 25 (или 26 и 27) об ратного моста, коммутирующие индуктивности 20 и 21 и включенные тирист ры 15 и 17. Под действием электродви жущей силы вращающегося двигателя происходит его динамическое торможение. Если в момент выключения источников питания напряжение задания рав няется нулю, т.е. двигатель не вращается, то аналогично предыдущему происходит разряд конденсаторного фильтра силового источника 4 питания а поскольку тиристоры 28 и 29 моста не включаются, импульсного вращения двигателя не происходит. В связи с тем, что цепь динамичес кого торможения двигателя образуется через тиристоры устройства искусстве ной коммутации,которые в данном случ не коммутируются,среднее значение як ного тока и эффективность торможения высоки. Торможение двигателя осу щёствляется при любом режиме работы электропривода, предшествующем момен ту выключения напряжения сети, в том числе и в режиме токоограничения. При этом совершенно безразлично, имеет широтно-импульсный преобразователь устройство блокировки с элементами задержки или не имеет, так как в любом случае разряд конденсаторов фильтра силового источника 4 питания осуществляют через тиристоры устройства искусственной коммутации, а не через тиристоры моста,одновременному включению которых устройство блокировки препятствует. Торможение двигателя при выключении источни ов питания обеспечивается как в электроприводах с обычными двигателями, быстродействие которых невелико и устройство блокировки с элементами задержки может отсутствовать, так и в более широком классе быстродействующих электроприводов, в том числе с малоинерционными электродвигателями, в которых устройство блокировки с элементами задержки обязательно имеется. При этом устраняется и myльcнoe вращение двигателя при включении источников питания. Формула изобретения Реверсивный электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, подключенный к тиристорному широтно-импульсному преобразователю с силовым источником, имеющим конденсаторный фильтр, связанный с электродвигателем тахогенератор, выход которого соединен со входом усилителя с выведенной средней точкой, связанной с общей точкой двух источников, первый из которых через конденсаторный фильтр подключен ко входам широтноимпульсного модулятораи формирователей импульсов управления коммутирующими и коммутируе чыми тиристорами широтно-импульсного преобразователя, другие входы которых соединены с двумя выходами широтно-импульсного модулятора, другой выход которого подключен к выходу упомянутого усилителя и через последовательно соединенные селектор импульсов и дифференцирующий блок связан с выходом второго источника, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в режиме торможения двигателя при выключении источников питания, в него введены последовательно соединенные и подключенные ко входу формирователя импульсов управления коммутирующими тиристорами широтно-импульсного преобразователя генератор импульсов и ключ, управляющий вход которого подключен к выходу источника питания. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Гольц М. Е. и др. Автоматизированные электроприводы постоянного тока с широтно-импульсными преобразователями. М., Энергия, 1972,С.58. 2.Авторское свидетельство СССР 616702,. кл. Н 02 Р 5/16, 1974.

Похожие патенты SU752714A1

название год авторы номер документа
Электропривод постоянного тока 1975
  • Гулыманов Борис Васильевич
  • Гольц Марк Ефимович
  • Лаздина Светлана Ивановна
  • Макаров Геннадий Александрович
SU650193A1
Электропривод 1979
  • Гулыманов Борис Васильевич
  • Ганнель Леонид Викторович
  • Натальчишин Анатолий Павлович
SU928574A1
Реверсивный электропривод постоянного тока 1974
  • Гольц Марк Ефимович
  • Шевченко Борис Петрович
  • Шпиглер Людвиг Александрович
SU616702A1
Реверсивный электропривод 1983
  • Гольц Марк Ефимович
  • Литвин Николай Сергеевич
  • Процерова Наталья Александровна
  • Шпиглер Людвиг Александрович
  • Подлесный Вячеслав Иванович
SU1116514A1
Реверсивный электропривод постоянного тока 1973
  • Гольц Марк Ефимович
  • Остреров Владимир Михайлович
  • Макаров Геннадий Александрович
  • Мезенцев Сергей Афанасьевич
SU587585A1
Электропривод постоянного тока 1981
  • Гольц Марк Ефимович
  • Ганнель Леонид Викторович
  • Гулыманов Борис Васильевич
  • Литвин Николай Сергеевич
  • Прокопенко Александр Адольфович
SU972641A1
Реверсивный электропривод постоянного тока 1977
  • Остреров Владимир Михайлович
  • Гольц Марк Ефимович
SU748758A1
Устройство для управления тиристорным широтно-импульсным усилителем мощности 1969
  • Гольц Марк Ефимович
  • Остреров Владимир Михайлович
SU651443A1
Двухдвигательный электропривод и способ его управления 1990
  • Сисев Владимир Павлович
  • Серокуров Виктор Алексеевич
SU1744787A1
Электропривод постоянного тока 1979
  • Прокопенко Александр Адольфович
  • Гольц Марк Ефимович
  • Литвин Николай Сергеевич
SU917291A1

Иллюстрации к изобретению SU 752 714 A1

Реферат патента 1980 года Реверсивный электропривод постоянного тока

Формула изобретения SU 752 714 A1

SU 752 714 A1

Авторы

Гольц Марк Ефимович

Шевченко Борис Петрович

Гулыманов Борис Васильевич

Макаров Геннадий Александрович

Даты

1980-07-30Публикация

1975-05-26Подача