Изобретение относится к траиспортным средствам, в частности к сиденьям транспор.тных средств, и может быть использовано в автобусах и троллейбусах в качестве сидений, распо- латаемых возле запасных выходов. Известны сиденья транспортных средств, преимущественно автобуса, содержащие остов, состоящий из горизонтальной рамы и жестко связанных с кузовом опорных стоек, и закрепленные на раме подушки сиденья и спинки 1. Эти сиденья, рассчитанные на несколько пассажиров, в случае установки в зоне запасного выхода при аварийной ситуации не позволят осуществить быструю эвакуацию пассажиров из салона транспортного средства. Наиболее близким техническим рещением к изобретению является сиденье для транспортного средства, преимущественно автобуса, которое содержит остов, состоящий из горгоонтальной рамы, имеющей длину, соответствующу щирине кузова, и жестко связанных с кузовом опорных стоек, и закрепленные на раме подущки сиденья и спинки 21. Эти сиденья имеют тот же недостаток, что объясняется тем, что они имеют неразъемную раму, а подушки сиденья и спинки не являются легкосъемными. Поэтому в случае аварийной ситуации эти сиденья создают помеху пассажирам для эвакуации их через запасной выход, поскольку для демонтажа таких сидений потребуется много времени, что практически неосуществимо в аварийных ситуациях. Цель изобретаиия - повышение степени безопасности пассажиров в аварийной ситуации путем образования прохода по щирине сиденья. Указанная цель достигается тем, гто рама выполнена составной из отдельных секций, которые связаны между собой легкоразъемными соединениями, опорные стойки расположены под крайними секциями рамы, а подушки сиденья и спинки каждой секции выполнены автономными, а средней секции - съемными. Каждое из разъекб1ых соединений состоит из закр епленной на одной из сопряженных секций рамы У-образной направляющей, выполненной с отверстием на одной из ее сторон, и пластины пля введения в направляющую при 37 фиксации сиденья, выполненной с прорезью, соосной отверстию направляющей, при этом в прорези и отверстии установлен стопорный палец, связанный с подпружиненной рукояткой. Для ускорения аварийного соединения секций рамы рукоятки стопорных пальцев соединений соседних секций рамы направлены навстречу другу другу. На фиг. 1 изображено .сиденье, установленное в транспортном средстве, общий вид; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1 в изометрии; на фиг. 3 - вид по стрелке А на фиг. 1; на 1ФИГ. 4 - разрез Б-Б на фиг. 3 (в увеличенном виде). Сиденье содержит остов, состоящий из горизонтальной рамы, соответствующей по длине ширине кузова 1. Рама выполнена составной из отдельных секций - средней 2 и двух крайних 3 и 4. Под крайними секциями рамы установле ны опорные стойки 5 и 6, жестко связанные с кузовом. Подушки сиденья 7 и спинки 8 как крайних секций рамы, так и подушки 9 сидень и сшшки 10 средней секции вьтолнены автоном ными, при этом подушки средней секции являются и легкосъемными. Секции рамы связаны между собой легкораз емными соединениями. Для этого к средней секции рамы по ее бокам жестко прикреплены :У-образные направляющие И, в которые входят пластины 12, прикрепленные к крайним сек ииям 3 и 4 рамы. По бокам средней секции рамы расположены фиксаторы, выполненные в виде стопорных пальцев 13, подпружиненньк пружинами 14. Стопорные пальцы установлены в отверстиях 15, выполненных в У-образных направляющих 11 и прорезях 16, расположенных на торцах сторон пластин 12, при этом отверстия направляющих размещены соосно про резям пластин. Стопорные пальцы 13 соединены с Г-образными тягами 17, установленными в кронштейнах 18, которые жестко прикреплены к средней секции рамы. Отогнутые концы тяг 17 образуют рукоятки 19, расположенные в средней части остова на расстоянии, обеспечивающем одновременный захват их одной рукой. В рабочем положении сиденья секция 2 рамы посредством У-образных направляющих 11 соединена с крайними секциями 3 и 4 рамы и фиксируется посредством подпружиненных пру жинами 14 стопорных пальцев 13, установленных в отверстиях 15 направляющих и совмещенных с этими отверстиями прорезях 16 пластин. Для обеспечения свободного выхода через запасную дверь 20, смежно с которой расположено сиденье, перемещением рукояток 19 навстречу друг к другу выводят стопорные пальцы 13 из прорезей 16. Далее, воздействуя на среднюю секцию рамы, перемещают последнюю с закрепленными на ней подущками 9 сиденья и спинки 10 вперед, или при открытой запасной двери назад до полного выхода пластин 12 из У-образных направляющих 11 и тем самым освобождают проход к запасной двери. Освобождение занимаемого сиденьем прохода может выполняться как из салона транспортного средства, так и снаружи через открытую запасную дверь. Формула изобретения Сиденье для пассажирского транспортного средства, преимущественно автобуса, содержащее остов, состоящий из горизонтальной рамы, по длине соответствующей ширине кузова, и жестко связанных с кузовом опорных стоек, и закрепленные на раме подушки сиденья и спинки, отличающееся тем, что, с целью повышения степени безопасности пассажиров в аварийной ситуации путем образования прохода по ширине сиденья, рама выполнена составной из отдельных секций, которые связань1 между собой легкоразъемными соединениями, а опорные стойки расположены под крайними секциями рамы, при этом подушки сиденья и спинки каждой секции выполнены автономными, а средней секции - съемными. i 2.Сиденье по п. 1, отличаюшееся тем, что каждое разъемное соединение состоит из закрепленной на одной из сопряженных секций рамы У-образной направляющей, выполненной с отверстием на одной из ее сторон, и пластинь для введения в направляющую при фиксации сиденья, выполненной с прорезью, соосной отверстию направляющей, при этом в прорези и отверстии установлен стопорный палец, связанный с подпружиненной рукояткой. 3.Сиденье по п. 2, отличаюшееся тем, что, с целью ускорения аварийного рассоединения секции рамы, рукоятки соединений соседних секций рамы направлены навстречу друг другу. . Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент США 3897974, .кл. 297-457, 1975. 2.Сарафанов Ю. К. и др. Автобус КАВЗ-685, Транспорт, 1976, с. 231-233 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Безопасное сиденье транспортного средства | 1978 |
|
SU861132A1 |
ДВУХЭТАЖНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2017 |
|
RU2719498C1 |
ПЕРЕДНЕЕ ОТКИДНОЕ КРЕСЛО МЕЖДУГОРОДНОГО АВТОБУСА | 2012 |
|
RU2521892C2 |
БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2596007C1 |
САЛОН ПАССАЖИРСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2585192C1 |
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИДЕНЬЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2585186C1 |
Междугородный, туристический, экскурсионный автобус | 2022 |
|
RU2801179C1 |
СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С УСТАНОВЛЕННЫМ УСТРОЙСТВОМ БОКОВОЙ ПОДУШКИ БЕЗОПАСНОСТИ | 2017 |
|
RU2664140C1 |
САЛОН ПАССАЖИРСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2585188C1 |
АВТОМОБИЛЬ, СКЛАДЫВАЮЩИЙСЯ П-ОБРАЗНО | 2014 |
|
RU2582008C1 |
5
II
Авторы
Даты
1980-09-23—Публикация
1978-07-03—Подача